Рабочая программа 11 класс по биологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089.
2. Примерной программы по биологии для общеобразовательных классов средней (полной)
школы (базовый уровень), с использованием учебника Биология 11 класс: учебник для
общеобразовательных организаций (базовый уровень) / Авторы: под редакцией Д.К. Беляева,
Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2020 г.
3. Учебного плана МОУ СОШ №2 г.п. Терек на 2022-2023 учебный год.
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию
в образовательном процессе в ОУ в 2022- 2023 уч. г..
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов
причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных
характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в
окружающем мире.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в
ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
 формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на
понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части
природы, продукта эволюции живой природы;
 формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа
жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

 приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта
познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
 воспитание
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную
экологическую деятельность;
 создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной
образовательной
траектории,
способствующей
последующему
профессиональному
самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями
региона.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на уровни среднего (полного) общего образования направлен на
формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу
отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей
культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в
жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое
внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования
современной
естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию
биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей
школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой
природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные
линии курса: Клетка-единица живого; Размножение и развитие организма; Основы генетики и
селекции.
Курс предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической
наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и
здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической
культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с
процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при
изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах
основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации
ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями
обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №2 г.п. Терек, на освоение программы
отводится 34 часа, в объеме1 час в неделю.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
•
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и
естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ
и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;

•
уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство
живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм
человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения
многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и
делать выводына основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах,
справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и
критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
•
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Критерии оценки учебной деятельности по биологии.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной
форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать
собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал

литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для
доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет
по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений
и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает
на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные
связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать
основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать
научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов
или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал
излагает
несистематизированно,
фрагментарно,
не
всегда
последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает
недостаточное
понимание
отдельных
положений
при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на
вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала
в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа
ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
 выполнил работу без ошибок и недочетов;
 допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
 не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
 не более двух грубых ошибок;
 или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух-трех негрубых ошибок;
 или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
 допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
 или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
 не приступал к выполнению работы;
 или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
 Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
 Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5
правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее
10 правильных ответов.
Содержание тем курса «Биология»
11 класс ( 1 час в неделю, 34 час.)
РАЗДЕЛ 1V. ЭВОЛЮЦИЯ (22 ч)
Глава 10. Развитие эволюционных идей. (4ч.)
Доказательства эволюции
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста
Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции.
Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида,
элементарная единица эволюции.
Глава 11. Механизмы эволюционного процесса.(6ч.)
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция эволюционный фактор. Приспособленность - результат действия факторов эволюции.
Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс.
Глава 12. Возникновение жизни на Земле.(1ч.)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Глава 13. Развитие жизни на Земле.(5ч.)
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира.
Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.
Глава 14. Происхождение человека. (5ч.)
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов.
Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.
Человеческие расы.
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов
семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых.
РАЗДЕЛ V . ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 ч)
Глава 15. Экосистемы. (7ч.)
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов.
Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и
цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем.
Агроценозы.
Лабораторная работа №5 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых
цепей и сетей).
Глава 16. Биосфера. Охрана биосферы. (2ч.)
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических
элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Глава17. Влияние деятельности человека на биосферу. (2ч.)
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Лабораторная работа №6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Резерв (1 час).
Учебно-методический комплект: Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват.
учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М.
Дымшица. - М.: Просвещение, 2008. - 303 с.: ил.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания
на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые
вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все
опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с
наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики,
вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок
на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину,
однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы
по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с
помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании
наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей
погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях
единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая
исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил
нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных
выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в
требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Календарно - тематическое планирование Биология 11 класс (1 час в неделю)
№
Наименование разделов и тем
п/п
Раздел 1V. Эволюция (22ч.)

Колво час

Глава 10. «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции» (4ч.)
1.
3.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.
Ч.Дарвин и его теория происхождения видов.

1

Доказательства Эволюции.

1

1

Вид. Критерии вида. Популяции.
1
Л.р. № 1. «Морфологические особенности растений различных
видов»
Глава11. «Механизмы эволюционного процесса» (7ч.)
4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11

Роль изменчивости в эволюционном процессе. Л.Р. № 2.
1
«Изменчивость организмов».
Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы 1
естественного отбора в популяциях.
Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции. 1
Приспособленность организмов - результат действия факторов 1
эволюции. Л.Р. №3.
« Приспособленность организмов»
Видообразование - результат эволюции.
1
Основные направления эволюционного процесса. Л.р.№4
«Ароморфозы и идиоадаптации организмов».
Контрольная работа.

1
1

Глава 12. «Возникновение жизни на Земле» (1ч.)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные 1
взгляды на возникновении жизни.
Глава 13. « Развитие жизни на Земле» (5ч.)
12.

13.

Развитие жизни в Криптозое.

1

14.

Развитие жизни в Палеозое.

1

15.

Развитие жизни в Мезозое.

1

16.

Развитие жизни в Кайнозое.

1

Многообразие органического мира. Классификация
организмов.
Глава 14. « Происхождение человека» (5ч.)
17.

1

Происхождение человека. Ближайшие «родственники»
человека среди животных.
Основные этапы эволюции приматов.

1

1

21.

Первые представители рода Ното. Появление человека
разумного.
Факторы эволюции человека.

22.

Контрольная работа

1

18.
19.
20.

РАЗДЕЛ V. «Основы экологии» (11 ч.)

1

1

Дата
план

факт

Глава 15. «Экосистемы» (7ч.)
23.

Предмет экологии, факторы среды.

1

24.

Взаимодействие популяций разных видов.

1

25.

Сообщества. Экосистемы (биогеоценозы).

1

26.

1

27.

Поток энергии и цепи питания.
П. р. №5 «Составление схем переноса веществ и энергии в
экосистемах (пищевых цепей и сетей).
Свойства и смена экосистем.

28.

Агроценозы.

1

29.

Применение экологических знаний в практической
1
деятельности человека.
П.р. №6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека
в экосистемах»
Промежуточная аттестация. (1ч.)
1

30

1

Глава 16. «Биосфера. Охрана биосферы» (2ч.)
31.

Состав и функции биосферы.

Круговорот химических элементов. Биогеохимические
процессы в биосфере.
Глава 17. «Влияние деятельности человека на биосферу» (2ч.)
32.

1
1

33.

Глобальные экологические проблемы.

1

34.

Общество и окружающая среда.

1

Итого: 34ч.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Биология 11 класс (1 час в неделю)
№
Название темы
Кол-во Лабор.
п/п
часов Практ.
работы
1.
Раздел 1V. Эволюция (22ч.)
Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства
4
1
эволюции
Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.
7
3

2.

3.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.
Тема 13. Развитие жизни на Земле.
Тема 14. Происхождение человека
Раздел V. «Основы экологии» (11ч.)
Тема 15. Основы экологии. Экосистемы.
Тема 16. Биосфера.
Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу

1
5
5

Промежуточная аттестация (1ч.)
Итого.

1
34

7
2
2

Контр.
зачёты

1

1
2

6

1
3

V. Список литературы:
Основная литература для учителя:
1. Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин,
Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
2.
Беляев Д.К., Рувинский А.О. Поурочные планы по учебнику «Общая биология» - Изд.2-е. –
Волгоград: ИТД «Карифей».-96с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство
«Лицей», 2003 г.
3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996
г.
4. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.:
Дрофа, 2007
5.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
6. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. «Общая биология» М.: «Просвещение» 2006
7.Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11
класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
8.Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников
средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
9.Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
– 234с.
Основная литература для учащихся:
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М.
Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. –
303 с.: ил.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем.
– 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы.
- М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
3. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое
пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
4. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
5. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и
самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
6. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. ТатаренкоКозмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
7. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое
пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
8. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М.,
Просвещение, 2006 г.

Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для
учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного
центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».