Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» 4кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МКОУ СОШ №2 г.п. Терек

Федеральная рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке»

для обучающихся 4 классов

г.п. Терек 2023-2024г

1. Пояснительная записка.

1.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»
курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в
едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей,
понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и
эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной
и российской культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций,
формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя
систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством
не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, кабардино-черкесская
литература устанавливает
тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения
грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к концу 1 класса и
раздельного обучения учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и
«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение
учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
1.2. В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и
читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность
обучающихся, круг детского чтения.
1.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать
с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов, формирование
патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
2.Содержание обучения в 4 классе.
2.1. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»), «Мыщэ и
къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?» («Чье пастбище?»).
2.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ «Тхьэмпэ пыхужыгъуэ»
(«Пора листопада»). З. Тхагазитов, стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). И. Хакунов, стихотворение
«Бжьыхьэр къихьащ» («Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).
2.3. «ЩIымахуэ» («Зима»).
З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»).
Б. Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»).
Ф. Малаева, рассказ «ЩIымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов, рассказ «Джэгунми
пIалъэ иIэщ» («И у отдыха есть пора»).
2.4. «Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу хэплъхьэмэ» («К двум
прибавить два»). Х. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»).
Х. Шекихачев, рассказ «Сыт джэдум шха енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после
еды?»). Б. Кагермазов, стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).
2.5. «Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»). С. Хахов, рассказ
«Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ «Сыадыгэщ» («Я - черкес»).
А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ
си гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь щIыналъэ» («Земля
отцов»).
2.6. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Л. Губжоков, стихотворение «Гъатхэпэ»
(«Март»). А. Шогенцуков, рассказ «Гъатхэ теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). А. Мукожев,
стихотворение «Анэ» («Мать»).
2.7. «Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).
А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл свою мать»). А. Бицуев,
стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев, рассказ «Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в
осеннем лесу»).
2.8. «Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть деревце»). Б. Журт, р а ссказ
«Мэзым» («В лесу»). Ф. Баксанова, р ассказ «Письмо» («Письмо»). А. Куантов, рассказ «Щыхь
хьэщIэ». («Олень в гостях»).

По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
2.8. «Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
Х. Кодзоков, рассказ «Блулэ» («Блула»). Х. Кажаров, стихотворение «Къалэдэс»
(«Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие корни»). Х. Гяургиев, рассказ «Нэмыс»
(«Пристойность»). Б. Утижев, стихотворение «КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
2.9. «Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов стихотворение «БжьаIуэм» («На пасеке»). Х.Кунижева, стихотворение
«МэракIуэхьэ» («За ягодами»). Б. Тхамоков, рассказ «Гъэмахуэ» («Лето»). А. Сонов, стихотворение
«Пшэ цIыкIу» («Облачко»).Г. Скребицкий, рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод
Ф. Малаевой).
3. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.
3.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность
к
прошлому,
настоящему
и
будущему
родного
края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной
позиции посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений,
разнообразных
по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания
это
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной

информации,
в
том
числе
на
уроках
литературного
чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых
способов
речевого
самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное
отношение
к
результатам
труда,
навыки
участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора
и художественной литературы.
3. 2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
3. 3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков
героев.
3. 4. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов

проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей)
правила
информационной
безопасности
при
поиске
информации
в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3.7.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
3.8.У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
действия
для
преодоления
речевых
ошибок.
3.9.У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению
(распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять
совместные
проектные
задания
по
литературному
чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
3.10.Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответ на
вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
знать названия изученных произведений, кратко пересказывать ихсодержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы
и аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
3.11.Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке».
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных в классе,
называть их авторов;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками
из произведения;
использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение
согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения

на определённую тему);
общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения огероях прочитанных
произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте
произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять активный
словарный запас;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и
справочники разного направления).

4.Тематическое планирование

Адыгэ
IуэрыIуатэ
(Адыгское
устное
народное
творчеств
о)

Сказка «ЛIымрэ
жыгымрэ» («Мужик и
дерево»).
Сказка «ПцIащхъуэ
цIыкIу» («Ласточка»).
Сказка «Мыщэ и къуэ
Батыр». («Батыр – сын
Медведя»).
Сказка «Хэт и хъупIэ?»
(«Чье пастбище?»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

4

«Бжьыхьэ
дыщафэ»
(«Золотая
осень»)

Карданов Б. Рассказ
«Пхъэхуей жыгыр»
(«Береза»).
Малаева Ф. Рассказ
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ»
(«Пора листопада»).
Тхагазитов З.
Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Хакунов И.

4

Восприятие на слух и понимание
содержания произведения; восприятие
на слух учебных задач, осмысливание
алгоритма
учебных
действий,
направленных на их решение; чтение
про себя разно жанровых
произведений фольклора; использование
изучающего,поискового и
просмотрового видов чтения в работе
с текстами произведений;
использование умениячитать про себя
как средства получения информации
различение на слух народных
жанров фольклора; определение
образной системы текста; выделение
главного в содержаниитекста; чтение
по ролям; нахождение втексте
портретных характеристик
персонажей; выделение в тексте
эпизодов, их сопоставление; ответы на
вопросы по содержанию произведения;
подтверждение
своего ответа
примерами из текста; придумывание
собственных сюжетов сказок;
сопоставление фольклорных
и
авторских художественных
произведений по признакам тематики,
лексики, композиции и выразительных
средств; участие в инсценировке
Создание и правильное выстраивание
устных и письменных текстов разных
видов: повествование, описание,
рассуждение; воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова; нахождение
в изучаемых произведениях элементов
повествования, описания пейзажа,
портрета, интерьера, авторского
рассуждения, комментирование
художественной роли подобного

Стихотворение
«Бжьыхьэр къихьащ»
(«Наступила осень»).
Кагермазов Б. Рассказ
«Iэмал» («Способ»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
Ди проектхэр: «Мэз
псэущхьэхэр
бжьыхьэм»,
«Пхъэщхьэмыщхьэ
жыгхэр» (Наши
проекты: «Дикие
животные осенью»,
«Фруктовые деревья»)
«ЩIымаху Налоев З. Рассказ
«ЩIымахуэм»
э»
(«Зима») («Зимой).
Оразаев А.
Стихотворение
«ЩIымахуэ» («Зима»).
Журтов Б. Рассказ
«Лъэрыжэ» («Коньки»).
Кагермазов Б. Рассказ
«ИлъэсыщIэ» («Новый
год»).
Малаева Ф. Рассказ
«ЩIымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр»
(«Зимние ягоды»).
Озов М. Рассказ
«Джэгунми пIалъэ
иIэщ» («И у отдыха
есть пора»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
«Зэныбжьэ Налоев З. Рассказ
гъуныгъэ» «Iэпэзадэ»
(«Дружба» («Неумелый»).
Бозиев Л. Рассказ
)
«ТIум тIу хэплъхьэмэ»
(«К двум прибавить
два»).
Кармоков Х. Рассказ
«Ныбжьэгъу уиIэну
ухуеймэ» («Если
хочешь иметь друзей»).
Шекихачев Х. Рассказ
«Сыт джэдум шха
нэужь
зыщIитхьэщIыр?»
(«Почему кот
умывается после

включения в текст; составление из
самостоятельно прочитанных книг
выставки, коллективное их
рассматривание, выделение книг,
вызвавших наибольший интерес;
устный и письменный пересказ
услышанного, прочитанного;
расширенная характеристика героя
произведения: его портрет, речь,
поступки, отношение автора к герою;
передача личных впечатлений в
сочинениях на заданную тему; подбор
материала к проектной работе; защита
проектных работ; выполнение тестовых
заданий
3

2

Самостоятельное воспроизведение
сюжета с использованием
художественно-выразительных средств
языка: последовательное
воспроизведении эпизода
с
использованием специфической для
данного произведения лексики по
вопросам учителя, пересказ, рассказ по
иллюстрациям; высказывание своего
отношения к художественному
произведению; различение
литературного жанра: рассказ,
авторская сказка; обоснование выбора
литературных средств автором в
зависимости от замысла; определение
темы, основной мысли произведения по
названию произведения; выделение в
тексте эпизодов, их сопоставление;
выявление
языковых
средств
художественной
выразительности
(синонимов, антонимов, сравнений,
эпитетов)
Характеристика героя произведения с
использованием
художественновыразительных средств данного текста;
нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события;
анализ (с помощью учителя) поступков
персонажа
и
его
мотивов;
сопоставление поступков героев по
аналогии
или
по
контрасту;
характеристика героя произведения:
портрет, характер, выраженные через
поступки и речь; выявление авторского
отношения к герою на основе анализа
текста; выделение в тексте эпизодов, их
сопоставление; осваивание
разных
видов
пересказа
художественного
текста: подробный, выборочный и

«Ди
Хэкур»
(«Наша
Родина»)

«Гъатхэ»
(«Весна»)

еды?»).
Кагермазов Б.
Стихотворение
«Щихум и жэуап»
(«Ответ тополя»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Бозиев Л. Рассказ
«Хъерлы
зыгъэпIейтейр»
(«Беспокойство
Херлы»).
Хахов С. Рассказ
«Дэшхуей тхьэмпэ»
(«Листья орешника»).
Ашижев Б. Рассказ
«Сыадыгэщ» («Я –
черкес»).
Ханфенов А.
Стихотворение «Си
Хэку, уэращ си
гъащIэр» («Моя
Родина, ты моя
жизнь»).
Гедгафов Б.
Стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля
отцов»). Ди проектхэр:
«Ди Хэкур», «Си
анэдэлъхубзэр». (Наши
проекты: «Наша
Родина», «Мой родной
язык»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Шогенцуков А.
Стихотворение
«Гъатхэ» («Весна»).
Губжоков Л.
Стихотворение
«Гъатхэпэ» («Март»).
Шогенцуков А. Рассказ
«Гъатхэ теплъэгъуэхэр»
(«Весенние
зарисовки»).
Мукожев А.
Стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

краткий (передача основных мыслей)

3

Ответы на вопросы по содержанию
прослушанного или
прочитанного
текста;
составление
собственного
монологического
высказывания;
общение в парах, аргументированное
высказывание своей точки зрения;
правильное,
осмысленное,
выразительное чтение вслух, чтение
про
себя,
понимание
смысла
прочитанного; составление
плана
текста,
установление
причинноследственных
связей
в
тексте;
нахождение в прочитанном тексте
нужной информации; знакомство с
краткой биографией писателя;
использование
языковых
средств
выразительности
(синонимы,
антонимы, сравнения, эпитеты) при
характеристике героев / персонажей;
выделение
в
тексте
эпизодов,
сопоставление
их,
выявление
эмоциональной окраски; нахождение в
тексте ключевых слов для описания
поступков героя

5

Слушание
речи
учителя,
одноклассников, выделение из нее
главной и второстепенной информации;
ответы на вопросы по содержанию
услышанного произведения и по
последовательности
событий;
выявление
цели
услышанного
высказывания; составление вопросов по
прослушанному тексту; участие в
диалогах,
соблюдение
культуры
слушания; нахождение в словарях
толкование незнакомых услышанных
слов; выявление в тексте стихотворения
/
рассказа
нужной
информации;
определение средств художественной
выразительности (синонимы, антонимы,
эпитеты, сравнения); использование
приемов
интонационного
чтения

«Щремыıэ
зауэ!»
(«Пусть не
будет
войны!»)

Шомахов А. Рассказ
«Мишэ и анэр
къигъуэтыжащ» («Как
Миша нашел свою
мать»).
Бицуев А.
Стихотворение «Сурэт»
(«Фотография»).
Налоев З. Рассказ
«Бжьыхьэ мэзым
къыщыхъуар» («Случай
в осеннем лесу»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

5

«Псэущхьэ
хэмрэ
къэкIыгъэ
хэмрэ»
(«Животн
ые и
растения»)

Балкизов Б.
Стихотворение «СиIэщ
сэ жыг цIыкIу» («У
меня есть деревце»).
Журтов Б. Рассказ
«Мэзым» («В лесу»).
Баксанова Ф. Рассказ
«Письмо» («Письмо»).
Куантов А. Рассказ
«Щыхь хьэщIэ»
(«Олень в гостях»).
Малаева Ф. «Дэтхэнэр
нэхъ лъагэ?» («Кто
выше?»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

4

Кодзоков Х. Рассказ
«Блулэ» («Блула»).
Кажаров Х.
Стихотворение
«Къалэдэс»
(«Горожанин»).
Понежев Х. Рассказ
«Лъапсэ быдэ»

3

«Сабиигъу
эм и
лъахэ»
(«Страна
детства»)

(выражение
радости,
удивление,
определение силы голоса, выбор тона и
темпа чтения);
объяснение
вызвавших
интерес
выражений в лирическом тексте
Чтение
вслух
и
про
себя;
самостоятельное определение темы и
главной мысли произведения;
понимание вопросов, поставленных в
произведении; ответы на вопросы по
содержанию
прочитанного
произведения; аргументирование своего
мнения
о
литературном
герое,
подтверждение его фрагментами из
произведения; деление текста на
смысловые части, составление плана
текста и использование его для
пересказа;
определение
средств
изображения и выражения чувств героя;
выразительное чтение стихотворения
наизусть
Использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов, которые читает учитель /
одноклассники; чтение про себя в
процессе первичного ознакомительного
чтения и повторного изучающего
чтения; чтение вслух с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимые
сведений;
понимание
сюжета
и
осознание
смысла
прочитанного
произведения; пользование словарем
для
выяснения
значений
слов;
определение
особенностей
художественного текста, своеобразия
выразительных
средств
языка;
характеристика
лирического
героя
произведения; выявление в тексте
средств
художественной
выразительности;
составление
рассказов по рисункам и иллюстрациям;
выполнение контрольных тестовых
заданий;
выбор
книги
на
основе
рекомендованного списка
Чтение по ролям художественных
произведений;
раскрытие
образов
героев при чтении с помощью
интонации, мимики, жестов; выявление
описания кульминационного эпизода в
произведении и его выразительное
чтение; выделение в тексте эпизодов, их
сопоставление; пересказ произведения

«Гъэмахуэ
» («Лето»)

(«Крепкие корни».
Гяургиев Х. Рассказ
«Нэмыс»
(«Пристойность»).
Утижев Б. «КхъыIэ,
иIэ» («Давай-ка»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Ацканов Р.
Стихотворение
«БжьаIуэм» («На
пасеке»).
Кунижева Х.
«МэракIуэхьэ» («За
ягодами»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Гъэмахуэ» («Лето»).
Сонов А.
Стихотворение «Пшэ
цIыкIу» («Облачко»).
Скребицкий Г. Рассказ
«КIыгуугу макъ». («Зов
кукушки»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
Итоговая контрольная
работа

подробно и кратко, инсценировка
отдельных
эпизодов;
выполнение
творческих проектов в группах, парах
или индивидуально; интерпретация
текстов произведений: выбор эпизода и
пересказ его от имени автора или героя;
создание иллюстраций к тексту

1

Использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов, которые читают учитель или
одноклассники; пересказ произведения
подробно и кратко, инсценирование
отдельных эпизодов; моделирование
«живых картинок» к эпизодам и
произведениям; выполнение творческих
проектов в группах, парах или
индивидуально; интерпретация текстов
произведений: выбор эпизода и пересказ
его от имени автора или героя; создание
иллюстраций к тексту

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

4 класс (сыхь.34)
Наименование раздела и тем
сыхьэ
т
Иуан Борис «Уи анэбзэр гъаф1э».
1
«Л1ымрэ Жыгымрэ».
1
«Пц1ащхъуэ ц1ык1у».
1
Тест- лэжьыгъэ
«Мыщэ и къуэ Батыр».
1
Тхьэгъэзит Зубер «Бжьыхьэпэ».
1
Хьэкъун Исуф «Бжьыхьэр къихьащ».
1
Къагъырмэс Борис «1эмал». Проект
1
«Мэз псэущхьэхэр - бжьыхьэ зэманым».
Сочиненэ «Бжьыхьэ».
1
Сочиненэ «Бжьыхьэ».
1
Нало Заур «Щ1ымахуэм».
1
Журт Биберд «Лъэрыжэ».
1
Къагъырмэс Борис «Илъэсыщ1э».
1
Уэзы Мухьэмэд «Джэгунми п1алъэ
1
и1эщ».
Бози Лудин «Т1ум т1у хэплъхьэмэ».
1
«Ныбжьэгъу уи1эну ухуеймэ».
1
Тест- лэжьыгъэ
Къагъырмэс Борис «Щихум и жэуап».
1
Бозий Лудин «Хъерлы зыгъэп1ейтейр». 1
1эщыж Борис «Сыадыгэщ».
1
Хьэнфэн Алим «Си Хэку, уэращ си
1
гъащ1эр».
Джэдгъэф Борис «Адэжь щ1ыналъэ».
1
Проект «Ди Хэкур».
Щоджэнц1ык1у Алий «Гъатхэ».
1
Гъубжокъуэ Лиуан «Гъатхэпэ».
1
Мыкъуэжь Анатолэ «Анэ».
1
Щомахуэ Амырхъан «Мишэ и анэр
1
къигъуэтыжащ».
Бицу Анатолэ «Сурэт».
1
Нало Заур «Бжьыхьэ мэзым
1
къыщыхъуар». Тест- лэжьыгъэ
Балъкъыз Батий «Си1эщ сэ жыг
ц1ык1у».
Журт Биберд «Мэзым».
К1уант1э 1эзид «Щыхь хьэщ1э».
Къуэдзокъуэ Хьэсэн «Блулэ».
Тхьэмокъуэ Барэсбий «Гъэмахуэ».
Сочиненэ «Гъэмахуэр къоблагъэ».
Сочиненэ «Гъэмахуэр къоблагъэ».
Гъэ псом яджар къэпщытэжын.
Итого: 34 часа

зэман
щек1уэк1ынур
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
16.10
23.10
07.12
14.12
21.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
29.02
07.03
14.03

1

21.03

1
1
1
1
1
1
1

04.04
11.04
18.04
25.04
16.05
23.05
30.05

щек1уэк1ар

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебные пособия

1. Кумахова М. М., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 2 класс: Учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» – Издательство «Эльбрус», 2020.
– 208 с.
2. Канаметова Л. Х., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 3 класс: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» – Издательство
«Эльбрус», 2020. – 176 с.
3. Малаева Ф. Б., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 4 класс: Учеб. пособие
для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» – Издательство «Эльбрус», 2020.
– 192 с.
Дополнительные источники
4. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под научной
редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,2008. – 704 с.
5. Бижоев Б. Ч., Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. – Нальчик:
Эльбрус, 2008. – 112 с.
6. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под общей редакцией
доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
7. Гяургиев Х. З. Дзасежев Х. Е., Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части – Нальчик: Эльбрус,
2010. // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004128138 (дата обращения: 21.06.2020).
8. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для шк.). – Нальчик:
Эльбрус, 1997. – 118 с.
9. Емузов А. Г., Англо-кабардино-русский фразеологический словарь.– Нальчик: Эльбрус, 1976.
– 350 с.
10. Кабардино-черкесский язык: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т
гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им.
Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002962604 (дата обращения:
21.06.2020).
11.
Карданов Б. М., Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов / Сост. Б. М.
Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес.
яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС,
1955. – 1055 с.
12. Малаева Ф. Б., Детство = Сабиигъуэ: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ
классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ / [зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Налшык: Эльбрус, 2015. – 477 с.
13. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Ин-т гуманитар.
исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд. – М.: Дигора, 1999. – 852
с.
14. Сукунов Х. Х., Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях =
Kabardino Circassian Russian-English Turkish picturedictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик:
Эль-Фа, 1998. – 414 с.
15. Урусов Х. Ш., Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов / Урусов
Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Электронные ресурсы
16. Государственная национальная библиотека КБР: // URL: http://xn-- 90aae3anv.xn--p1ai/ (дата
обращения 21.06.2020).
17. Единое
окно
доступа
к
образовательным
ресурсам.
//
URL:
http://window.edu.ru/resource/784/34784 4. Помощь в изучении языка адыгов // URL:
https://www.anabza.org/ (дата обращения 21.06.2020).
18. Нур (Свет): ежемес. лит.-худож. журн. для детей Учредители: Детский фонд, Союз писателей
КБР. Изд. с 1982 г. – 2020 Нальчик. // URL: / http://nurkbr.ru/.(дата обращения 21.06.2020).
19. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android) // URL:
http://www.amaltus.com/ (дата обращения 21.06.2020).

Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения 21.06.2020).
Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардиночеркесский (дата обращения: 03.07.2020).
22. Словарь
«Лъэпкъым
и
гъуазэ»
//
URL:
https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения 21.06.2020).
23. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата обращения
21.06.2020).
24. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL:
https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2020).
25. Электронная
библиотека
КБГУ
//
URL:
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx
(дата
обращения
21.06.2020).

20.
21.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».