Основная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек»
Образовательная
программа дошкольного образования охватывает возраст детей от 2 до 7(8) лет.
Программа
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Программа
направлена на:
• создание условий
развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
• на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей.
Строится
образовательная программа дошкольного образования Учреждения на основе ФОП ДО.
Основная
образовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует
ФОП ДО и дополнена в необходимом объеме положениями инновационной программы «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет использовать ее инновационные разработки и
приводит к повышению качества дошкольного образования в Организации.
Вариативная часть Программы
предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными
особенностями Кабардино-Балкарской Республики.
Объем обязательной части Программы
составляет не многим более 60% от общего объема программы, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, составляет не многим менее 40%, что
соответствует требованиям ФГОС ДО.
Программа включает в себя парциальные
программы
Приоритетные направления развития |
Программы |
Социально- коммуникативное, художественно- эстетическое развитие и познавательное развитие |
Парциальная
программа экологического воспитания «Юный эколог», автор Николаева С. Н. Углубленное экологическое воспитание,
приобщение детей к ценностям сохранения окружающего мира |
Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Авт. Л. Л. Тимофеева — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
— 160 с. |
|
Парциальная программа обучения кабардинскому языку «Анэбзэ» под редакцией Р.М. Ацкановой |
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной,
в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Программой
предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так
она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что
дает возможность ребенку жить и
развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-
личностное и социально-коммуникативное развитие.
Содержание
образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей
детей. Определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как
сквозных механизмах развития ребѐнка) и т.д.
Виды деятельности в дошкольном отделении для детей
дошкольного возраста.
Игровая,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка
Содержание
Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребѐнка
дошкольного возраста:
• предметно-пространственная развивающая
образовательная среда;
• характер
взаимодействия со взрослыми;
• характер взаимодействия с другими детьми;
• система отношений ребѐнка к миру, к
другим людям, к себе самому.
Образовательная
программа включает следующие разделы:
Целевой:
К
целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и
психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного
образования:
-ребѐнок
проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников
совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных
замыслов;
- ребѐнок уверен в своих
силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает
чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
-ребѐнок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности. Способность ребѐнка к фантазии, воображению, творчеству
интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребѐнок владеет разными формами и
видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать
условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
-творческие
способности ребѐнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах,
пении и т. п. Ребѐнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребѐнка развита
крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять
ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из
различных материалов и т. п.;
-ребѐнок
способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
-ребѐнок
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам
безопасного поведения и личной гигиены;
-ребѐнок
проявляет любознательность, задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему?
зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором
он живѐт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребѐнка складываются предпосылки грамотности.
Ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных сферах действительности.
Содержательный раздел.
определяет
общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное
развитие детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей, и
раскрывает задачи:
– формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой
родине;
– формирование основ
собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме,
природе);
– овладение элементарными
общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных
ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными
нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие
эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений:
Разработанная
программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с
региональными особенностями Кабардино-Балкарской Республики. Основной целью
работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение
следующих задач:
• приобщение к истории
возникновения родного города (села, поселка); знакомство со знаменитыми
земляками и людьми, прославившими КБР.
• формирование
представлений о достопримечательностях родного района, КБР (его государственных
символах);
• воспитание любви к
родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
• формирование и развитие
познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном районе,
селе;
• формирование
представлений о животном и растительном мире родного края;
• ознакомление с картой
КБР, района, города;
Организационный раздел
Включает:
– характеристику
жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
– особенности работы в
четырѐх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или
культурных практиках;
– особенности организации
предметно-пространственной развивающей среды;
–
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся:
В основу совместной
деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:
• единый подход к
процессу воспитания ребѐнка;
• открытость дошкольного
учреждения для родителей;
• взаимное доверие во
взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и
доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный
подход к каждой семье;
• равно ответственность
родителей и педагогов.
На
сегодняшний день в дошкольном отделении осуществляется интеграция общественного
и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями обучающихся;
- с будущими родителями.
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Максимальная открытость образовательной деятельности направлена на становление
партнѐрских взаимоотношений педагога с родителями.
Основные
принципы работы с родителями:
активности и
сознательности – участие всего коллектива Учреждения и родителей в поиске
современных форм и методов сотрудничества с семьей;
открытости и доверия – предоставление
каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в
Учреждении;
сотрудничества -
общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на
основании социальной перцепции и с помощью общения;
согласованного
взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или
иных проблемах воспитания;
воздействия на семью
через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна,
содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Наше учреждение выступает в роли активного помощника семье в обеспечении
единого образовательного пространства «Учреждение–семья–социум», постоянно
изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует
условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками
и профессиональными помощниками педагогов. Мы также выработали индивидуальную
тактику взаимодействия с родителями в образовательном процессе по направлениям:
• информационно-аналитическое:
интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование, консультации
специалистов;
• познавательное: клуб
заинтересованных родителей, изучение лучшего опыта семейного воспитания,
педагогическая библиотека для родителей;
• наглядно-информационное:
«Дни открытых дверей», информационные стенды, сайт Учреждения;
• досуговое: совместное
проведение досуга, выставки семейных творческих работ, конкурсы, проекты,
семейные спортивные мероприятия.
Педагоги
Учреждения изучает специальную литературу по проблемам общения, проводят
тренинги для родителей, используют видео- и фотоматериалы, фиксирующие
самостоятельную игровую деятельность.
В
тесном взаимодействии с родителями педагоги проводят педагогическую диагностику
развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают высоко
стимулирующую развивающую игровую среду. Педагоги рассказывают о достижениях
ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от
родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер
взаимодействия делает сотрудничество более успешным.
Такая работа развивает
позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные
услуги, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг, улучшает подготовку
к более легкой адаптации к новой социальной среде.