Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР 2022-2026 уч.г.

Описание образовательной программы

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.2)

муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек»

Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР —обеспечениевыполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся МКОУ СОШ №2 г.п. Терек с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой

АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное,

интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

Ø достижение планируемых результатов освоения АОП НОО обучающимися

с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

Ø создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

Ø минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АОП НОО;

Ø обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

Ø обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

Ø использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

Ø выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,

через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с

использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной

программы начального общего образования обучающихся с ЗПР

В основу разработки АОП НОО (вариант 7.2.) МКОУ СОШ №2 г.п. Терек обучающихся с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся сзадержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов адаптированной образовательной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП обучающихся с ЗПР создается в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития к:

структуре АОП НОО;

условиям реализации АОП НОО;

­ результатам освоения АОП НОО.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положенияхотечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АОП начального общего образования для

обучающихся с задержкой психического развития реализация деятельностного

подхода обеспечивает:

Ø придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

Ø прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

Ø существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

Ø обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования1

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

Ø принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

Ø принцип коррекционной направленности образовательной деятельности;

Ø принцип развивающей направленности образовательной деятельности, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

Ø онтогенетический принцип;

Ø принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

Ø принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;

Ø принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и В МКОУ СОШ №2 г.п. Терек в 1 классе обучается 1 ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья (ЗПР). Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Обучение этих детей ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе.

Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:– с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

– с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

– с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

– с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

– с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

– с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Необходимо подчеркнуть, что АОП начального общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ООП дошкольного образования, сХочу такой сайт

другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности младшего школьного возраста,который включает в себявозрастной период с 6,5 до 11 лет.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

– центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания,

оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

– развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик адаптированной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.

АОП НОО (вариант 7.2.) МКОУ СОШ №2 г.п. Терек представляет собойадаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АОП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования2 (далее— ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АОП НОО. Обязательными условиями реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами,реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся МКОУ СОШ №2 г.п. Терек с ЗПР (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.

Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР,которыехарактеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов,

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 де-кабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО).

умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Вариант 7.2.предполагает,что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АОП НОО представляет собойобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АОП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.

АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всей образовательной деятельности при ее особой организации:

пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.

Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР

пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет.

Реализация АОП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР

получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.

Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;

коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующем уровне основного общего образования.

Обязательной является организация и создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, а также систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей.

Организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с

ЗПР включают:

­ использование адаптированной образовательной программы;

­ специальных методов обучения и воспитания;

­ проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.

Основными направлениями в специальной поддержке являются:

­ удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с

ЗПР;

­ коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

­ развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

­ развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

­ формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

коррекция нарушений устной и письменной речи.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

­ помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,

учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

­ работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов

в классе, школе;

­ поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

­ помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АОП НОО;

­ обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности сцелью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Достижения планируемых результатов освоения АОП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.

Определение варианта АОП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПРА и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В спорных случаях (вариант 7.1 или 7.2) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 7.1).В случае,если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года,то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей(законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 7.2.

В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этогоявляется заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АОП НОО на другой осуществляется МКОУ СОШ № 2 на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).

Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АОП НОО не должна служить препятствием для выбораили продолжения освоения варианта 7.2. АОП НОО, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма,

арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АОП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы.

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.

Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АОП НОО(вариант7.2),предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах3,что может потребовать внесения изменений в ихпроцедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общегообразования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом, что не должно являться основанием для смены варианта АОП НОО обучающихся с ЗПР. Вывод обуспешности овладения содержанием образовательной программы долженделаться на основании положительной индивидуальной динамики.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АОП НОО в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану4.

АОО НОО для детей сОВЗ 7.2 2022-2026 уч Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575785 Директор/Заведующий Шауцукова Галина Алексеевна Дата подписания документа 06.10.2022 18:04:39 (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».