Рабочая программа 11 класс по биологии проф

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биологии 11 класса (естественно-научный
профиль) составлена на основе:
 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273 ФЗ «Закон об образовании в РФ»
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования».
 Федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего(полного) общего образования по биологии (профильный уровень).
Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089.
 Приказа Минобрнауки РФ от 07.06.2017г. №506 «О внесении изменений
в
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего и
среднего(полного) общего образования.
 На основе программы по биологии для 11 классов авторов: О.В. Саблиной, Г.В.
Дымшица, полностью отражающей содержание Примерной программы, с
дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки
обучающихся;
 Учебного плана МОУ СОШ №2 г.п. Терек на 2022-2023 учебный год.
 Учебника, допущенного Министерством образования Российской Федерации:
Биология: П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др., Биология (общая
биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений,
профильный уровень; часть 1, Москва; Просвещение; 2016 год.
Структура документа
Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с
указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных и
практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников, критерии
и нормы оценки знаний и умений обучающихся и описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне
направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее
системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих
биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой
природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание
центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и
умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе,
обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления
биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования
содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая
организация и эволюция.
Изучение биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне
направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о
методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции,
строении,
многообразии и особенностях биосистембиотехнологии, экологии); (клетка,
организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических
открытиях и современных исследованиях в биологической науке;









овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социальноэтическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить
биологические
исследования
(наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и
использовать биологическую информацию; пользоваться биологической
терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки;
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм
при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования
и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для
образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии
выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе –
105 часов (3 часа в неделю).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит
знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания
и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе,
обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием,
значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими
методами исследования. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую
программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме.
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего
образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка,
решение задач, самостоятельный поиск информации.
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений. Для
приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу
включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной
программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические
объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д.
Рабочая программа рассчитана на сдвоенные уроки.
1 четверть- 9 недель - 27 часов
2 четверть- 7 недель - 21 час
3 четверть - 10 недель – 30 часов
4 четверть- 9 недель - 27 часов
Итого 105 часа

II. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
"Биология" (профильный уровень), 11 класс
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология»
на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач,
самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.
Результаты обучения
приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и
соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на реализацию
деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов:
овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической
науки, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение
биологическими методами исследования. Приоритетными для учебного предмета
«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне
являются: сравнение объектов, анализ, оценка, самостоятельный поиск информации в
различных источниках.
Описание лабораторных работ, темы которых приводятся ниже, дано в «Практикуме
по общей биологии». Из приводимых тем лабораторных работ учитель может выбирать
те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам
(приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для
которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных
работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов,
таблиц, схем, стенгазет.
Часть рекомендуемых демонстраций может быть проведена в форме экскурсий в
местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов,
кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п. Во время изучения курса
рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
сформировать различные УУД:
Познавательные
Учащийся научится:
— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с
учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под
руководством учителя, используя возможности Интернет;
— использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы,
таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);
— использовать различные способы кодирования информации в знаковосимволической или графической форме;
Предметные:
Учащийся получит возможность научиться:
понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная
теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);
учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность
законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в
наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического);
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил

(доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет,
сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов,
хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение,
хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных
животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов,
получение
гетерозиса,
полиплоидов,
отдаленных
гибридов,
действие
искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и
экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на
генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция
биосферы;

современную биологическую терминологию и символику;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной цели;
— находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать биологические символы
— самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения
учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с
аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;
– самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные
варианты решения учебной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:

— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных
заданий, объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира, научного
мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей
среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас,
наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний,
генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и
смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и
функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и
темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений
эволюции;

решать задачи разной сложности по биологии;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах
(цепи питания, пищевые сети);



















описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у
отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем,
взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и
бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у
растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и
хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее
оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный
отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления
эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в
биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных
исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма
программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала,

при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при
воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований
программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения
необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного
материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований
программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;
устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение
и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять
дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и
обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и
рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений
при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов
из наблюдений и опытов.
3.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который

легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с
приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1.
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный
и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки
и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал
излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну
негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно
при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать
внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике
в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной
речи; использовать при ответе научные термины.
3.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо
аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не
использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или
допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе
теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или
не понимает значительную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении
конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся
краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение
других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные
письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой
ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой
ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры
письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной
речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той,
которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. —
оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило,
на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение
пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и
лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в
полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов,
измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое
оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее
точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ,
правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего
места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила
техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии
с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в
вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий;
делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части
таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным,
принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в
ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно
формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с

большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух
ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков,
таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но
повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в
соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию
учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить
соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной
части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по
требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1.
Нет ответа.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые),
недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений ,
теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их
измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,,
наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для
выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам,
материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из
этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с
определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий
работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы,
недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена
отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов,
наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.

Требования к написанию школьного реферата.
Зашита реферата — одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она
предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее
глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю,
сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде
или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на
основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда
достаточно хорошо подготовлены к зтой форме работы и осведомлены о тех требованиях,
которые предъявляются к ее выполнению
1. Тема реферата и ее выбор
Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не
должны быть слишком широкими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с
научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного
упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема
реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу –
населенный пункт и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто
учителя*не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с
подобных «мелочей» начинается культура научного труда.
Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной
части, заключения и списка литературы.
4. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата,
которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его
объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и
спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему
данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое
значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки
зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи,
которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ
разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее
личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и
т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.
4. Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для
рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов,
превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого
попавшегося материала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учителю
при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное
распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение
логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных
источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и
сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению
Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам,
обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели).
Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто
ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются
представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3
страницы.
7. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым
буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место
издания, название издательства, год издания.
8. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной
школьному уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
9. Выставление оценки за реферат
В итоге оценка складывается из ряда моментов:
• соблюдения формальных требований к реферату.
• грамотного раскрытия темы:
• умения четко рассказать о представленном реферате
· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные
ответы на них.

III. Содержание учебного предмета биология
№
п/п
1.

11 класс (105 ч, 3 ч в неделю; (3 ч— резервное время))
Тема
Кол-во
часов
Введение
2 часа
РАЗДЕЛ I. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
66 ч

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема 1. Возникновение и развитие эволюционной биологии
Тема 2. Механизмы эволюции
Тема 3 .Возникновение и развитие жизни на Земле.
Тема 4 .Возникновение и развитие человека — антропогенез
Тема 5. Селекция и биотехнология
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Тема 1. Организмы и окружающая среда
Тема 2 Сообщества и экосистемы
Тема 3. Биосфера
Тема 4. Биологические основы охраны природы
Подготовка к ЕГЭ (резерв)
Итого:

10 часов
28 часов
10 часов
10 часов
8 часов
31 ч
10 часов
12 часов
5 часов
2 часов
3 часа
100ч

Введение 2 часа
Раздел I
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (66 ч)
Тема 1. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина.
Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И.
Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические,
эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых
растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы;
доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Тема 2. Механизмы эволюции (28 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.
Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как
источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях.
Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор —
направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор.
Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и
симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции.
Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция,
конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат
эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции;
движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у
организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых
видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции —
дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию,
дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию
растительного и животного мира.
Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф.
Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и
эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью.
Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата
на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория
образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие
органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя,
мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости,
отпечатки (палеонтологическая коллекция).
Тема 4. Возникновение и развитие человека — антропогенез (10 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические,
этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства
человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека.
Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место
неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека
— мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании
человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в
эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых
признаков. Критика расистских теорий.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек,
неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца
(экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции
произведений первобытных художников).
Тема 5. Селекция и биотехнология (8 ч)
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры
происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их
одомашнивания.
Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической
мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений.
Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение
генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных.
Успехи селекции.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и
животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии.
Раздел 2
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (31 ч)
Тема 15. Организмы и окружающая среда (10ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.
Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика

популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша.
Жизненные формы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на
организмы.
Тема 16. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи.
Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные
взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития
экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни
экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения;
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические
пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».
Тема 17. Биосфера (6 ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и
биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные
антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода,
азота, фосфора и кислорода.
Тема 18. Биологические основы охраны природы (3 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов
и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем.
Биологический мониторинг и биоиндикация.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности
человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и
заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».
Итого -99 часов
6 часов резерв
Итого 105 часов
Примерный список лабораторных работ
1. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.
2. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии,
коллекции насекомых).
3. Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян,
коллекции насекомых и т. п.).
4. Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах.
5. Воздействие человека на водную среду и берега водоемов (полевая работа).
6. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура,
сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
7. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура,
сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
8. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях
Основные виды учебной деятельности:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;












ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
характеризовать свойства живых организмов;
сравнивать проявление свойств живого и неживого;
анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя
рисунок учебника;
характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок
учебника;
формулировать вывод о значении взаимодействия клеток, тканей, органов,
организмов;
сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно
проведенных опросов;
поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Планируемые результаты обучения
Предметные результаты
Учащиеся получат знания об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах
биологических наук строении,(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии,
экологии); многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид,
биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных
исследованиях в биологической науке;
овладеют умениями характеризовать современные научные открытия в области
биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,
экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические
исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно
оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
получат возможность развить познавательные интересы, интеллектуальные и
творческие способности в процессе изучения проблем современной биологической науки;
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;
получат возможность воспитать в себе убежденность в возможности познания
закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней,
соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
получат возможность использовать приобретенные знания и умения в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.



Получат возможность научиться анализировать и оценивать различные
гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас,
глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных
исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных
исследованиях;








использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам,
поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение).

IV.Календарно-тематическое планирование

Общая биология - профильный уровень
11 класс (естественно-научный)
100 часов в год, 3 часа резерв, 3 часа в неделю
Дата

Кол- во
часов

№ урока в
четверти

№ урока

(разделы,темы)

план
1

1

2.

2

3

3

4

4

5
6

5.
6.

7

7.

8
9
10

8.
9.
10.

11
12

11.
12.

13.

13.

14.
15.

14.
15.
9.

16.

10. 17.

1 четверть 27 часов
Общая биология – учебный предмет об общих и
основных закономерностях живой природы
Повторение. Клетка – структурная и
функциональная единица живого.
Раздел 1 ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО
МИРА (66 ч)
Тема 1. Возникновение и развитие эволюционной
биологии
История возникновения и развития эволюционной
биологии. Введение. Зарождение представлений о
возникновении и развитии органического мира.
2)Первые эволюционные концепции. Эволюционная
теория Ламарка.
3)Жизнь и труды Ч. Дарвина
4) Основные принципы эволюционной теории
Дарвина.
5)Формирование синтетической теории эволюции.
Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена
6)Палеонтологические свидетельства эволюции.
7)Биогеографические свидетельства эволюции.
8)Сравнительно-анатомические и эмбриологические
свидетельства эволюции.
9)Молекулярные свидетельства эволюции.
10)Контрольная работа 1 по теме:
«Возникновение и развитие эволюционной
биологии».
Тема 2. Механизмы эволюции
1)Популяция – элементарная единица эволюции.
Лабораторная работа № 1. Выявление
изменчивости у особей одного вида (гербарные
образцы, наборы семян, коллекции насекомых и
т.п.)
2)Внутривидовая изменчивость.
3) Генетическая структура популяции. Уравнение и
закон Харди-Вайнберга.
4)Мутации как источник генетической
изменчивости популяций.
Лабораторная работа № 2. Анализ генетической
изменчивости в популяциях домашних кошек.
5)Случайные процессы в популяциях.

1

02.09.

1

02.09

66
10
1

05.09

1

09.09

1
1

09.09
12.09
16.09

1
1
1

16.09
19.09
23.09

1
1

23.09
26.09

28
1

30.09

1
1

30.09
03.10

1

07.10

1

07.10

факт

18
18.
19 19.
20
20
21
22
23

21
22
23

24
25

24
25

26

26

27

27

28
29.

1
2

30.

3

31
32
33

4
5
6

34

7

35
36

8
9

37
38

10
11

39

12

40

13

41

14

Экскурсия №1. Изменчивость у животных (жуки,
бабочки) (коллекции).
6)Дрейф генов. Популяционные волны.
7)Борьба за существование
8)Естественный отбор как направляющий фактор
эволюции
9)Основные формы естественного отбора.
10)Половой отбор.
11)Адаптация организмов как результат действия
естественного отбора.
Лабораторная работа № 3. Изучение
приспособленности организмов к среде обитания.
12)Миграции как фактор эволюции.
13)Вид. Критерии и структура вида.
Лабораторная работа № 4. Наблюдение и
описание особей вида по морфологическому
критерию (гербарии, коллекции насекомых).
14)Видообразование-результат микроэволюции.
Изоляция как пусковой механизм видообразования.
15)Аллопатрическое видообразование.
Итого
Лаб раб
Контр раб
2 четверть 21 час
16) Симпатрическое видообразование.
17) Микро- и макроэволюция. Генетические и
онтогенетические основы эволюции.
18)Направления макроэволюции. Дивергенция,
конвергенция и параллелизм
19)Параллелизм.
20) Биологический прогресс и регресс.
21)Ароморфоз.
Лабораторная работа №5. Ароморфозы у
растений и идиоадаптации у животных.
22) Идиоадаптация.
Общая дегенерация.
23) Единое древо жизни – результат эволюции.
24) Обобщающий урок .
по теме: « Механизмы эволюции».
25) Тестирование по теме: Механизмы эволюции
26) Решение заданий части С по теме:
«Механизмы эволюции.»
27.контрольная работа №2по теме: Механизмы
эволюции
28 Обобщение темы «Механизмы эволюции»
Тема 3 .Возникновение и развитие жизни на
Земле.
1)Сущность жизни. Определение живого.
Представления возникновения жизни на Земле.
Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные

1
1
1

10.10
14.10
14.10

1
1
1

17.10
21.10
21.10

1
1

24.10
28.10

1

28.10

1
27ч
4ч
1ч

30.10

1
1

11.11
11.11

1

14.11

1
1
1

18.11
18.11
21.11

1

25.11

1
1

25.11
28.11

1
1

02.12
02.12

1

05.12

1
10

09.12

1

09.12

представления о возникновении жизни
42

15

43

16

44

17

45

18

46
47
48

19
20
21

49

1

50

2

51

3

52

4

53

5

54
55

6
7

56
57

8
9

58

10

59

11

2)Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез
органических веществ. Образование и эволюция
биополимеров
3)Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной
связью. Образование и эволюция биологических
мембран. Образование первичных гетеротрофов.
4) Изучение истории Земли. Палеонтология. )
Методы геохронологии
5) ) Геохронологическая летопись Земли. Развитие
жизни на Земле в криптозое. Катархей, архей,
протерозой.
6) Развитие жизни на Земле в фанерозое. Палеозой
7) Мезозой.
8) Кайнозой.
Итого
Лаб раб
Контр раб
3 четверть 30 часов
9) Тестирование по теме : Возникновение и
развитие жизни на Земле.
10) Решение заданий части С по теме:
Возникновение и развитие жизни на Земле.
Тема 4 .Возникновение и развитие человека —
антропогенез
1) Место человека в системе животного мира.
Сравнительно- анатомические, физиологические и
этологические доказательства родства человека и
человекообразных обезьян.
2) Место человека в системе животного мира.
Цитологические и молекулярно – биологические
доказательства родства человека и
человекообразных обезьян
3) Место человека в системе животного мира.
Палеонтологические данные о происхождении и
эволюции предков человека. Австралопитеки.
4) Первые представители рода Homo.
5) Появление человека разумного. Неандертальский
человек. Место неандертальцев в эволюции
человека. Кроманьонцы.
6) Биологические факторы эволюции человека.
7) Социальные факторы эволюции человека –
мышление, речь, орудийная деятельность. Роль
социальной среды в формировании человеческих
индивидуумов. Соотношение биологических и
социальных факторов в эволюции человека.
8) Человеческие расы. Роль изоляции в
формировании расовых признаков. Критика
расистских теорий.
9) ) Обобщающий урок по теме: « Возникновение
человека -антропогенез».

1

12.12

16.12

1

16.12

1

19.12

1
1
1

23.12
23.12
26.12
21 час
1ч

1ч
1

11.01

1

13.01

10
1

13.01

1

18.01

1

20.01

1
1

20.01
25.01

1
1

27.01
27.01

1

01.02

1

03.02

60

12

61

13

62

14

63

15

64

16

65
66

17
18

67

19

68

20

69

21

70

22

71
72
73
74
75

23
24
25
26
27

76
77

28
29

78

79
80
81
82

10) Решение заданий части С по теме: «
Возникновение человека- антропогенез».
Тема 5. Селекция и биотехнология
1) Селекция как процесс и как наука.
Одомашнивание как первый этап селекции
2) Центры происхождения культурны растений.
Происхождение домашних животных и центры их
одомашнивания.
3) Искусственный отбор. Массовый и
индивидуальный отбор. Комбинативная селекция
4)
Явление гетерозиса и его применение в
селекции. Использование цитоплазматической
мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная
гибридизация в селекции растений.
Экспериментальный мутагенез и его значение в
селекции.
5) Клеточная инженерия и клеточная селекция.
6) Хромосомная инженерия. Применение генной
инженерии в селекции
7) Крупномасштабная селекция животных. Успехи
селекции.
8) контрольная работа №3 по теме: « Селекция и
биотехнология».Тестирование.
Раздел 2 ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ
(31 ч)
Тема 1. Организмы и окружающая среда
1) Взаимоотношение организмов и среды.
Экологические факторы. Закон толерантности.
2. Приспособленность. Переживание
неблагоприятных условий и размножение
3) Популяция как природная система.
4) Структура популяций
5) Динамика популяций. Жизненные стратегии
6) Вид как система популяций
7) Экологическая ниша.

8) Жизненные формы
9) ) Обобщающий урок по теме: « Организмы и
окружающая среда». Тестирование.
30
10) ) ВПР по биологии
Итого
Контр раб
Лаб раб
4 четверть 27 часов
Тема 2 Сообщества и экосистемы
1. 1 1) Сообщество, экосистема, биоценоз
2.
2) Энергетические связи и трофические сети.
3.
3) Межвидовые и межпопуляционные связи в
экосистемах. Конкуренция. Альтруизм
4.
4) Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин.
Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм.

1

03.02

8
1

07.02

1

10.02

1

10.02

1

14.02

1
1

17.02
17.02

1

21.02

1

25.02

31

10
1

25.02

1

28.02

1
1
1
1

02.03
02.03
02.03
06.03
10.03

1
1

10.03
13.03

1

17.03
30 часов
1ч
0ч

12
1
1
1
1

83

5.

84
85

6.
7.

85
86

8.
9.

87

10.

88

11.

89

12.

90
91

13.
14.

92
93

15.
16.

94

17.

96

18.

97

19.

98
99
100

20.
21.
22.

101
102

23.
24.

Нейтрализм.
5) Пространственная структура сообществ.
Лабораторная работа №6. Описание экосистем
своей местности (видовая и пространственная
структура, сезонные изменения, наличие
антропологических изменений).
6) Динамика экосистем. Флуктуации.
7) Сукцессия. Устойчивость экосистем.
Лабораторная работа №7. Исследование
изменений в экосистемах на биологических моделях
(аквариум).
8) Стадии развития экосистемы
9) Земледельческие экосистемы (агроценозы).
Лабораторная работа №8. Описание
агроэкосистем своей местности (видовая и
пространственная структура, сезонные изменения,
наличие антропологических изменений).
10) Экскурсия № 1. Естественные и искусственные
экосистемы (окрестности школы).
11) Обобщающий урок по теме:» Сообщества и
окружающая среда».Тестирование.
12) ) Решение заданий части В и С по теме: «
Сообщества и экосистемы».
Тема 3. Биосфера
1) Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере
2) Живое вещество и биогеохимические
круговороты в биосфере.
3)Круговорот азота, круговорот воды.
4) Глобальные антропогенные изменения в
биосфере. Проблема устойчивого развития
биосферы.
5) Решение заданий части В и С по теме:»
Биосфера».
6) Контрольная работа №4 по теме: «Биосфера».
Тестирование.
Тема 4. Биологические основы охраны природы
1)Сохранение и поддержание биологического
разнообразия. Причины вымирания видов и
популяций. Сохранение генофонда и
реинтродукция.
2) Сохранение экосистем.
3) Биологический мониторинг и биоиндикация
Повторение изученного за курс: « Биология 10-11
класс».
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
Итого в 4 четверти
Лаб раб
Контр раб

Итого: Всего часов- 105; Лабораторных работ-8; контрольных работ 4

1

1
1

1
1

1
1
1
6
1
1
1
1

1
1
3
1

1
1
7
1
1
27 часов
3 часа
1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».