28.06.2019
Пенсионный
фонд активно внедряет в свою работу цифровые технологии, которые облегчают
жизнь гражданам и позволяют решать те или иные вопросы, не выходя из дома. О
том, какие услуги ПФР можно получить дистанционно, как изменится начисление
пенсии с помощью искусственного интеллекта, как получить скидку в магазинах
пенсионерам и гражданам предпенсионного возраста, в интервью ТАСС рассказал
глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.
— Антон Викторович, Пенсионный фонд
в последние годы активно внедряет в свою работу цифровые сервисы. Расскажите о
них подробнее.
— В настоящее время в рамках
программы "Цифровая экономика" разработаны прототипы так называемых
суперсервисов — это глобальные сервисы, которые связаны с различными жизненными
ситуациями человека. Например, это рождение ребенка, получение статуса
инвалида, выход на пенсию и так далее. В этих случаях гражданин получает сразу
весь комплекс услуг, которые предоставляются всеми уровнями власти. То
есть не нужно ходить в разные организации, а нужно зайти на Единый портал
государственных услуг (ЕПГУ), и там сразу будет представлена вся информация.
Кроме того, благодаря современным
технологиям мы активно переходим от заявительного порядка предоставления
услуг к проактивному. Сейчас мы реализуем это при беззаявительном назначении
разного рода доплат к пенсии, например федеральной социальной
доплаты, и дистанционном выборе способа доставки.
А в ближайшем будущем проведем
пилотный проект по проактивному назначению страховых и социальных пенсий по
инвалидности, а также ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам и
детям-инвалидам, который позже будет распространен на все субъекты РФ.
— Как вы относитесь к тому, что
сейчас все государственные структуры переводят свои услуги в электронный вид?
— На самом деле это современная
тенденция, которая развивается из-за растущего спроса со стороны населения. Мы
видим, что количество населения, которое общается с нами дистанционно, растет
ежегодно в 1,5–2 раза. В связи с этим мы также наращиваем электронные сервисы.
Сегодня порядка 26 электронных
сервисов ПФР переведены в цифровой формат. Более 70% заявлений на оказание
услуг мы получаем в электронном виде, включая назначение пенсии и материнский
капитал. Это направление, на наш взгляд, будет только расти
Если
посчитать все электронные обращения за услугами ПФР, которые поступили по
разным информационным каналам, то в прошлом году это было порядка 80 млн, а за
первый квартал этого года — 25 млн.
— На Форуме социальных инноваций
регионов, который проходил в Москве с 19 по 21 июня, было подписано
двустороннее соглашение между Пенсионным фондом России и компанией Х5 Retail
Group. В чем суть этого соглашения?
— В этом
году мы занимаемся исполнением законодательства о совершенствовании пенсионной
системы и у нас появилась новая категория льготников — это граждане
предпенсионного возраста. X5 Retail Group выступила с предложением, чтобы в
магазинах сети давали льготы для граждан предпенсионного возраста. Но для этого
надо подтверждать их статус, а это может сделать только Пенсионный фонд. У нас
внутри системы генерируется реестр предпенсионеров. Эту информацию мы передаем
налоговой службе, поскольку они предоставляют налоговые льготы, и субъектам РФ,
которые предоставляют льготы по проезду на общественном транспорте, оплате
коммунальных услуг, на покупку лекарственных препаратов.
Через личный
кабинет ПФР мы можем дать такую информацию и самому гражданину в виде
электронного документа, который он может распечатать самостоятельно, либо — о
чем идет речь в данном соглашении — подтвердить его статус через специально
сгенерированный QR-код в мобильном приложении ПФР. Предъявив смартфон с
QR-кодом на кассе магазина сети, можно получить скидку на покупку.
Еще одно соглашение в рамках форума
было подписано с РЖД по льготному проезду. Мы сейчас проводим пилотный проект
на основе технологии блокчейн. Там три участника — это РЖД, Пенсионный фонд и
Минтруд. В реальном времени при продаже льготного билета РЖД формирует реестр
лиц, которые воспользовались льготным проездом. Мы подтверждаем статус гражданина
как человека, имеющего право на льготный проезд, а Минтруд производит оплату
проезда. Благодаря нашему соглашению процедура покупки билетов для льготников
будет упрощена. Используя сведения ПФР, система будет сразу же получать
информацию, обладает ли покупатель правом на льготный проезд, и предоставлять
билеты. В этом году планируем закончить пилотный проект с Северо-Западной
пригородной пассажирской компанией, и со следующего года на всех направлениях
РЖД будет доступна покупка льготных билетов.
— Антон Викторович, как вы считаете,
важно ли проводить подобные форумы?
— Безусловно, потому что тут на
одной площадке можно видеть последние тенденции и достижения в социальной
сфере. Поэтому в этом году особенность форума в том, что он проходит на новом
технологическом уровне. И занятость, и образование, и здравоохранение, и
социальная сфера используют много современных подходов, которые позволяют
видеть перспективу нашей социальной сферы.
Вообще, лейтмотив этого форума в
том, что инвестиции в человека — это инвестиции в рост экономики, инвестиции в
будущее, и они гораздо эффективнее всех других инвестиций
— Внедряет
ли Пенсионный фонд в своей работе искусственный интеллект?
— Да, мы внедряем искусственный
интеллект по двум направлениям: это обработка обращений граждан в виде чат-бота
и вторая тема — это оценка пенсионных прав и выбор наиболее оптимального
варианта начисления пенсии.
С точки зрения обращений граждан тут
все понятно — чат-бот разгрузит операторов и на типовые вопросы даст типовые
ответы. А вот с точки зрения пенсионных прав искусственный интеллект даст нам
дополнительную гибкость. Дело в том, что пенсионное законодательство непростое,
в нем сложно разобраться и оценка прав зачастую требует специальных
знаний.
Искусственный интеллект может быстро
адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве и более эффективно
будет применять его на практике. Планируется, что это будет ядром нашей новой
информационной системы, которая будет заниматься назначением пенсии
У нас сейчас
идет пилотный проект в Бурятии, который стартовал осенью прошлого года. Мы
использовали опытный прототип, а в следующем году хотим перейти к эксплуатации
в отдельных регионах.
— Антон Викторович, вице-премьер
Татьяна Голикова на итоговой коллегии Минтруда обратила внимание на жалобы
граждан как раз по поводу начисления пенсий. Планируется ли что-то поменять в
этом отношении?
— Доля таких людей, которые жалуются
именно на ошибки при начислении, составляет от 1,5 до 2%. Мы внутри
системы используем все фильтры для того, чтобы увеличить пенсию. Как правило,
такие истории случаются, если человек не принес какие-то советские документы.
Мы со своей стороны применяем дополнительные алгоритмы, которые
позволяют нам самостоятельно работать с Росархивом и более активно помогать им в
восстановлении документов, даже посылать запросы в другие страны, если человек
прибыл к нам из другой страны и в этом есть необходимость.
Второй
момент — мы обобщили судебную практику и подготовили предложение в Минтруд,
чтобы изменить законодательство и чтобы судебная практика стала нормой закона.
В основном все обращения в суд, которые мы проигрываем, связаны с признанием
льготного стажа различных категорий граждан. В законодательстве есть много
норм, что этот стаж можно было бы не учитывать, например, если человек работал
неполный рабочий день или в ходе льготной работы имел периоды учебы или
переподготовки, которые сейчас в льготный стаж не включаются. Изменения
законодательства нацелены на то, чтобы человек не обращался в суд, а норма
закона уже давала нам возможность применять это решение на основе закона.
— Антон Викторович, может ли
повышение предельной базы для начисления страховых взносов существенно
увеличить размер пенсии?
— Предельная база в течение
последних семи лет растет темпами выше инфляции. Если мы существенно ее
увеличим, то потом должны будем выплачивать пенсию тем, кто получал высокую
заработную плату. А поскольку система солидарная, то произойдет большое
перераспределение в сторону богатых, и это отразится на всех. Сейчас облагаемая
база составляет 1,150 млн рублей. Предельная величина базы взносов
устанавливается с применением к размеру средней заработной платы повышающего
коэффициента в этом году 2,1, в 2020 году будет 2,2, в 2021 году — 2,3 от
средней зарплаты по стране.
Беседовала Татьяна
Степанова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.06.2019
Дата обновления: 29.06.2019
Дата публикации: 28.06.2019