Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык». 2кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МКОУ СОШ №2 г.п. Терек

Федеральная рабочая программа
учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык»

для обучающихся 2 классов

г.п. Терек 2023-2024г

1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые
знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её
компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка
является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается использование
материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление
межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное чтение»,
«Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими).
1.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
выделяются три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в
учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о
нормах современного кабардино-черкесского литературного языка, развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного кабардинского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий компонент данной
содержательной линии - работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
обучающихся (умениями определять цели общения, адекватно участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линия направлена на изучение национально- культурной
специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета;
1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе национального
самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
кабардинского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать
за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в
языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного языка,
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному
языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения к
культурам и языкам народов России;
овладение кабардино-черкесским языком на элементарном уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его
использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие
потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний, овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудированием, говорением, чтением, письмом;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю),
во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

2. Содержание обучения во 2 классе
2.1. Для чего нужна речь? Язык и речь - общие черты и различия. Общение. Текст,
предложение, слово. Тема, главная мысль текста, заголовок по теме
или по главной мысли. Виды текстов: описание, повествование и рассуждение. Звуки и
буквы. Текст (виды текстов, предложение, слово).
2.2. Звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы. Гласные звуки. Развитие речи. Рассказ по картинке
«Экскурсия в лес». Согласные звуки. Слог. Перенос слова. Звук э. Согласные звуки пI,
тI. Правописание букв п и т вместо звуков [пI] и [тI], которые слышатся перед звуками
[кI] [кIу] [къ] [къу] [лI] [тI] [фI] [щI] [цI] [I] [Iу]. Разделительный ы

в слове. Буква у. После буквы у буква ы не пишется. Буква и. Буква е. Буква э. Буквы ю, я.
Буква ё. Звонкие и глухие согласные. Звуко-буквенный разбор слова. Сложносоставные
буквы алфавита. Ударение. Алфавит.
Устный рассказ «Приглашаю в город Нальчик». Рассказ-описание «Осень»:
(приметы осени, как не простудиться, что нравится, и что нет в этом времени года).
Контрольное списывание.
2.3. Слово.
Слова, обозначающие собственные и нарицательные имена. Заглавная буква в
именах и фамилиях, в кличках животных. Названия сёл, улиц, рек с заглавной буквы.
Однозначные и многозначные слова. Слова, которые отвечают на вопрос «хэт?» («кто?»),
«сыт?» («что?»). Слова, которые отвечают на вопрос «сыт хуэдэ?» («какой?»). Слова,
которые отвечают на вопрос «сыт ищIэр?» («что делать?»)
Проектное задание «Государственные символы России и Кабардино- Балкарской
Республики». Практическая работа (подготовка статьи в детский журнал «Нур»). Устный
рассказ «Мои любимые занятия». Устный рассказ «Как я помогаю маме».
2.4. Послелоги.
2.5. Корень слова. Однокоренные слова.
Речевой этикет «Приветствие».
2.6. Предложение.
Речь состоит из предложений. Главные члены предложения. Виды предложения по
цели высказывания. Сравнение предложений по интонации. Связь слов в предложении.
Распространённые и нераспространённые предложения
3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесский) языку на уровне начального общего образования.
3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесский) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесский) языка, являющегося частью истории и
культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесский) языка в Российской Федерации и в
субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного
языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых
способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе
через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (кабардино-черкесского) языка).
3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности
(метопредметных результатов)
3.3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать
языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
3.4.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта
(речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем.
3.6.У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
3.7.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
3.8.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
и орфографических ошибок.
3.9.У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
3.10. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
составлять небольшое описание картины;
рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах;
понимать на слух речь учителя и одноклассников;
находить в тексте нужную информацию;
выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;
соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (в рамках изученного
материала);
проводить звуковой и звуко-буквенный анализ слова;
определять лексическое значение слова при помощи словаря в конце учебника или
толкового (переводного) словаря;
выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов и антонимов (без
употребления терминов);
находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;
выделять среди имён существительных собственные и нарицательные;

определять множественное число имён существительных по суффиксу -хэ- (без
терминологии), самостоятельно находить слова с суффиксом множественного числа;
распознавать прилагательные (по вопросу), определять их роль в речи
наблюдать за употреблением прилагательных в текстах;
распознавать личные местоимения;
различать слова, обозначающие действие, среди других слов и в тексте;
наблюдать за употреблением прилагательных в текстах;
распознавать глаголы (без термина) настоящего времени;
строить предложения для решения определенной речевой задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения);
составлять предложения со словами: зы, тIу, куэд (один, два, много);
различать предложения по цели высказывания и по интонации;
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
анализировать уместность использования средств устного общения в разных
ситуациях, во время монолога и диалога.
писать словарный (6-8 слов) и текстовый (8-10 слов) диктанты;
списывать небольшой (от 17 до 23 слов) печатный текст, обнаруживать
орфограммы, находить границы предложения, выделять части текста.
составлять 3–5 предложений на заданную тему;
записывать по памяти небольшой текст (2-4 предложения);
каллиграфически точно писать печатным и рукописным шрифтом
с соблюдением правил орфографии (в пределах изученного).
- где? куда? откуда?); времени (отвечающие на вопрос дапщэщ? - когда?), образа
действия (отвечающие на вопрос дауэ? - как?);
знать функцию послелогов и союзов, находить их в тексте;
находить в предложении однородные члены предложения;
ставить знаки препинания в предложениях с обращениями;
владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой
аудиторией;
выражать собственное мнение, аргументируя его с учётом ситуации общения;
разгадывать рассказы-загадки по определённым признакам;
понимать цель письменного пересказа текста;
списывать печатный текст (25-30 слов), выделять орфограммы, находить границы
предложения, делить текст на части;
писать словарный (8-9 слов) и текстовый (12-15 слов) диктанты;
различать и характеризовать малые фольклорные жанры - загадки, пословицы,
поговорки, игры, считалки, скороговорки;
различать волшебные и бытовые сказки, сказки о животных;
сравнивать сюжеты сказок разных народов;
отличать фольклорное произведение от литературного;
находить средства художественной выразительности - сравнение, звукопись,
повтор;
давать определение понятиям художественное произведение, автор, сюжет, тема,
герой, определять позицию автора.

4.Тематическое планирование

Для чего нужна речь? Язык и
речь – общие черты и
различия. Общение. Родной
язык
– средство единения
народа.
Государственные языки
Кабардино-Балкарской
Республики. Текст,
предложение, слово. Тема,
главная мысль текста,
заголовок по теме или по
главной мысли. Виды текстов:
описание, повествование и
рассуждение. Звуки и буквы.
(Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ). Текст
(л1эужьыгъуэхэр, псалъэуха,
псалъэ).

3

Звуки и буквы Гласные звуки и буквы
(Макъзешэхэмрэ
(Макъхэмрэ
хьэрфзешэхэмрэ).
хьэрфхэмрэ)
Гласные звуки (Макъзешэхэр).
Развитие речи. Рассказ по
картинке «Экскурсия в лес».
Согласные
звуки
(Макъ
дэкӀуашэхэр).
Слог
(Пычыгъуэ). Перенос слова
(Псалъэр зэрырахьэкIыр).
Звук Э и буква А в основе
слова (Макъзешэ э-р
хьэрфзешэ а-кӀэ
къызэрагъэлъагъуэр).
Согласные звуки ПI, ТI (ПI, тI
макъ дэкӀуашэхэр).
Правописание букв п и т
вместо звуков [пI] и [тI],
которые слышатся перед
звуками [кI] [кIу] [къ] [къу]
[лI] [тI] [фI] [щI] [цI] [I] [Iу]
(ПI, тI макъ дэкӀуашэхэм я
пIэкIэ хьрфхэу п, т зэратхыр).
Разделительный Ы в слове
(ЗэпэщӀэзых Ы). Развитие
речи. Работа с
деформированным текстом
«Наша школа». Буква У
(Хьэрф У-р). После буквы У

22

Повторение
пройденного
материала в1
классе

Различать понятия «речь», «текст»
«предложение», «слово», «слог»,
«ударение», «звук», «гласный»,
«согласный»,
«слог-слияние»,
выделять из речи, текста
предложения, делить их на слова, а
слова на слоги извуки, звуки
обозначаются буквами на письме,
различать звуки и буквы.
Отличать текст от набора предложений,
определять тему и главную мысль
текста, озаглавливать текст по его
теме или по его главной мысли.
распознавать тексты разных типов:
описание, повествовании и
рассуждение.
Моделировать предложения,
распространять и сокращать
предложения в соответствии с
изменением модели.
Сравнивать собственные
предложения с заданной моделью.
Отличать гласный
и согласный
звуки, давать характеристику звука.
Определять
отличительные
признаки звуков и букв.
Определять отличительные признаки
гласных и согласных
букв,
правильно
произносить
звуки в слове и вне слова, звонкие и
глухие согласные, определять в
слове количество гласных и
согласных звуков.
Делить слова на слоги, переносить
слова по слогам, соблюдать
правила переноса, определять в
слове количество слогов.
Находить
по
определенным
признакам изучаемые орфограммы
в
словах;
формулировать
орфографические
правила,
находить
проверочные
слова,
упражнения
в
правильном
написании слов (после согласной
буквы у не пишется ы: (у[ы]нэ), в
начале слава слышится э, но всегда
пишется а: [э]слъэн – аслъэн.
Обозначать звуки
[пI],
[тI]
буквами п и т на письме перед
буквами кI, лI, пI, фI, цI, тI, щI, къ,
къу; обозначать буквами е и и
сочетания двух звуков в начале
слова: [йэ], [йы]; обозначать

Слово.
(Псалъэ)

псыежэххэм

буква Ы не пишется (Хьэрф ум и ужькӀэ ы зэрамытхыр).
Буква И (Хьэрф И-р). Буква Е
(Хьэрф Е-р). Буква Э (Хьэрф
Э-р къызэрыкIуэр). Буквы Ю,
Я (Хьэрф Ю, Я-хэр). Буква Ё
(Хьэрф Ё-р). Звонкие и глухие
согласные (Макъ дэкӀуашэ
жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ).
Развитие речи. Рассказописание «Осень»: (приметы
осени, как не простудиться,
что нравится, и что нет в
этом времени года). Звукобуквенный разбор слова (Макъхьэрф псалъэр зэрызэхэтыр
зэпкърыхын).
Сложносоставные буквы
алфавита
(Хьэрф зэгуэткIэ
къагъэлъагъуэ
макъхэр).
Контрольное списывание.
Ударение (Ударенэ).
Алфавит (Адыгэ алфавит).
Развитие
речи.
Устный
рассказ «Приглашаю в город
Нальчик».
Слово (Псалъэ). Слова,
обозначающие собственные и
нарицательные имена. (ЦIэ
унейхэмрэ зэдайхэмрэ).
Практическая
работа
(подготовка статьи в
детский журнал «Нур»).
Заглавная буква в именах и
фамилиях (УнэцӀэхэмрэ
цIэхэмрэ хьэрфышхуэкӀэ
кърагъажьэу зэратхыр), в
кличках животных
(Псэущхьэхэм фӀаща цӀэхэр
хьэрфышхуэкӀэ кърагъажьэу
зэратхыр). Развитие речи.
Устный рассказ «Мои
любимые занятия».
Названиясёл, улиц, рек с
заглавной буквы (Къалэхэм,
кьуажэхэм,
уэрамхэм,
я цӀэхэр хьэрфышхуэкIэ
кърагъажьэу зэратхыр).
Слова, которые отвечают на
вопрос кто? что? (Хэт? Сыт?
упщIэхэм
жэуап
хуэхъу
псалъэхэр.). Развитие речи.
Устный рассказ «Как я

буквами ё, ю, я сочетания звуков
[йо], [йу], [йа]; буквы к, ю э
(русск.) ё в заимствованных словах
и сочетание йо-, иу- йоджэ, иумыт
в исконных словах кабардинского
языка.
Осуществлять
звукобуквенный разбор слова.
Устанавливать соотношение
звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я.

18

Различать слово и обозначаемый
им предмет.
Объяснять значение слов с опорой
на контекст.
Различать
собственные
и
нарицательные
имена,
правильно
оформлять имена собственные при
письме, выбирать подходящие по
смыслу
отрабатывать
навык
правописания
имен,
фамилий,
составлять
предложения
с
использованием имен собственных.
Задавать вопросы хэт? (Кто?), сыт?
(Что?). Различать правило в русском
и кабардинском языке (Вопрос хэт?
(Кто?) задается только человеку, все
остальные слова отвечают на вопрос
сыт? (Что?). Различать слова,
которые пишутся и произносятся
одинаково, но имеют разное значение:
хьэ – хьэ (собака – ячмень, дзэ – дзэ
(зубы – войка).
Различать
слова,
обозначающие
признаки предметов, (без введения
термина),
различать
слова,
называющие предмет и признак
предмета, правильно задавать вопрос,

Послелоги
(Послелогх
эр)

помогаю
маме».
Слова,
которые отвечают на вопрос
какой? (Сыт хуэдэ? упщIэм
жэуап
хуэхъу
псалъэхэр).
Слова, которые отвечают на
вопрос что
делать
(Сыт ищIэр? упщIэм
жэуап
хуэхъу
псалъэхэр). Проектное
задание
«Государственные
символы Россиии КабардиноБалкарской Республики».
Послелоги (Послелогхэр)

отвечать на вопрос, находить в
предложении,
в
тексте
слова,
отвечающие на вопрос какой? (сыт
хуэдэ? дэтхэнэ?).
Различать
слова,
обозначающие
действия предметов (без введения
термина), вопросы сыт ищIэр? сыт
къыщыщIыр?
Различать
слова,
называющие предмет и его действие,
называть
действия
предметов
окружающего мира.
2

Корень
слова
(Псалъэ
лъабжьэ)

Корень
слова
(Псалъэ
лъабжьэ).
Однокоренные
слова
(Псалъэ
зэлъабжьэгъухэр). Развитие
речи. Речевой этикет
«Приветствие».

2

Предложен ия
(Псалъэуха
)

Предложения
(Псалъэуха).
Речь состоит из предложений
(Бзэр псалъэухаурэ
зэрызэхэтыр). Главные члены
предложения (Псалъэухам хэт
псалъэ нэхъыщхьэхэр).
Развитие речи. Устный
рассказ «Мой родной язык».
Виды предложения по цели
высказывания.
Сравнение
предложений по интонации.
(Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр).
Связь слов в предложении
(псалъэ зэпхахэр).
Распространенные
и
нераспространенные
предложения (Псалъэухам хэт
псалъэхэр зэрызэпхар.
Псалъэуха убгъуа, мыубгъуа).
Развитие речи. Обучающее

12

Познакомиться с наиболее
употребительными послелогами.
Различать слова послелоги,
находить их в тексте.
Определять послелоги,
их
расположение, значение (простые
формы), находить послелоги в
предложении и применять
подходящие послелоги в речи.
Выделять корень слова (простые
случаи).
Различать
однокоренные
слова;
находить однокоренные слова и
выделять корень слова.
Упражняться в различении разных
форм слова по вопросам.
Находить корень слова,
однокоренные слова в тексте, в речи,
подбирать проверочные слова,
выделять корень в однокоренных
словах, работать со словарем.
Различать предложения и слова.
Выполнять упражнения
внахождении в составе предложения
всех словосочетаний.
Определять тип предложения по цели
высказывания и эмоциональной
окраске.
Сравнивать
предложения
по
интонации,
по
эмоциональной
окраске. Задавать вопросы к главным
членам предложения.
Составлять предложение по вопросу,
по опорным словам, по сюжетному
рисунку, наопределенную тему.
Устанавливать связь слов в
предложении,
выделять
предложения из речи.
Определять главные
члены
предложения, распространенные и
нераспространенные предложения, их

изложение «Друзья».

Контрольноизмерительн
ые
диагностиче
ские
мероприяти я
за 2 класс

Словарные диктанты,
контрольные диктанты,
изложения, сочинения,
контрольное списывание.
Проектное задание «Наши
меньшие друзья».

9

отличительные признаки (простые
признаки, наличие других слов, кроме
главных членов). Употреблять
заглавную
букву
вначале
предложения, ставить точку,
вопросительный, восклицательный
знаки в конце предложения.
Развитие речи. Составлять устный и
письменный
рассказ
(описание,
рассуждение).
Участвовать в аукционе рассказов,
составлять мозайку рассказов.
Работать
с
деформированным
текстом. Писать предложение по
памяти,
небольшое
изложение,
сочинение-миниатюру.
Проводит
поиск
нужной
инфомации
по
прочитанному.
Готовить
проект,
презентовать ее.
Смотреть мультфильмы с
нартами (мифическими
героями адыгов) с
обсуждением, давать
словесную характеристику
героям нартского эпоса.
Решать тестовые задания.
Применять правила правописания
(в объеме содержания курса 2
класса).
Писать диктант, изложения и
сочинения применяя изученные
правила правописания: контрольный
диктант: 35-45 слов, списывание: 1825 слов, словарный диктант: 9-10
слов. Овладевать первичными
навыками клавиатурного письма при
работе над творческими проектами
и с электронным приложением
к
учебнику, при работе с заданиями в
тестовой форме, в том числе с ЭОР и
ЦОР.

Календарно- тематический план
Темэ

сыхьэт
бжыгъэ

зэман
щекIуэкIынур

щекIуэкIар

1
1
1

20
21
22
23

Псалъэуха, псалъэ, макъ, хьэрф.
Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ
Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ
Макъзешэхэр
Макъ дэк1уашэхэр
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын
Пычыгъуэ
Псалъэр зэрырахьэк1ыр
Псалъэр зэрырахьэк1ыр
Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а-к1э
къызэрагъэлъагъуэр
Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а-к1э
къызэрагъэлъагъуэр
п1,т1 макъ дэк1уашэхэр
п1,т1 макъ дэк1уашэхэр
Зэпэщ1эзых ы
Зэпэщ1эзых ы-м теухуа лэжьыгъэхэр
Хьэрф у-р
Хьэрф у-м техуа лэжьыгъэхэр
Хьэрф У- м и ужьк1э ы- зэрамытхыр
Хьэрф У- м и ужьк1э ы- зэрамытхыр
Словарнэ диктант
Хьэрф и -р
Хьэрф и -р
Хьэрф е -р
Хьэрф е -р къызэрык1уэр

24
25

Хьэрф е -р.
Хьэрф э-р къызэрык1уэр

1
1

26

Хьэрф э-р къызэрык1уэ

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27

Хьэрф ю,я-хэр

1

28

Хьэрф ю,я-хэр

1

29

Хьэрф ё-р.

1

30

Хьэрф ё-р.

1

30

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын
Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ
дэгухэмрэ
Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ
дэгухэмрэ теухуа лэжьыгъэхэр
Хьэрф зэгуэтк1э къагъэлъагъуэ макъхэр
Хьэрф зэгуэтк1э къагъэлъагъуэ макъхэр
Ударенэ

1

31
32
33
34
35
36

1
1
1
1
1

37
38
39

40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Адыгэ алфавит
Адыгэ алфавит
Унэц1эхэмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э
кърагъажьэу зэратхым теухуа
лэжььыгъэхэр
Унэц1эхэмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э
кърагъажьэу зэратхыр
Псэущхьэхэм ф1ащ ц1эхэр
хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр
Къалэхэм,къуажэхэм,
уэрамхэм,псыежэххэм я ц1эр
хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу зэратхыр.
Словарнэ диктант
Хэт? Сыт? упщ1эхэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр
Хэт? Сыт? упщ1эхэм жэуап хуэхъу
псалъэхэр
Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын
Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэр
Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр
Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэр

1
1
1

Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу
псалъэхэм теухуа лэжьыгъэхэр
Послелогхэр
Послелогхэм теухуа лэжьыгъэхэр
Къызэрапщытэ диктант,грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын
Псалъэ зэлъэбжьэгъухэр
Псалъэ зэлъэбжьэгъуэхэр
Бзэр псалъэухаурэ зэрызэхэтыр
Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр
Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэм
теухуа лэжьыгъэхэр
Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр

1

Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэм
теухуа лэжьыгъэхэр
Зэра1уатэ,зэрыупщ1э,хэ1этык1а
псалъэухахэр
Зэра1уатэ,зэрыупщ1э,хэ1этык1а
псалъэухахэр
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

66

Псалъэуха л1эужьыгъуэхэр

1

67

Гъэ псо зэджам пхыпыплъыжын

1

68

Гъэ псом яджар къызэщ1эзыкъуэ урок

1

2 класс(сыхь.68)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебные пособия

1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа». – Издательство

«Эльбрус», 2020.– 160 с.
2. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1 класс. [Текст,
ил.]: для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство
«Эльбрус», 2020. – 80 с.
3. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа»,
Издательство
«Эльбрус», 2020. – 128 с.

4. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
5. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа»,
Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
Дополнительная литература, словари
6. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов /
Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,
2008. – 704 с.
7. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т.
Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.

8. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов /

Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,
2013. – 848 с.
9. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части. –
Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
10. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка:
(Для шк.) / - Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
11. Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. –
Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик:
Эльбрус, 1999. – 283 с.

12. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл.

ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. –
Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.

13. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ
гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф.
Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
14. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х.
Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
15. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок. 31000
слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и
др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
16. Токова С.М., Афаунова А.А. Диктантхэмрэ изложенэхэрэ (Сборник
диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ А. А. – Нальчик:
Эльбрус, 2018. – 94 с.
17. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской грамматике. 1

– 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
18. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского языка:
90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Электронные ресурсы

19. Портал «Российское образование» //URL:www.edu.ru
(дата
обращения 21.06.2021).
20. Фонд сохранения и изучения родных языков народов
РоссийскойФедерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
21. Единое окно доступа к образовательным
ресурсам.//
URL: http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
22. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/
(датаобращения 21.06.2021).
23. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/(дата
обращения21.06.2021).
24. Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал длядетей //
URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
25. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn-90aae3anv.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.07.2021).
26. Электронная библиотека

КБГУ http://
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 14.07.2021).
27. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для
Android) // URL: http://www.amalнtus.com/ (дата обращения 21.06.2021).
28. Образовательный Интернет-портал «Инфоурок» // URL:
https://infourok.ru/diktanti-po- kabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения:
14.07.2021).
29. Словарь «Лъэпкъым и гъуа// URL https://www. sites.google. com/site/
cerkesdict/ home/ ssylki (дата обращения 21.06.2021).
30. Онлайн-словарь «Glosbe»//URL:https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардиночеркесский (дата
обращения: 03.07.2021).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».