Основная образовательная программа дошкольного образования

Описание образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования

муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек»

Образовательная программа дошкольного образования охватывает возраст детей от 2 до 7(8) лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

•                         создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

•                         на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Строится образовательная программа дошкольного образования Учреждения на основе ФОП ДО.

Основная образовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

    Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и дополнена в необходимом объеме положениями инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в Организации.

     Вариативная часть Программы предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики.

    Объем обязательной части Программы составляет не многим более 60% от общего объема программы, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не многим менее 40%, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

     Программа включает в себя парциальные программы

    

Приоритетные

направления развития

Программы

Социально- коммуникативное, художественно-

эстетическое развитие и

познавательное развитие

Парциальная программа экологического воспитания «Юный эколог», автор Николаева С. Н.

 Углубленное экологическое воспитание, приобщение детей к ценностям сохранения окружающего мира

Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л. Тимофеева — СПб: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 160 с.

Парциальная программа обучения кабардинскому языку «Анэбзэ»

под редакцией Р.М. Ацкановой

   

 Содержательный       раздел Программы включает  описание образовательной деятельности в соответствии            с  направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

  

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку  жить        и  развиваться,  обеспечивает     позитивное  эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребѐнка) и т.д.

       Виды деятельности в  дошкольном отделении для детей

                      дошкольного возраста.

Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка

Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребѐнка дошкольного возраста:

•      предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

•      характер взаимодействия со взрослыми;

•      характер взаимодействия с другими детьми;

•      система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому.

 Образовательная программа  включает следующие разделы:

                           Целевой:

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования:

-ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

-                         ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

-ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребѐнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребѐнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

-творческие способности ребѐнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребѐнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

-                         у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

-ребѐнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.Хочу такой сайт

-ребѐнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

-ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живѐт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребѐнка складываются предпосылки грамотности. Ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

                           Содержательный раздел.

определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:

–                         формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

–                         формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

–                         овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

–                         овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

–                         развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

  

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:

Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики. Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

•                         приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими КБР.

•                         формирование представлений о достопримечательностях родного района, КБР (его государственных символах);

•                         воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;

•                         формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном районе, селе;

•                         формирование представлений о животном и растительном мире родного края;

•                         ознакомление с картой КБР, района, города;

                           Организационный раздел

Включает:

–                         характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

–                         особенности работы в четырѐх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

–                         особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся:

  

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие

принципы:

•                         единый подход к процессу воспитания ребѐнка;

•                         открытость дошкольного учреждения для родителей;

•                         взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

•                         уважение и доброжелательность друг к другу;

•                         дифференцированный подход к каждой семье;

•                         равно ответственность родителей и педагогов.

 

На сегодняшний день в дошкольном отделении осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

-                         с семьями обучающихся;

-                         с будущими родителями.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Максимальная  открытость  образовательной         деятельности направлена     на                           становление партнѐрских взаимоотношений педагога с родителями.

Основные принципы работы с родителями:

                           активности и сознательности – участие всего коллектива Учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

                         открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в Учреждении;

                         сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

                         согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

                         воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями. Наше учреждение выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «Учреждение–семья–социум», постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагогов. Мы также выработали индивидуальную тактику взаимодействия с родителями в образовательном процессе по направлениям:

•                         информационно-аналитическое: интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование, консультации специалистов;

•                         познавательное: клуб заинтересованных родителей, изучение лучшего опыта семейного воспитания, педагогическая библиотека для родителей;

•                         наглядно-информационное: «Дни открытых    дверей», информационные         стенды, сайт Учреждения;

•                         досуговое: совместное проведение досуга, выставки семейных творческих работ, конкурсы, проекты, семейные спортивные мероприятия.

Педагоги Учреждения изучает специальную литературу по проблемам общения, проводят тренинги для родителей, используют видео- и фотоматериалы, фиксирующие самостоятельную игровую деятельность.

В тесном взаимодействии с родителями педагоги проводят педагогическую диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают высоко стимулирующую развивающую игровую среду. Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.

Такая работа развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку к более легкой адаптации к новой социальной среде.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2024-2025 уч.г Документ подписан электронной подписью Серийный номер 376304230083447847618637456882370283188412430368 Директор/Заведующий Шауцукова Галина Алексеевна Дата подписания документа 09.09.2024 17:51:30 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».