Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МКОУ СОШ №2 г.п. Терек

Федеральная рабочая программа
учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 4 классов

г.п. Терек 2023-2024г

Пояснительная записка

1.1.Программа
по
родному
(кабардино-черкесскому)
языку
разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардино-черкесского)
языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения
предметных
и
универсальных
действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной (кабардино-черкесский) язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает значительным
потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её
компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного языка является
единство осознания его национальной ценности и толерантного отношения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации.
В ходе изучения родного кабардинского языка предполагается использование
материалов кабардино-черкесской литературы, истории и культуры адыгов, установление
межпредметных связей с изучаемыми курсами («Русский язык», «Литературное чтение»,
«Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир» и другими).
1.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются
три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением языковых
единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и
практических ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах
современного кабардино-черкесского литературного языка, развитие потребности обращаться
к нормативным словарям современного кабардинского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями, ведущий компонент данной
содержательной линии - работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся
(умениями
определять
цели
общения,
адекватно
участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линия направлена на изучение национально- культурной
специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского речевого этикета;
1.3. Изучение
родного
(кабардино-черкесского)
языка
направлено
на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе национального
самосознания, о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной

культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения кабардинского
языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных
задач,
овладение
умением
наблюдать
за
функционированием
языковых
единиц,
анализировать,
классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в
языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного языка,
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку,
а через него - к культуре своего народа, воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России;
овладение
кабардино-черкесским
языком
на
элементарном
уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его
использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие
потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение практического опыта
исследовательской работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний, овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
14. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю),
во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

2 .Содержание обучения в 4 классе.
2.1. Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения

в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
2.2. Состав слова.
Корень. Однокоренные слова. Падежные окончания. Словообразовательные суффиксы: -гуэ, гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ. Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ-, хэ-, те-, дэи формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-,
приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция
в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения знаки препинания и
союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
2.3. Морфология. Части речи.
2.4. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные, их
правописание. Единственное и множественное число имен существительных. Особенности в
изменении собственных имён по числам. Склонение имён существительных. Категория
определённости и неопределённости склонения имён существительных в кабардинском языке. Четыре
падежа: именительный, эргативный, послеложный и обстоятельственный. Правописание падежных
окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор
имён существительных.
Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на озере».
2.5. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные, пространственные,
причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
2.6.Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного. Качественные и
относительные прилагательные и их склонение в единственном и множественном числе. Правописание
определительных словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных слов,
образованных путём основосложения прилагательного с существительными. Словообразование имён
прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на школьное мероприятие.
Речевой этикет «Благопожелания и здравницы» (Выступаем по радио).
2.7.Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го лица единственного и
множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм).
Притяжательные местоимения. Два способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не
употребляются самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш), фыфей
(ваш), яй
(их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два способа выражения указательных
местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».

2.8.Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица глагола. Спряжение
глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-,
щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других
частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес».
2.9.Имя числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи количественных и
порядковых числительных. Количественные числительные, их правописание. Порядковые
числительные, их образование с помощью приставки -е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж
числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая - День Победы. Помним.
Гордимся».
3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку на уровне начального общего образования.
3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью истории и культуры
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса
родного (кабардино-черкесского) языка в Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как

средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания:
формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов
речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представление о системе родного (кабардино-черкесского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (кабардиночеркесского) языка).
3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
3.3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые
единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать
предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения

за языковым материалом, делать выводы.
3.4.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой
ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3.5.У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике)
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации,
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3.7.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
и орфографических ошибок.
3.9. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

.
3.10. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка
. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям ударения в других
языках;
проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;
различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы, словообразовательные
префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно обозначать при разборе;
образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;
определять однородные члены в предложении, распознавать предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом предложения являются

однородные члены;
соблюдать при письме правила употребления знаков препинания
в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, составлять
предложения с однородными членами без союзов
и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного союза в предложении с
однородными членами, находить в простом предложении однородные члены предложения;
определять вопросы и окончания четырёх падежных форм кабардинского языка: именительный
падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж («хэт?», «сыт?», «сытым?»), послеложный падеж
(«хэткIэ?», «сыткIэ?», «сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»);
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных
признаков, классифицировать слова по частям речи;
использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых высказываниях;
наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной
и письменной речи, склонять имена существительные в категории определённости
и неопределённости, правильно подбирать падежные окончания в речи
и на письме;
соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие послелоги к именам
существительным и местоимениям;
различать самостоятельные и служебные части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных - качественные
и относительные, число, падеж;
склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном
и множественном числах;
согласовывать имена прилагательные и существительные в определительных сочетаниях,
определять слитное и раздельное написание словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы махуэфI (хороший день));
соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем основосложения
прилагательного с существительным;
узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи (личные, указательные и
притяжательные);
правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое, второе, третье лицо,
единственное и множественное число);
использовать личные местоимения для устранения повторов;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте
имена существительные соответствующими местоимениями;
определять лицо, число личных местоимений;
работать с таблицами склонений личных местоимений, изменятьличные местоимения по
падежам;
определять и использовать в речи указательные и притяжательныеместоимения;
исправлять текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений;

соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений
и их форм;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать
от глаголов в неопределённой форме временные формы;
трансформировать текст, изменяя время глагола;
распознавать форму повелительного наклонения глагола по грамматическим признакам;
различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола
и отличать её от омонимичных имён существительных (щэн, вэн-сэн
и тому подобное).
спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-,
щIэ-, определять значение глагольных префиксов
в образовании новых слов;
соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэс глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой
и пишется);
различать способы словообразования имён существительных, имёнприлагательных, глагола;
определять значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных;
определять вид числительных (количественное или порядковое);
работать с таблицами образования числительных;
определять падеж числительных и падежные окончания;
оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять цифровое написание
текста на соответствующие числительные;
редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы числительных;
соблюдать нормы употребления в речевых высказыванияхчислительных
и их форм;
грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный диктант - 13-15 слов,
включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной
жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать
небольшие тексты, высказывания);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учител

4 класс (34 час)
Блок

Тема и краткое содержание

Фонетика и Звуки и буквы (повторение)
(Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ). Слог
графика
и ударение. Развитие речи.
Письмо-поздравление
с
праздником другу / подруге.
Особенности
ударения
в
кабардинском
языке
и
заимствованных
словах
(Пычыгъуэмрэ
ударенэмрэ.
Адыгэбзэм и ударенэ хабзэмрэ
нэгъуэщ1ыбзэм
и
псалъэу
адагэбзэм къищта псалъэхэм
ударенэ
зэрытехуэр).
Фонетический разбор слова
(Макъ хьэрф елъытауэ псалъэр
зэпкърыхын).

Кол- во
часов

1

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Работать со звуками и буквами
кабардинского алфавита, давать
качественную
характеристику
звукам
кабардинского
языка,
работать с алфавитом.
Ставить правильно ударение в
словах, определять особенности
ударения в кабардинском языке,
определять заимствованные слова по
особенностям ударения в других
языках.
Устанавливать
соотношение
звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я.
Проводить фонетический разбор
слова по данному алгоритму.

Состав
слова
(Псалъэр
зэрызэхэт
Iыхьэхэр)

Корень
(Лъабжьэр).
Однокоренные слова (Псалъэ
зэлъабжьэгъухэр).
Падежные
окончания (Падеж кIэуххэр).
Словообразовательные
суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей,
-рей,
-фIэ
(Псалъэ
къэзыгъэхъу суффиксхэр: -гуэ,
-гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ).
Формообразующие суффиксы:
-а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -

6

Определять
корень
слова,
различать
и
находить
формообразующие
префиксы
и
суффиксы,
словообразовательные
префиксы и суффиксы.
Определять падежные окончания,
четыре
падежные
формы
кабардинского
языка,
вопросы
падежей
и
окончания:
Именительный падеж: хэт? сыт?
сытыр? Эргативный падеж: хэт?
сыт?
сытым?
Послеложный

4. Тематическое планирование

щэрэт, -н, -т, -а (Псалъэр
зэхъуэкIа
зэрыхъу
суффиксхэр: -а, -ншэ, -щ, -т, къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а).
Словообразовательные
префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-,
щIэ,
хэ-, те-, дэи
формообразующие приставки:
личные -сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-),
ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-,
я-, приставки времени: -о-, ма, мэ-.
(Псалъэр къэзыгъэхъу
префиксхэр: къа-, на-, гъа-,
хуэ-,
щIэ, хэ-, те-, дэ-,
зэхъуэк1а
зэрыхъу
префиксхэр: щхьэ пефиксхэр 
сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-,
т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-,
зэман
къэзыгъэлъагъуэ
префиксхэр:
-о-, ма-, мэ-.
Основа
слова (Псалъэпкъ)
Тестовые задания по теме
«Состав слова». Однородные
члены
предложения,
правописание,
функция
в
предложении, интонация при

падеж: хэткIэ? сыткIэ? сытымкIэ?
Обстоятельственный падеж: хэту?
сыту? сытырауэ?
Распознавать
словообразовательные
префиксы:
къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-,
дэ- и суффиксы -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей,
-рей, -фIэ, образовывать новые
слова
префиксальным,
суффиксальным способами.
Распознавать
формообразующие
префиксы: личные префиксы: сы-,
(с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я- и временные
префиксы: о-, ма-, мэ-; находить их
в словах и правильно обозначать
при
разборе соответствующими
знаками.
Распознавать
формообразующие
суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, щэрэт, -н, -т, -а; находить их в
словах и правильно обозначать при
разборе
соответствующими
знаками.
Определять
однородные члены
предложения,
находить их в

перечислении
однородных
членов
предложения, знаки
препинания и союзы: икIи (и),
атIэ (а), ауэ (но). (Псалъэухам
хэт пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр,
абыхэм
я
тхык1эр,
къэпсэлъык1эк1э
къызэрыхагъэщыр, нагъыщэ
ягъэувхэмрэ союзхэу: икIи (и),
атIэ (а), ауэ (но).

Морфологи

Части
речи.
существительное.

Имя

4

предложении.
Распознавать
предложения
с
однородными членами, находить их
в тексте, определять, каким членом
предложения являются однородные
члены.
Соблюдать
интонацию
перечисления в предложениях с
однородными членами, составлять
предложения
с
однородными
членами без союзов и с союзами:
икIи (и), атIэ (а), ауэ (но),
объяснять выбор нужного союза в
предложении
с
однородными
членами,
находить в простом
предложении однородные члены
предложения
и
однокоренные
слова.
Выполнять
разбор слова по
составу
(вычленение
формообразующих
аффиксов,
окончания и основы, в составе
основы
находить
корень,
приставку, суффикс).
Устанавливать
принадлежность
слова к определенной части речи (в

я

Собственные и нарицательные
имена существительные, их
правописание.
(ЩыIэцIэ
унейхэмрэ зэдайхэмрэ абыхэм
я тхыкIэмрэ). Единственное и
множественное
число имен
существительных.
Развитие
речи.
Изложение (Сборник
диктантов
и изложений)
Особенности
в изменении
собственных имен по числам
(ЩыIэцIэм
и зыкъуэ куэд
бжыгъэхэр). Склонение имен
существительных
(ЩыIэцIэр
падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур).
Категория определенности и
неопределенности
склонения
имен
существительных
в
кабардинском языке. Четыре
падежа:
именительный,
эргативный, послеложный и
обстоятельственный
(ЩыIэцIэм
и
белджылы
мыбелджылы
склоненэхэр.
Именительнэ,
эргативнэ,
послеложнэ,
обстоятельственнэ падежхэр).
Развитие
речи. Работа с
деформированным
текстом
рассказ «Случай на озере».
Правописание
падежных
окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
(Падеж кIэуххэу -р, -м, -мкIэ, рауэ-хэм
я
тхыкIэр).
Словообразование
имен
существительных.
Морфологический
разбор
имен существительных.
Послелоги.
Правописание
послелогов. Виды послелогов
(временные,
пространственные, причинные
и т.д.). Самостоятельные и
служебные
части
речи
(Послелогхэр,
абыхэм
я
тхыкIэр,
послелог
лIэужьыгъуэхэр.
Зи
щхьэ
хущыт
псалъэ
лъэпкъыгъуэхэмрэ
зи щхьэ
хущымыт
псалъэ
лъэпкъыгъуэхэмрэ). Развитие
речи.
Сочинение-миниатюра
(описание) «Времена года».

объеме изученного) по комплексу
освоенных
грамматических
признаков.
Выделять
собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Различать
названия
падежей,
определенное
и неопределенное
(белджылы,
мыбелджылы)
склонение
существительного,
склонение
собственных
имен
существительных.
Определять
четыре падежа в
кабардинском
языке:
именительный,
эргативный,
послеложный, обстоятельственный.
Определять функции падежей и
падежные окончания: -р, -м, -мкIэ, кIэ, -рауэ, -уэ. Наблюдать за
употреблением
падежей
в
кабардинском языке в устной и
письменной
речи, в категории
определенности
и
неопределенности,
правильно
подбирать падежные окончания.
Определять
грамматические
признаки имен существительных –
падеж,
число,
изменять
существительные по числам, по
падежам.
Распознавать
имена
существительные, имеющие форму
только
одного
числа
(единственного
или
множественного).

1

Распознавать
послелоги,
определять
их
правописание,
подбирать подходящие послелоги к
именам
существительным
и
местоимениям.
Определять
самостоятельные и
служебные части речи.
Выявлять
характерные
особенности
употребления
послелогов.
Различать
виды
послелогов
(временные, пространственные, и
т.д.).

Имя
прилагательное.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Качественные
и
относительные прилагательные
и
их
склонение в единственном и
множественном
числе
(ПлъыфэцIэ
лIэужьыгъуэхэр,
абыхэм падежкIэ, бжыгъэк1э
зэхъуэк1а
зэрыхъур).
Правописание
определительных
словосочетаний,
слитное и
раздельное
написание.
(Зэгъусэу къэкIуа щыIэцIэмрэ
плъыфэцIэмрэ
я тхыкIэр).
Правописание сложных слов,
образованных
путем
основосложения
прилагательного
с
существительными. Развитие
речи.
Речевой
этикет
«Благопожелания
и
здравницы» (Выступаем по
радио). Словообразование имен
прилагательных.
Морфологический разбор имен
прилагательных.
Творческая
работа.
Составление объявления на
кабардинском
языке
на
школьное мероприятие.
Местоимения.
Понятие
о
местоимении, три вида
местоимений
(личные,
притяжательные
и
указательные) (ЦIэпапщIэмкIэ
гурыIуэгъуэ
ц1эпапщ1э
лъэужыгъуищым (щхьэ еигъэ,
зыгъэлъагъуэ)
щыгъуазэ
щIын).
Личные местоимения. Личные
местоимения 1-го и 2-го и 3-го
лица
единственного
и
множественного числа я (сэ), ты
(уэ), он (ар), (абы), мы (дэ),
вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм).
(Щхьэ
цIэпапщIэхэр,
япэ,
ет1уанэ, ещанэ щхьэм и закъуэ,
куэд бжыгъэхэр къызрыкIуэр).
Развитие
речи.
Рассказрассуждение «Наше

4

Находить имена прилагательные
среди других слов и в тексте.
Определять
грамматические
признаки имен прилагательных –
качественные и относительные,
число, падеж.
Подбирать к данному имени
существительному
максимальное
количество имен прилагательных.
Образовывать
имена
прилагательные
при
помощи
суффиксов.
Контролировать
правильность
записи
в
тексте
имен
прилагательных
с
безударным
корнем.
Правильно
писать
сочетания
существительное+прилагательное.
Подбирать
и
согласовать
определительные сочетания имен
прилагательных
и
существительных,
определять
слитное и раздельное написание
словосочетаний:
сущ.+прил.
(махуэ+фIы – махуэфI (хороший
день).
Соблюдать
правила
склонения
определительных
словосочетаний в кабардинском
языке и правила согласования имен
существительных
и
имен
прилагательных в единственном и
множественном числах.

3

Оценивать
уместность
употребления
местоимений
в
тексте, заменять повторяющиеся в
тексте
имена существительные
соответствующими местоимениями.
Соблюдать нормы употребления
в
речевых
высказываниях местоимений и их
форм.
Определять лицо, число личных
местоимений.
Работать с таблицами склонений
личных местоимений; изменять
личные местоимения по падежам.
Использовать в речи указательные
местоимения.
Исправлять текст, в котором
неправильно употреблены формы
местоимений.
Определять
притяжательные

здоровье
в наших руках».
Притяжательные
местоимения.
Два способа
выражения
принадлежности:
си, уи, и, ди, фи, я, зи – не
употребляются
самостоятельно,
и
местоимения:
сысей (мой),
ууей (твой), ей (его), дыдей,
(наш), фыфей (ваш), яй (их) –
самостоятельные
(Еигъэ
цIэпапщIэхэр,
абыхэм
я
къэкIуэкIитIыр). Указательные
местоимения.
Два способа
выражения
указательных
местоимений.
(Зыгъэлъагъуэ
цIэпапщIэхэр)
Глагол.
Общая 8
характеристика
глагола
(Глаголым
теухуауэ
гурыIуэгъуэ).
Повелительная
форма
глагола
(Унафэ
щIыныгъэ глагол). Инфинитив
(Инфинитив). Время глагола
(Глаголым
и
зэманхэр).
Категория
лица
глагола
(Глаголым
и
щхьэхэр).
Спряжение глагола (Глаголым
и спряженэр). Правописание
глагольных префиксов: дэ-,
на-, хуэ-, къа-, щIэ- (Глагол
префиксхэм
теухуауэ
гурыIуэныгъэ). Развитие речи.
Сочинение-описание
«Наш
лес». Правописание приставок
зэры-,
щIэ-, мы-, фIэ- с
глаголами (Зэры-, щIэ, мы-,
фIэ-префиксхэм я тхыкIэр).
Правописание а и э в основе
глагола (Псалъэпкъым а-мрэ,
э-мрэ
зэрыщатхыр).
Словообразование глаголов от
других
частей
речи.
Морфологический
разбор
глагола
(простая
форма).
Тестовые задания по теме
«Глагол».

местоимения
и два
способа
выражения принадлежности.
Определять
указательные
местоимения и способы выражения
указательных местоимений.

Различать глаголы среди других
слов и в тексте.
Определять
изученные
грамматические признаки глаголов
(число,
время,
роль
в
предложении). Трансформировать
текст, изменяя время глагола.
Образовывать
от глаголов в
неопределенной форме временные
формы глагола.
Изменять
глаголы по лицам,
временам и числам.
Распознавать
форму
повелительного
наклонения
глагола.
Распознавать
инфинитив
(неопределенная форма глагола) по
грамматическим признакам.
Различать неопределенную форму
глагола среди других форм глагола
и отличать ее от омонимичных
имен существительных (щэн, вэнсэн и т.п.).
Спрягать глаголы. Образовывать
глаголы с помощью глагольных
префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-,
определять значение глагольных
префиксов в образовании новых
слов.
Определять
правописание у в
повелительных
глаголах перед
префиксом -мы- [жомыIэ] - жумыIэ,
ет - иумыт.
Соблюдать правила правописание
приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэ- с
глаголами, правописание а и э в

Имя числительное. Общее
представление
о
числительных.
Значение и
потребление
в
речи
количественных и порядковых
числительных (БжыгъэцIэмкIэ
гурыIуэгъуэ). Развитие речи.
Рассказ по картинке «9 мая –
День
Победы.
Помним.
Гордимся».
Количественные
числительные,
их
правописание
(Зэрабж
бжыгъэцIэхэр,
абыхэм
я
тхыкIэр).
Порядковые
числительные, их образование
с помощью приставки -е- и
суффикса
-анэ-, -анэ-рей(ЗэрызыкIэлъыкIуэ
бжыгъэцIэхэр,
ахэр
къызэрыхъу щIыкIэр: префикс
-е-, суффикс -анэ-, -анэ-рей).
Падеж
числительных.
Развитие
речи. Сочинениерассуждение «Я хочу стать
…».

2

основе
глагола
(Какой
звук
слышится, такой и пишется).
Различать
глаголы
по
грамматическим
признакам,
выполнять
морфологический
разбор слова (простая форма).
Определять
значение
и
употребление
в
речи
количественных
и порядковых
числительных.
Определять
вид числительных
(качественное или порядковое).
Работать с таблицами образования
числительных.
Определять падеж числительных.
Оценивать
уместность
употребления
числительных в
тексте,
заменять
цифровое
написание
текста
на
соответствующие числительные.
Редактировать текст, в котором
неправильно употреблены формы
числительных.
Соблюдать нормы употребления в
речевых
высказываниях
числительных и их форм.
Аргументировать необходимость
владения
родным
языком.
Толерантно
относиться
к
носителям
других языков
и
культур,
проживающим
в
Кабардино-Балкарии.
Соблюдать
нормы кабардинской речи, в том
числе при интерактивном общении,
откликаться
на замечания и
вносить
соответствующие
коррективы.
Строить
устное
монологическое высказывание на
определенную
тему
с
использованием разных типов речи
(описание,
повествование,
рассуждение). Соблюдать нормы
ударения.
Составлять
самостоятельные статьи в детский
журнал, классную, стенную газету.
Писать
письма, поздраавления
родителям,
друзьям, сочинения,
изложения.
Презентовать
«Государственные символы России,
Кабардино-Балкарской Респкблики.
Выполнять пошагово проектные
задания.

Контрольноизмерительн
ые
диагностиче
ские
мероприяти я
за 4 класс

Словарные
диктанты, 6
контрольные
диктанты,
изложения,
сочинения,
тестирования,
контрольное
списывание.
Проектное
задание
«Сокровище
моей
семьи»
с
использованием
электронных ресурсов.

Грамотно и
каллиграфически
правильно списывать до 50 слов, и
писать
под
диктовку
тексты
объемом 50–55 слов, (конец II
полугодия) – 75-80 слов, словарный
диктант – 13-15 слов, включающие
изученные
орфограммы
и
пунктограммы.
Писать изложение (55-60 слов) и
сочинение
(20-25
слов)
по
коллективно или самостоятельно
составленному
плану
под
руководством учителя.
Выработать
первоначальные
навыки клавиатурного письма при
работе с тестовыми заданиями в том
числе онлайн-тестами и заданиями
на
сайтах
дистанционного обучения.
Работать над проектом, заниматься
элементарной
поисковой,
исследовательской
деятельностью
для решения поставленных целей и
задач.

Календарно –тематический план
№

Темэ

Сыхьэт
бжыгъэ

Зэман
щекIуэкIын
ур

Макъхэмрэ хьэфхэмрэ.Пычыгъуэмрэ
ударенэмрэ.

1

2

Псалъэр зэрызэхэт Iыхьэхэр. Лъабжьэр .

1

12.09

3

Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр.
Словарнэ диктант.
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр.

1

19.09

1

26.09

5

Къызэрапщытэ диктант,
грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу

1

03.10

6

Диктантым и щыуагъэхэм елэжьыжын
Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу префиксхэр.

1

10.10

1

17.10

Псалъэухам и пкъыгъуэ
зэлъэпкъэгъухэр.
Изложенэ

1

24.10

1

31.10

ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ.
ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр
ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур.

1

14.11

1

21.11

Падеж кIэуххэм я тхыкIэр.
Тест лэжьыгъэ
Послелогым и мыхьэнэр, абы и
къэкIуэкIэр.
ПлъыфэцIэм и мыхьэнэр.
Проект.
ПлъыфэцIэ лIэужьыгъуэхэр, абыхэм
падежкIэ зызэрахъуэжыр.
Къызэрапщытэ диктант,
грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьын
Зэгъусэу къакIуэ щыIэцIэмрэ
плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр

1

18

Зэгъусэу къакIуэ щыIэцIэмрэ
плъыфэцIэмрэ я тхыкIэр

1

19
20

Изложенэ.
ЦIэпапщIэхэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Щхьэ цIэпапщIэхэр.
Еигъэ цIэпапщIэхэр.Тест- лэжьыгъэ

1
1

Зыгъэлъагъуэ цIэпапщIэхэр.
Словарнэ диктант. Яджам
къытегъэзэжын
ГлаголымкIэ гурыIуэгъуэ.
Унафэ щIыныгъэ глагол.

1
1

1

4

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

21
22
23
24

05.09

1

28.11
05.12

1

12.12

1

19.12

1

26.12

1

1

1

щекIуэкIа
р

25

Инфинитив. Глаголым и зэманхэр

1

26

Къызэрапщытэ диктант,
грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу.

1

27

Щыуагъэхэм елэжьын.
Глаголым и щхьэхэр. Япэ щхьэ.

1

28

ЕтIуанэ щхьэ. Ещанэ щхьэ.

1

29
30

Глаголхэм я спряженэ. Тест-лэжьыгъэ.
Глагол префиксхэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Зэры-, щlэ-, фlэ-, мы- префиксхэм я
тхыкIэр.
БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Зэрабж бжыгъэцIэхэр. Проект.

1
1

ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр

1

31

32
33

1

1
Къызэрапщытэ диктант,
грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу.

34

Гъэ псом яджар къызэщIэзыкъуэж урок.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия

1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб. пособие для
общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа». – Издательство «Эльбрус», 2020.–
160 с.
2. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1 класс. [Текст, ил.]: для
общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 80
с.
3. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]: Учеб. пособие для
общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа», Издательство
«Эльбрус», 2020. – 128 с.
4. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]: Учеб. пособие для
общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. –
144 с.
5. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс. [Текст]: Учеб. пособие для
общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. –
144 с.
Дополнительная литература, словари
6. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под научной
редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
7. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
8. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под общей
редакцией доктора филологических наук Б.Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
9. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части. – Нальчик:
Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
10. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка: (Для шк.) / Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
11. Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик: Эльбрус,
1976г. – 350 с.
Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический словарь =
Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.
12. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А.
Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ.
полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.
13. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм,
пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус,
2015. – 477 с.
14. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях
[Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова.
– Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
15. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок. 31000 слов / Ин-т
гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.:
Дигора, 1999. – 852 с.
16. Токова С.М., Афаунова А.А. Диктантхэмрэ изложенэхэрэ (Сборник диктантов и
изложений)1-4 класс [Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
17. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской грамматике. 1 – 4 класс
[табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
18. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов /
Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Электронные ресурсы

19. Портал «Российское образование» //URL:www.edu.ru

(дата обращения 21.06.2021).

20. Фонд сохранения и изучения родных языков народов РоссийскойФедерации // URL:
https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
21. Единое
окно
доступа
к образовательным
ресурсам.//
URL:http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
22. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (датаобращения
21.06.2021).
23. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/(дата обращения
21.06.2021).
24. Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал длядетей // URL: /
http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
25. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn--90aae3anv.xn--p1ai/
(дата обращения: 14.07.2021).
26. Электронная библиотека
КБГУ http://
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 14.07.2021).
27. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android) //
URL:http://www.amalнtus.com/ (дата обращения 21.06.2021).
28. Образовательный Интернет-портал «Инфоурок» // URL: https://infourok.ru/diktanti-pokabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения: 14.07.2021).
29. Словарь «Лъэпкъым и гъуа// URL https://www. sites.google. com/site/ cerkesdict/ home/
ssylki (дата обращения 21.06.2021).
30. Онлайн-словарь «Glosbe»//URL:https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата
обращения: 03.07.2021).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».