Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» 3 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МКОУ СОШ №2 г.п. Терек

Федеральная рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке»

для обучающихся 3 классов

г.п. Терек 2023-2024г

1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке
на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы
на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении
и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и
культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для
обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя
систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению,
кабардино-черкесская литература устанавливает тем самым преемственную связь
прошлого, настоящего и будущего национально-культурной традиции в сознании
младших школьников.
1.2. В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и
читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность
обучающихся, круг детского чтения.
1.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке
направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов
России;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).

3. Содержание обучения в 3 классе.
3.1. Псалъапэ (Введение).
Х. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»).
А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ «Ди
щIыналъэр» («Наш край»).
3.2. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщIэрыпсалъэхэр
(Скороговорки).
Предание
«Насып»
(«Счастье»).
Сказка
«ШыкъумцIий»
(«Шикумций»).
3.3. Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).
А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). З. Жириков «Дыгъужь кIэн»
(«Волчья кость»).
3.4. «Бжьыхьэ» («Осень»).
А. Шогенцуков, рассказ «Бжьыхьэ» («Осень»). С. Жилетежев, стихотворение
«Бжьыхьэ
хадэ»
(«Осенний
сад»).
С. Хахов,
рассказ
«Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж» («Муравей»).
Б. Тхамоков,
рассказ
«ТIрашэрэ
мыIэрысеймрэ»
(«Траша
и яблоня»).
3.5. «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).
М. Шебзухов, рассказ «Мэзым» («В лесу»). А. Куантов, рассказ
«ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей щ1ыху
ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэ нагъуэ»
(«Сероглазый Куша»).
3.6. Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»). З. Налоев,
стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав однажды,
теряешь
доверие»).
Х. Хавпачев,
рассказ
«Умышынэ,
дадэ»
(«Не бойся, дедушка). Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ» («Дедушкины
очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение человечности»).
3.7. «Щ1ымахуэ» («Зима»).
Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков, рассказ
«Бзу» («Птица»). А. Ханфенов, стихотворение «ГуфIэгуэш». («Раздающий радость»).
С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ пщэдджыжь». («Зимнее утро»). В. Бианки, рассказ
«БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ

«Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для Снежной Королевы»).
6.8. «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).
Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»). Сказка
«Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот мужчина!»).
М. Дабагов, стихотворение «ПхъащIэ цIыкIу» («Маленький плотник»). А. Гергов,
стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»). А. Шомахов, стихотворение
«ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ «Iущ цIыкIу» («Смышленный»).
Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт цIыкIу» («Маленький космонавт»).
3.9. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»).
Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Х. Кунижева, рассказ «Март мазэ»
(«Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета весны»).
А. Мезов, стихотворение «Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»). М. Кештов, рассказ
«Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов, стихотворение «Гъатхэ махуэ»
(«Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение «Пшэхэр» («Тучи»).
3.10. «Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая
обязанность»).
А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»).
Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая - День
Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов, стихотворение
«Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я спрашивал у солдата»). К. Эльгаров, стихотворение
«ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).
3.11 «Гъэмахуэ» («Лето»).
Х. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»).
Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ ТIалэ
цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение «СурэтыщI»
(«Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу» («Мальчик,
приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем загадки). По сказке
А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»). У. Ногмов, стихотворение
«Iэгъуапэ нэщI» («Пустойрукав»). Б. Балкизов, стихотворение «Дыгъэ» («Солнце»).

3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования.
3.1 В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов
России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений,
разнообразных
по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к
разным
видам
искусства,
традициям
и
творчеству
своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации,
в
том
числе
на
уроках
литературного
чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе
приемлемых
способов
речевого
самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного
образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы.
3.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
3.3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные связи
в
сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
3.5. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
3.9. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
действия
для
преодоления
речевых
ошибок.
3.10. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению
(распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
3.11. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;
составлять
самостоятельно
вопросы
по
содержанию прослушанного
или прочитанного текста;
использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать
их, использовать средства речевого этикета в общении;
называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;
составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
слушать
высказывания
собеседника,
отвечать
на
его
вопросы
и аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).

4. Тематическое планирование
Тема,

Программное

Кол.

Основные виды деятельности

раздел
курса
Псалъапэ
(Введение)

содержание

часов обучающихся

Шоров Х.
Стихотворение
«Тхылъым и лъэIу»
(«Просьба учебника»).
Шомахов А.
Стихотворение «Ди
хэкур» («Наша
Родина»). Канаметова
Л. Рассказ «Ди
щIыналъэр» («Наш
край»)

2

Адыгэ
IуэрыIуатэ
(Адыгское
устное
народное
творчеств
о)

Псалъэжьхэр.
Къуажэхьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
(Пословицы. Загадки.
Скороговорки).
Сказки: «Насып»
(«Счастье»),
«ШыкъумцIий»
(«Шикумций»)

4

Литератур
нэ
псысэхэр
(Литерату
рные
сказки)

Кешоков А. Сказка
«Бажэ пшынэ» («Лисья
гармонь»). Жириков З.
Сказка
«Дыгъужь
кIэн»(«Волчья кость»).
«Зыкъэпщытэж.
Размышляем о
прочитанном»).
Ди проектхэр: «Псысэ
зэхыдолъхьэ»,

3

Восприятие на слух поэтических и
прозаических художественных
произведений (в исполнении учителя,
обучающихся); ответы на вопросы по
содержанию текста, отражение главной
мысли; соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения; краткий и
подробный устный и письменный
пересказ услышанного / прочитанного;
самостоятельное воспроизведение
сюжетас использованием
художественно-выразительных средств
языка; высказывание своего отношения
к произведению; характеристика героя
произведения с использованием
художественно-выразительных средств
данного текста; нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих
героя и событие
Восприятие на слух и понимание
содержания произведения;слушание
разножанровых произведений
фольклора (загадки, пословицы,
скороговорки, сказки); чтение вслух
произведений фольклора в темпе,
соответствующем индивидуальным
возможностям учащихся и
позволяющем понимать прочитанное;
чтение про себя разножанровых
произведений фольклора; использование
изучающего, поискового и
просмотрового видов чтения в работе с
текстами произведений;использование
умения читать про себякак средства
получения информации; определение
образной системы текста; понимание
звуковой и смысловой стороны слова;
выделение главного в содержании
текста; ответы на вопросы по
содержанию произведения;
подтверждение своего
ответа
примерами из текста; выполнение
тестовых заданий
Использование умения читать про себя
как средства получения информации;
ориентирование в учебнике по его
элементам; различение жанров
фольклора; определение образной
системы текста; понимание звуковой и
смысловой стороны слова; выделение
главного в содержании текста; чтение
по ролям; нахождение в тексте
портретных характеристик персонажей,

«ТхакIуэхэм я
псысэхэм дэ ди
хъыбархэр щIыдогъу».
(Проектная работа:
«Сочиняем сказку»,
«Дополняем авторскую
сказку»)
«Бжьыхьэ
»
(«Осень»)

«Дыкъэзы
ухъуреихь
дуней»
(«Мир
вокруг
нас»)

ответы
на
вопросы
по
содержанию произведения; участие в
инсценировке;выполнение проектной
работы

Шогенцуков А. Рассказ
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Жилетежев С.
Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Хахов С. Рассказ
«Щыхьым и жыг»
(«Дерево Шихым»).
Афаунов Л.
Стихотворение
«ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»).
Тхамоков Б. Рассказ
«ТIрашэрэ
мыIэрысеймрэ»
(«Траша и яблоня»).
«Зыкъэпщытэж
» («Размышляем
опрочитанном»)

2

Шебзухов М. Рассказ
«Мэзым» («В лесу»).
Куантов А. Рассказ
«ТхьэкIумэкIыхь
шырымрэ блэмрэ»
(«Зайчонок и змея»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Ди
мэзым» («У нас в
лесу»).
Журтов Б. Рассказ
«Джэджьей щ1ыху

3

Целенаправленное
слушание
речи
учителя, одноклассников, выделение из
нее
главной
и
второстепенной
информации; участие в диалогах,
соблюдение
культуры
слушания;
нахождение в словарях толкования
незнакомых услышанных слов; чтение
вслух правильно и выразительно
целыми
словами,
учитывая
индивидуальный темп; устный и
письменный пересказ услышанного,
прочитанного; определение логического
ударения
и
паузы,
выделение
интонацией главной мысли; участие в
выразительном чтении вслух по ролям и
чтении по цепочке; чтение про себя в
процессе первичного ознакомительного
чтения,
повторного просмотрового
чтения, выборочного и повторного
изучающего чтения; нахождение по
заданию учителя в изучаемом тексте
необходимых сведений; выделение в
тексте стихотворения / рассказа нужной
(заданной) информации; характеристика
героев произведений;
определение средства художественной
выразительности (эпитеты, сравнения);
использование приемов
интонационного чтения
(выражениерадости, удивления,
определение силы голоса, выбор тона
и темпа чтения); вычленение в
стихотворении слов, передающих
настроение автора,
картины природы, им созданные
Целенаправленное слушание речи
учителя, одноклассников, выделение из
нее
главной
и
второстепенной
информации; ответы на вопросы по
содержанию
услышанного
произведения и по последовательности
событий;
вычленение цели
услышанного высказывания;
составление вопросов по
прослушанному тексту;
участие в диалогах, соблюдение
культуры слушания;

ц1ык1у» («Синий
цыплёнок»).
Шогенцуков А.
Стихотворение «КIущэ
нагъуэ» («Сероглазый
Куша»).
Зыкъэпщытэж
(Размышляем о
прочитанном).

Сабийхэмя
хьэлщэныр
(Поведени
еи
характер
детей)

Афаунов Л.
Стихотворение «Абу
цIыкIу» («Маленький
Абу»).
Налоев З.
Стихотворение «ПцIы
бупсмэ, уи пэжри я
фIэщ хъужыркъым»
(«Соврав однажды,
теряешь доверие»).
Хавпачев Х. Рассказ
«Умышынэ, дадэ» («Не
бойся, дедушка).
Шогенов Л.
Стихотворение «Дадэ и
нэгъуджэ»
(«Дедушкины очки»).
Кауфов Х. Рассказ
«ЦIыхугъэм и
къалэныр» («Значение
человечности»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)

2

нахождение в словарях толкования
незнакомых услышанных слов;
чтение вслух правильно и выразительно
целыми
словами учитывая
индивидуальный темп чтения;
самостоятельный выбор тона и темпа
выразительного чтения небольшого
текста; определение логического
ударения и паузы, выделение
интонацией главной мысли; участие в
выразительном чтении вслух по ролям и
чтении по цепочке;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом тексте необходимых
сведений; выбор в тексте стихотворения
/ рассказа нужной (заданной)
информации; характеристика героев
произведений;
определение средств художественной
выразительности
Восприятие на слух поэтических и
прозаических,
художественных
произведений; ответы на вопросы по
содержанию
текста;
определение
главной мысли, оценивание своей
эмоциональной реакции; формулировка
вопросов по прослушанному тексту;
участие в диалогах, соблюдение
культуры
слушания;
толкование
незнакомых
услышанных
слов,
используя словари; подробный и
краткий устный и письменный пересказ
услышанного, прочитанного; чтение
текста
выразительно;
ответы на
вопросы по содержанию прочитанного
текста;
характеристика
героя
произведения; пересказ текста по плану;
нахождение
в
тексте
средств
художественной
выразительности;
составление устного диалогического и
монологического высказывания;
использование в речи выразительных
средств
языка;
чтение
наизусть
стихотворения

«ЩIымаху
э» («Зима»)

«Лэжьыгъ
эм цIыхур
егъэлъапIэ
» («Труд
возвышае
т
человека»)

Афаунов Л
Стихотворение «Япэ
уэс» («Первый снег»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Бзу» («Птица»).
Ханфенов А.
Стихотворение
«ГуфIэгуэш»
(«Раздающий
радость»).
Жилетежев С.
Стихотворение
«ЩIымахуэ
пщэдджыжь» («Зимнее
утро»).
Бианки В. Рассказ
«БажапцIэ».
(«Чернобурая лиса»)
(перевод Кармокова
Х.).
Малаева Ф. Рассказ
«Уэсгуащэм и удз
гъэгъахэр» («Цветы для
Снежной королевы»).
«Зыкъэпщытэж
»(«Размышляем
о
прочитанном»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)
Предание «Iуэху цIыкIу
щыIэкъым…»
(«Маленьких дел не
бывает…»).
Сказка «Дыщэ сом»
(«Золотая монета»).
Мазихов Б. Рассказ
«Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»).
Дабагов М.
Стихотворение
«ПхъащIэ цIыкIу»
(«Маленький
плотник»).
Гергов А.
Стихотворение «ПIытIэ
щхьэхынэ» («Ленивый
Пита»).
Шомахов А.
Стихотворение
«ЩIалэфI» («Хороший
парень»).
Хахов С. Рассказ «Iущ

3

Самостоятельное определение темы и
главной мысли произведения;
понимание вопросов, поставленных в
произведении; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного
стихотворения; обоснование своего
мнения о литературном герое,
подтверждение его фрагментами или
отдельными
строчками
из
произведения; определение смысловых
особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью
интонирования; деление текста на
смысловые части, составление плана
текста и использование его для
пересказа; определение средства
изображения и выражения чувств героя;
чтение выразительно наизусть
стихотворение;
соблюдение
орфоэпических и интонационных норм
чтения с учетом ритмики стихов; чтение
предложений с интонационным
выделением знаков препинания

5

Выразительное чтение литературных
произведений, с использованием
интонации, пауз, темпа в соответствии с
особенностями художественного текста;
чтение художественного произведения /
его фрагментов по ролям; определение
темы произведения и её уточнение
исходя из содержания произведения;
определение
главной мысли
произведения; выделение слов и
предложений,
подтверждающих
позицию автора и главную мысль
произведения; составление плана текста
произведения: деление текста на части,
определение главной мысли каждой
части, озаглавливание частей;
составление плана, усваивание
алгоритма учебных действий;
подробный пересказ текста
произведения или эпизода; выделение
ключевых предложений или слов;
определение особенности построения
предложений, пересказ абзацев и всего

«Гъатхэ»
(«Весна»)

цIыкIу»
(«Смышленный»).
Хагундоков Р.
Стихотворение
«Космонавт цIыкIу»
(«Маленький
космонавт»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Ди проектхэр.
«Бзэрабзэ си адыгэбзэ»
(Наши проекты.
«Звучи, родной язык»)
Ханфенов А. Рассказ
«КъэхутакІуэ цІыкІу»
(«Маленький
изобретатель»).
Хаупа Дж.
Стихотворение
«Гъатхэ» («Весна»).
Кунижева Х. Рассказ
«Март мазэ» («Месяц
март»).
Шогенов Х.
Стихотворение «Гъатхэ
нэщэнэ» («Приметы
весны»).
Мезов А.
Стихотворение «Мыщэ
жейнэд» («Медведь
соня»).
Кештов М «Бжэндэхъу
анэ» («Случай у
гнезда»).
Хакунов И.
Стихотворение «Гъатхэ
махуэ» («Весенний
день»).
Ацканов Р.
Стихотворение
«Пшэхэр» («Тучи»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Проверь себя»).
«Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэкIэплъыкIэхэр»
(«Разноцветные
странички»)

эпизода или произведения; чтение
художественного произведения / его
фрагментов по ролям; участие в
создании проектной работы; защита
проектных работ

4

Восприятие на слух художественного
произведения понимание основного
содержания и выделение информации
(фактов); умение слушать и
дополнять ответы одноклассников на
вопросы по содержанию
прослушанного произведения;
понимание содержания произведения:
ответы на вопросы к тексту
произведения, подтверждение ответов
отрывками из текста, указывающими на
его специфику (жанр, тему,
особенности языка автора); подробный
пересказ текста произведения
или
эпизода; определение главной мысли,
выделение ключевых предложений или
слов, особенности построения
предложений, пересказ абзаца и всего
эпизода, произведения;
краткий пересказ по ключевым
предложениям в каждом абзаце;
характеристика образов героев
произведений; выразительное чтение
стихотворения наизусть

«Хэкур
хъумэныр
къалэн
лъапIэщ»
(«Защита
Родины –
святая
обязаннос
ть»)

«Гъэмахуэ
» («Лето»)

Кешоков А.
Стихотворение «Зеич
лантIэ» («Гибкая
кизиловая веточка»).
Канаметова Л. «Майм
и9-р ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэщ» (9 мая –
День Победы).
Карданов Б. Рассказ
«Лалинэ» («Лалина»).
Кагермазов Б.
Стихотворение «Сэ
зауэлIым сеупщIат» («Я
спрашивал у солдата»).
Эльгаров К.
Стихотворение
«ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэ» («Великий
День Победы»).
«Зыкъэпщытэж
»(«Размышляем
опрочитанном»)
Кармоков Х. Рассказ
«Лъэпщокъуэ и
бжьэхэр» («Пчёлы
Тлепшоко»).
Журтов Б. Рассказ
«Гуэлым» («На озере»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Хьэрун дадэрэ ТIалэ
цIыкIурэ» («Дед Харун
и маленький Таля»).
Куготов М.
Стихотворение
«СурэтыщI»
(«Художник»).
Хахов С. Рассказ
«Къалэм къикIа щIалэ
цIыкIу» («Мальчик,
приехавший из
города»).
По сказке Кешокова А.
Пьеса «Бажэ пшынэ.
(«Лисья гармонь»).
Ногмов У.
Стихотворение
«Iэгъуапэ нэщI»
(«Пустой рукав»).
Балкизов Б.
Стихотворение
«Дыгъэ». («Солнце»).
Итоговая контрольная
работа Стихотворение
«Дыгъэ». («Солнце»).
Итоговая контрольная

3

Понимание содержания произведения:
ответы на вопросы
по тексту,
подтверждение ответов словами из
текста,
указывающими
на его
специфику (жанр, тему, особенности
языка автора); определение главной
мысли,
выделение
ключевых
предложений или слов, особенностей
построения предложений, пересказ
абзаца и всего эпизода, произведения;
краткий
пересказ
по
ключевым
предложениям в каждом абзаце; участие
в коллективном обсуждении;
дополнение ответов, используя текст;
характеристика героя произведения:
выразительное чтение стихотворения
наизусть; привлечение справочных и
иллюстративно-изобразительных
материалов;
выполнение тестовых
заданий

3

Чтение
текста
про
себя;
самостоятельное определение темы и
главной мысли произведения,
понимание
поставленных
в нем
вопросов; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного
стихотворения; обоснование
своего
мнения
о
литературном герое,
подтверждение
точки
зрения
фрагментами
или
отдельными
строчками из произведения; деление
текста на смысловые части, составление
плана текста и использование его для
пересказа;
определение
средств
изображения и выражения чувств героя;
выразительное чтение стихотворения
наизусть; определение типов речи:
повествование, описание, рассуждение;
составление
плана
собственного
монологического
высказывания,
соблюдение
его
связности
и
логичности;
работа
в
парах,
аргументирование своей точки зрения;
выразительное чтение вслух, чтение про
себя, понимание смысла прочитанного
про себя текста;
нахождение в прочитанном тексте
нужной информации;
использование в общении средств
речевого этикета; развернутые ответы
на вопросы; устные сочинения по
картине

работа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКЭ ПЛАН
3 КЛАСС (сыхь 34)
№
п/п
1.

Наименование раздела и тем

зэман
Сыхь. бж
щаджыщаджар
нур
Шорэ Хьэсин «Тхылъым и лъэ1у». 06.09
1
Щомахуэ Амырхъан «Ди хэкур»

2.

Къагъырмэс Борис «Сабий уэрэд». «Ди
щ1ыналъэр».

13.09

1

3.

Адыгэ
1уэры1уатэ.
Псалъэжьхэр,
къуажэхьхэр, псынщ1эрыпсалъэхэр.

20.09

1

4.

«Шыкъумц1ий».

27.09

1

5.

Жырыкъ Заур «Дыгъужь к1эн».

04.10

1

Ди проектыр. Зэгъусэу псысэ хьэлэмэт
зэхыдолъхьэ».
6.

Щоджэнц1ык1у 1эдэм «Бжьыхьэ».

11.10

1

7.

Хьэх Сэфарбий «Щыхьым и жыг».

18.10

1

8.

Аф1эунэ Лиуан «Хъумп1эц1эдж».

25.10

1

9.

Шыбзыхъуэ Мухьэдин «Мэзым».

08.11

1

10.

К1уант1э
1эзид
шырымрэ блэмрэ».

15.11

1

11.

Къагъырмэс Борис «Ди мэзым».

22.11

1

12.

Журт Биберд
ц1ык1у».

29.11

1

13.

Щоджэнц1ык1у Алий «К1ущэ нагъуэ».

06.12

1

14.

Нало Заур «Пц1ы бупсмэ, уи пэжри
яф1эщ хъужыркъым».

13.12

1

15.

Щоджэн Леонид «Дадэ и нэгъуджэ».

20.12

1

16.

Кхъуэ1уфэ
къалэныр».

и

27.12

1

17.

Жылэтеж
Сэлэдин
пщэдджыжь».

«Щ1ымахуэ

10.01

1

18.

Мэлей Фатимэ
гъэгъахэр».

удз

17.01

1

19.

Б/3.
Сочиненэ
щ1ымахуэм».

«Псэущхьэхэр

24.01

1

20.

Б/3.
Сочиненэ
щ1ымахуэм».

«Псэущхьэхэр

31.01

1

21.

«Дыщэ сом » (адыгэ таурыхъ).

07.02

1

22.

Мэзыхьэ Борис «Уэт л1ы!».

14.02

1

23.

Дэбагъуэ Мухьэмэд «Пхъащ1э ц1ык1у».

21.02

1

24.

Джэрыджэ Арсен «П1ыт1э щхьэхынэ».

28.02

1

25.

Щомахуэ Амырхъан «1ущ ц1ык1у».

06.03

1

26.

Хьэгъундокъуэ Рэмэзан «Космонавт
ц1ык1у». Проект «Гъатхэпэм и 14-р
адыгэбзэм и махуэщ».

13.03

1

«Тхьэк1умэк1ыхь

«Джэджьей

Хьэчим

щ1ыху

«Ц1ыхугъэм

«Уэсгуащэм

и

27.

Хьэнфэн Алим «Къэхутак1уэ ц1ык1у».

20.03

1

28.

Къуныжь Хьэ1ишэт «Март мазэ».

27.03

1

29.

Хьэкъун Исуф «Гъатхэ махуэ».

04.04

1

30.

К1ыщокъуэ Алим «Зейч лант1э».

10.04

1

31.

Маим и 9-р тек1уэныгъэм и махуэщ.

24.04

1

32.

Б/3. Сочиненэ «Гъэмахуэ зэман».

15.05

1

33.

Б/3. Сочиненэ «Гъэмахуэ зэман».

22.05

1

34.

Гъэ псом яджам къытегъэзэжын.

29.05

1

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебные пособия

1. Канаметова Л. Х., Литературное чтение на родном (кабардинском) языке. 3 класс:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа» –
Издательство «Эльбрус», 2020. – 176 с.
Дополнительные источники
2. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,2008. – 704 с.
3. Бижоев Б. Ч., Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев.
– Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
4. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под

общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013.
– 848 с.
5. Гяургиев Х. З. Дзасежев Х. Е., Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части –
Нальчик: Эльбрус, 2010. // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004128138 (дата
обращения: 21.06.2020).
6. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для
шк.). – Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
7. Емузов А. Г., Англо-кабардино-русский фразеологический словарь.– Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
8. Малаева Ф. Б., Детство = Сабиигъуэ: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ
гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ / [зэхэзылъхьар Мэлэй Ф.
Б.]. – Налшык: Эльбрус, 2015. – 477 с.
9. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов /
Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.].
1. изд. – М.: Дигора, 1999. – 852 с.
10. Сукунов Х. Х., Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х.
Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
11. Урусов Х. Ш., Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000
слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Электронные ресурсы

12. Государственная национальная библиотека КБР: // URL: http://xn-- 90aae3anv.xn-p1ai/ (дата обращения 21.06.2020).
13. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. // URL:
http://window.edu.ru/resource/784/34784 4. Помощь в изучении языка адыгов // URL:
https://www.anabza.org/ (дата обращения 21.06.2020).
14. Нур (Свет): ежемес. лит.-худож. журн. для детей Учредители: Детский фонд,
Союз писателей КБР. Изд. с 1982 г. – 2020 Нальчик. // URL: / http://nurkbr.ru/.(дата
обращения 21.06.2020).
15. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для
Android) // URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения 21.06.2020).
16. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения
21.06.2020).
17. Самый
большой
онлайн
словарь
«Glosbe»
//
URL:
https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата обращения: 03.07.2020).
18. Словарь
«Лъэпкъым
и
гъуазэ»
//
URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki
(дата
обращения
21.06.2020).
19. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата
обращения 21.06.2020).
20. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации //
URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2020).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».