МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МКОУ СОШ №2 г.п. Терек Федеральная рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для обучающихся 4 классов г.п. Терек 2023-2024г Пояснительная записка 1.1.Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. На уровне начального общего образования изучение родного (кабардино-черкесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации. В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается использование материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими). 1.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются три содержательные линии: первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах современного кабардино-черкесского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного кабардинского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий компонент данной содержательной линии - работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных типов; вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); третья содержательная линия направлена на изучение национально- культурной специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета; 1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей: формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения кабардинского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики; овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение кабардино-черкесским языком на элементарном уровне и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. 14. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю). 2 .Содержание обучения в 4 классе. 2.1. Фонетика и графика. Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова. Письмо-поздравление с праздником другу (подруге). 2.2. Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Падежные окончания. Словообразовательные суффиксы: -гуэ, гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ. Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ-, хэ-, те-, дэи формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-. Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но). Тестовые задания по теме «Состав слова». 2.3. Морфология. Части речи. 2.4. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные, их правописание. Единственное и множественное число имен существительных. Особенности в изменении собственных имён по числам. Склонение имён существительных. Категория определённости и неопределённости склонения имён существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительный, эргативный, послеложный и обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере». 2.5. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные, пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части речи. Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года». 2.6.Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном числе. Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных слов, образованных путём основосложения прилагательного с существительными. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных. Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио). 2.7.Местоимения. Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два способа выражения указательных местоимений. Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках». 2.8.Глагол. Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма). Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес». 2.9.Имя числительное. Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных. Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая - День Победы. Помним. Гордимся». 3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования. 3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания: формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кабардиночеркесского) языка). 3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. 3.3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. 3.4.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. 3.5.У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. 3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 3.7.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. 3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. 3.9. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. . 3.10. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка . К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям ударения в других языках; проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму; различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы, словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно обозначать при разборе; образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами; определять однородные члены в предложении, распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения являются однородные члены; соблюдать при письме правила употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении однородные члены предложения; определять вопросы и окончания четырёх падежных форм кабардинского языка: именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж («хэт?», «сыт?», «сытым?»), послеложный падеж («хэткIэ?», «сыткIэ?», «сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»); определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи; использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых высказываниях; наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной и письменной речи, склонять имена существительные в категории определённости и неопределённости, правильно подбирать падежные окончания в речи и на письме; соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие послелоги к именам существительным и местоимениям; различать самостоятельные и служебные части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных - качественные и относительные, число, падеж; склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном и множественном числах; согласовывать имена прилагательные и существительные в определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы махуэфI (хороший день)); соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем основосложения прилагательного с существительным; узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи (личные, указательные и притяжательные); правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое, второе, третье лицо, единственное и множественное число); использовать личные местоимения для устранения повторов; оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; определять лицо, число личных местоимений; работать с таблицами склонений личных местоимений, изменятьличные местоимения по падежам; определять и использовать в речи указательные и притяжательныеместоимения; исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений; соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм; соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы; трансформировать текст, изменяя время глагола; распознавать форму повелительного наклонения глагола по грамматическим признакам; различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (щэн, вэн-сэн и тому подобное). спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов в образовании новых слов; соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэс глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой и пишется); различать способы словообразования имён существительных, имёнприлагательных, глагола; определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных; определять вид числительных (количественное или порядковое); работать с таблицами образования числительных; определять падеж числительных и падежные окончания; оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое написание текста на соответствующие числительные; редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных; соблюдать нормы употребления в речевых высказыванияхчислительных и их форм; грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный диктант - 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы. при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты, высказывания); соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учител 4 класс (34 час) Блок Тема и краткое содержание Фонетика и Звуки и буквы (повторение) (Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ). Слог графика и ударение. Развитие речи. Письмо-поздравление с праздником другу / подруге. Особенности ударения в кабардинском языке и заимствованных словах (Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ. Адыгэбзэм и ударенэ хабзэмрэ нэгъуэщ1ыбзэм и псалъэу адагэбзэм къищта псалъэхэм ударенэ зэрытехуэр). Фонетический разбор слова (Макъ хьэрф елъытауэ псалъэр зэпкърыхын). Кол- во часов 1 Характеристика основных видов деятельности обучающихся Работать со звуками и буквами кабардинского алфавита, давать качественную характеристику звукам кабардинского языка, работать с алфавитом. Ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения в кабардинском языке, определять заимствованные слова по особенностям ударения в других языках. Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму. Состав слова (Псалъэр зэрызэхэт Iыхьэхэр) Корень (Лъабжьэр). Однокоренные слова (Псалъэ зэлъабжьэгъухэр). Падежные окончания (Падеж кIэуххэр). Словообразовательные суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ (Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ). Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, - 6 Определять корень слова, различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы, словообразовательные префиксы и суффиксы. Определять падежные окончания, четыре падежные формы кабардинского языка, вопросы падежей и окончания: Именительный падеж: хэт? сыт? сытыр? Эргативный падеж: хэт? сыт? сытым? Послеложный 4. Тематическое планирование щэрэт, -н, -т, -а (Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу суффиксхэр: -а, -ншэ, -щ, -т, къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а). Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэи формообразующие приставки: личные -сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: -о-, ма, мэ-. (Псалъэр къэзыгъэхъу префиксхэр: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэ-, зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр: щхьэ пефиксхэр сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, зэман къэзыгъэлъагъуэ префиксхэр: -о-, ма-, мэ-. Основа слова (Псалъэпкъ) Тестовые задания по теме «Состав слова». Однородные члены предложения, правописание, функция в предложении, интонация при падеж: хэткIэ? сыткIэ? сытымкIэ? Обстоятельственный падеж: хэту? сыту? сытырауэ? Распознавать словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэ- и суффиксы -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ, образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами. Распознавать формообразующие префиксы: личные префиксы: сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я- и временные префиксы: о-, ма-, мэ-; находить их в словах и правильно обозначать при разборе соответствующими знаками. Распознавать формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, щэрэт, -н, -т, -а; находить их в словах и правильно обозначать при разборе соответствующими знаками. Определять однородные члены предложения, находить их в перечислении однородных членов предложения, знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но). (Псалъэухам хэт пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр, абыхэм я тхык1эр, къэпсэлъык1эк1э къызэрыхагъэщыр, нагъыщэ ягъэувхэмрэ союзхэу: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но). Морфологи Части речи. существительное. Имя 4 предложении. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения являются однородные члены. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но), объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении однородные члены предложения и однокоренные слова. Выполнять разбор слова по составу (вычленение формообразующих аффиксов, окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс). Устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в я Собственные и нарицательные имена существительные, их правописание. (ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ абыхэм я тхыкIэмрэ). Единственное и множественное число имен существительных. Развитие речи. Изложение (Сборник диктантов и изложений) Особенности в изменении собственных имен по числам (ЩыIэцIэм и зыкъуэ куэд бжыгъэхэр). Склонение имен существительных (ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур). Категория определенности и неопределенности склонения имен существительных в кабардинском языке. Четыре падежа: именительный, эргативный, послеложный и обстоятельственный (ЩыIэцIэм и белджылы мыбелджылы склоненэхэр. Именительнэ, эргативнэ, послеложнэ, обстоятельственнэ падежхэр). Развитие речи. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере». Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ. (Падеж кIэуххэу -р, -м, -мкIэ, рауэ-хэм я тхыкIэр). Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные, пространственные, причинные и т.д.). Самостоятельные и служебные части речи (Послелогхэр, абыхэм я тхыкIэр, послелог лIэужьыгъуэхэр. Зи щхьэ хущыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэмрэ зи щхьэ хущымыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэмрэ). Развитие речи. Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года». объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков. Выделять собственные и нарицательные имена существительные. Различать названия падежей, определенное и неопределенное (белджылы, мыбелджылы) склонение существительного, склонение собственных имен существительных. Определять четыре падежа в кабардинском языке: именительный, эргативный, послеложный, обстоятельственный. Определять функции падежей и падежные окончания: -р, -м, -мкIэ, кIэ, -рауэ, -уэ. Наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной и письменной речи, в категории определенности и неопределенности, правильно подбирать падежные окончания. Определять грамматические признаки имен существительных – падеж, число, изменять существительные по числам, по падежам. Распознавать имена существительные, имеющие форму только одного числа (единственного или множественного). 1 Распознавать послелоги, определять их правописание, подбирать подходящие послелоги к именам существительным и местоимениям. Определять самостоятельные и служебные части речи. Выявлять характерные особенности употребления послелогов. Различать виды послелогов (временные, пространственные, и т.д.). Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном числе (ПлъыфэцIэ лIэужьыгъуэхэр, абыхэм падежкIэ, бжыгъэк1э зэхъуэк1а зэрыхъур). Правописание определительных словосочетаний, слитное и раздельное написание. (Зэгъусэу къэкIуа щыIэцIэмрэ плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр). Правописание сложных слов, образованных путем основосложения прилагательного с существительными. Развитие речи. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио). Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное мероприятие. Местоимения. Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные и указательные) (ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ ц1эпапщ1э лъэужыгъуищым (щхьэ еигъэ, зыгъэлъагъуэ) щыгъуазэ щIын). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). (Щхьэ цIэпапщIэхэр, япэ, ет1уанэ, ещанэ щхьэм и закъуэ, куэд бжыгъэхэр къызрыкIуэр). Развитие речи. Рассказрассуждение «Наше 4 Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Определять грамматические признаки имен прилагательных – качественные и относительные, число, падеж. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударным корнем. Правильно писать сочетания существительное+прилагательное. Подбирать и согласовать определительные сочетания имен прилагательных и существительных, определять слитное и раздельное написание словосочетаний: сущ.+прил. (махуэ+фIы – махуэфI (хороший день). Соблюдать правила склонения определительных словосочетаний в кабардинском языке и правила согласования имен существительных и имен прилагательных в единственном и множественном числах. 3 Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Определять лицо, число личных местоимений. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Использовать в речи указательные местоимения. Исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Определять притяжательные здоровье в наших руках». Притяжательные местоимения. Два способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи – не употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей (ваш), яй (их) – самостоятельные (Еигъэ цIэпапщIэхэр, абыхэм я къэкIуэкIитIыр). Указательные местоимения. Два способа выражения указательных местоимений. (Зыгъэлъагъуэ цIэпапщIэхэр) Глагол. Общая 8 характеристика глагола (Глаголым теухуауэ гурыIуэгъуэ). Повелительная форма глагола (Унафэ щIыныгъэ глагол). Инфинитив (Инфинитив). Время глагола (Глаголым и зэманхэр). Категория лица глагола (Глаголым и щхьэхэр). Спряжение глагола (Глаголым и спряженэр). Правописание глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ- (Глагол префиксхэм теухуауэ гурыIуэныгъэ). Развитие речи. Сочинение-описание «Наш лес». Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами (Зэры-, щIэ, мы-, фIэ-префиксхэм я тхыкIэр). Правописание а и э в основе глагола (Псалъэпкъым а-мрэ, э-мрэ зэрыщатхыр). Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма). Тестовые задания по теме «Глагол». местоимения и два способа выражения принадлежности. Определять указательные местоимения и способы выражения указательных местоимений. Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. Изменять глаголы по лицам, временам и числам. Распознавать форму повелительного наклонения глагола. Распознавать инфинитив (неопределенная форма глагола) по грамматическим признакам. Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных (щэн, вэнсэн и т.п.). Спрягать глаголы. Образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов в образовании новых слов. Определять правописание у в повелительных глаголах перед префиксом -мы- [жомыIэ] - жумыIэ, ет - иумыт. Соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэ- с глаголами, правописание а и э в Имя числительное. Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи количественных и порядковых числительных (БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ). Развитие речи. Рассказ по картинке «9 мая – День Победы. Помним. Гордимся». Количественные числительные, их правописание (Зэрабж бжыгъэцIэхэр, абыхэм я тхыкIэр). Порядковые числительные, их образование с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей(ЗэрызыкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр, ахэр къызэрыхъу щIыкIэр: префикс -е-, суффикс -анэ-, -анэ-рей). Падеж числительных. Развитие речи. Сочинениерассуждение «Я хочу стать …». 2 основе глагола (Какой звук слышится, такой и пишется). Различать глаголы по грамматическим признакам, выполнять морфологический разбор слова (простая форма). Определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных. Определять вид числительных (качественное или порядковое). Работать с таблицами образования числительных. Определять падеж числительных. Оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое написание текста на соответствующие числительные. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях числительных и их форм. Аргументировать необходимость владения родным языком. Толерантно относиться к носителям других языков и культур, проживающим в Кабардино-Балкарии. Соблюдать нормы кабардинской речи, в том числе при интерактивном общении, откликаться на замечания и вносить соответствующие коррективы. Строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Соблюдать нормы ударения. Составлять самостоятельные статьи в детский журнал, классную, стенную газету. Писать письма, поздраавления родителям, друзьям, сочинения, изложения. Презентовать «Государственные символы России, Кабардино-Балкарской Респкблики. Выполнять пошагово проектные задания. Контрольноизмерительн ые диагностиче ские мероприяти я за 4 класс Словарные диктанты, 6 контрольные диктанты, изложения, сочинения, тестирования, контрольное списывание. Проектное задание «Сокровище моей семьи» с использованием электронных ресурсов. Грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать под диктовку тексты объемом 50–55 слов, (конец II полугодия) – 75-80 слов, словарный диктант – 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы. Писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. Выработать первоначальные навыки клавиатурного письма при работе с тестовыми заданиями в том числе онлайн-тестами и заданиями на сайтах дистанционного обучения. Работать над проектом, заниматься элементарной поисковой, исследовательской деятельностью для решения поставленных целей и задач. Календарно –тематический план № Темэ Сыхьэт бжыгъэ Зэман щекIуэкIын ур Макъхэмрэ хьэфхэмрэ.Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ. 1 2 Псалъэр зэрызэхэт Iыхьэхэр. Лъабжьэр . 1 12.09 3 Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр. Словарнэ диктант. Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр. 1 19.09 1 26.09 5 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу 1 03.10 6 Диктантым и щыуагъэхэм елэжьыжын Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу суффиксхэр Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу префиксхэр. 1 10.10 1 17.10 Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр. Изложенэ 1 24.10 1 31.10 ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ. ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур. 1 14.11 1 21.11 Падеж кIэуххэм я тхыкIэр. Тест лэжьыгъэ Послелогым и мыхьэнэр, абы и къэкIуэкIэр. ПлъыфэцIэм и мыхьэнэр. Проект. ПлъыфэцIэ лIэужьыгъуэхэр, абыхэм падежкIэ зызэрахъуэжыр. Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу Щыуагъэхэм елэжьын Зэгъусэу къакIуэ щыIэцIэмрэ плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр 1 18 Зэгъусэу къакIуэ щыIэцIэмрэ плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр 1 19 20 Изложенэ. ЦIэпапщIэхэмкIэ гурыIуэгъуэ. Щхьэ цIэпапщIэхэр. Еигъэ цIэпапщIэхэр.Тест- лэжьыгъэ 1 1 Зыгъэлъагъуэ цIэпапщIэхэр. Словарнэ диктант. Яджам къытегъэзэжын ГлаголымкIэ гурыIуэгъуэ. Унафэ щIыныгъэ глагол. 1 1 1 4 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 21 22 23 24 05.09 1 28.11 05.12 1 12.12 1 19.12 1 26.12 1 1 1 щекIуэкIа р 25 Инфинитив. Глаголым и зэманхэр 1 26 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу. 1 27 Щыуагъэхэм елэжьын. Глаголым и щхьэхэр. Япэ щхьэ. 1 28 ЕтIуанэ щхьэ. Ещанэ щхьэ. 1 29 30 Глаголхэм я спряженэ. Тест-лэжьыгъэ. Глагол префиксхэмкIэ гурыIуэгъуэ. Зэры-, щlэ-, фlэ-, мы- префиксхэм я тхыкIэр. БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ. Зэрабж бжыгъэцIэхэр. Проект. 1 1 ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр 1 31 32 33 1 1 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу. 34 Гъэ псом яджар къызэщIэзыкъуэж урок. 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебные пособия 1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа». – Издательство «Эльбрус», 2020.– 160 с. 2. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1 класс. [Текст, ил.]: для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 80 с. 3. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с. 4. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с. 5. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс. [Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с. Дополнительная литература, словари 6. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с. 7. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с. 8. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с. 9. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II) 10. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка: (Для шк.) / Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с. 11. Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с. 12. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с. 13. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с. 14. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с. 15. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок. 31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с. 16. Токова С.М., Афаунова А.А. Диктантхэмрэ изложенэхэрэ (Сборник диктантов и изложений)1-4 класс [Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с. 17. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011. 18. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с. Электронные ресурсы 19. Портал «Российское образование» //URL:www.edu.ru (дата обращения 21.06.2021). 20. Фонд сохранения и изучения родных языков народов РоссийскойФедерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021). 21. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.// URL:http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021). 22. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (датаобращения 21.06.2021). 23. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/(дата обращения 21.06.2021). 24. Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал длядетей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021). 25. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn--90aae3anv.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.07.2021). 26. Электронная библиотека КБГУ http:// http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 14.07.2021). 27. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android) // URL:http://www.amalнtus.com/ (дата обращения 21.06.2021). 28. Образовательный Интернет-портал «Инфоурок» // URL: https://infourok.ru/diktanti-pokabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения: 14.07.2021). 29. Словарь «Лъэпкъым и гъуа// URL https://www. sites.google. com/site/ cerkesdict/ home/ ssylki (дата обращения 21.06.2021). 30. Онлайн-словарь «Glosbe»//URL:https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата обращения: 03.07.2021).