Родной язык
Рабочая программа по
родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету,
ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики
обучения.
На уровне начального
общего образования изучение родного (кабардино-черкесского) языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий
на материале родного
(кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в основном звене
школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной
(кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет
родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
В условиях
билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство
осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения
родного кабардинского языка предполагается использование материалов
кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление
межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное
чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими).
В содержании программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку выделяются три содержательные линии:
первая содержательная
линия обеспечивает наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие
базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических
ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах современного
кабардино-черкесского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного кабардинского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий компонент данной
содержательной линии - работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных типов;
вторая содержательная
линия связана с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять
цели общения, адекватно участвовать
в речевом общении);
третья содержательная
линия направлена на изучение национально- культурной специфики родного языка,
на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета;
Изучение родного (кабардино-черкесского) языка
направлено
на достижение
следующих целей:формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России;
понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения, осознание значения кабардинского языка
как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
овладение
первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач, овладение умением наблюдать
за функционированием
языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые
единицы с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
овладение умением
работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
формирование
представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности
народа, осознание национального своеобразия родного языка, формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а
через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России; овладение кабардино-черкесским языком на
элементарном уровне
и формирование
первоначальных коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
родным литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому
самосовершенствованию, приобретение практического опыта исследовательской
работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний,
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом; развитие функциональной грамотности, готовности к
успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 236 часов:
в 1 классе - 66 часов
(2 часа в неделю),
во 2 классе-68 часов
(2 часа в неделю),
в 3 классе - 68 часов
(2 часа в неделю),
в 4 классе - 34 часов
(1 часа в неделю).
Программа по
литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне
начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В соответствии с
требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы
по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на
формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином
культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа
в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства
субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как
одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и российской культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в
систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
Основная идея
учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке»
состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению,
кабардино-черкесская литература устанавливает
тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной
традиции в сознании младших школьников Освоение программы по учебному предмету
«Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом
«Обучение грамоте» (66 часов). Содержание курса «Литературное чтение»,
реализуемого в период обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей
программе учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период
обучения грамоте заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных
предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
В содержание программы по литературному
чтению на родном (кабардино-черкесском) языке выделяются следующие
содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности,
литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг
детского чтения.
Изучение литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными
видами текстов;
развитие интереса к
чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта
в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы,
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование интереса
к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и
культуре народов России;
ознакомление с
детской литературой родного, русского и других народов, формирование
патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
Общее число часов,
рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке, - 102 часа:
во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю),
в 3 классе - 34 часа
(1 час в неделю),
в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).