Биология
Рабочая программа по
биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также федеральной программы воспитания.
Программа направлена
на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета
в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В соответствии с ФГОС
ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего
образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 238
часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8-9
классах – 2 часа в неделю.
Рабочая программа
среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.1 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и
основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование
содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного
значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой
организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета
«Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция
живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
На её изучение
отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах гуманитарного,
социально- экономического и технологического профилей.
Программа по учебному
предмету «Биология» (далее – биология) на уровне среднего общего образования
разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы
воспитания.
Цель изучения
учебного предмета «Биология» на углублённом уровне – овладение обучающимися
знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и
приобретение умений использовать эти знания в формировании интереса к
определённой области профессиональной деятельности, связанной с биологией, или
к выбору учебного заведения для продолжения биологического образования.
Достижение цели
изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне обеспечивается
решением следующих задач:
• освоение обучающимися системы
биологических знаний: Об основных биологических теориях, концепциях, гипотезах,
законах, закономерностях и правилах, составляющих современную естественно-
научную картину мира; о строении, многообразии и особенностях биологических
систем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся
открытиях и современных исследованиях в биологии;
• ознакомление обучающихся с методами
познания живой природы: исследовательскими методами биологических наук
(молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и
селекции, биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии);
методами самостоятельного проведения биологических
исследований в
лаборатории и в природе (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
• овладение обучающимися умениями:
самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию;
пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь
между
развитием биологии и
социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать
последствия своей деятельности по отношению к окружающей природной среде,
собственному здоровью и здоровью окружающих людей; обосновывать и соблюдать
меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и
обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера; характеризовать современные научные
открытия в области биологии;
• развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей в процессе знакомства с выдающимися
открытиями и современными исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами,
методологией биологического исследования, проведения экспериментальных
исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов
и процессов;
• воспитание у обучающихся
ценностного отношения к живой природе в целом и к отдельным её объектам и
явлениям; формирование
экологической,
генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции
естественно-научных знаний;
• приобретение обучающимися
компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в
природе, охраны видов, экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и
здоровья окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в
повседневной жизни;
• создание условий для осознанного
выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, способствующей
последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами и потребностями региона.
Общее число часов,
отведенных на изучение биологии на углубленном уровне среднего общего
образования, составляет 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в
11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа
включает в себя:
• Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (личностные,
метапредметные, предметные);
• Содержание учебного предмета,
курса;
• Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.