МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Согласована
на заседании
Управляющего
Совета школы
Протокол №_1_
Принята на заседании
Педагогического Совета
школы
Протокол № 1__
от 28.08.2025г.
Утверждена приказом
директора МКОУ
СОШ №2 г.п.Терек
от 26. 08. 2025г.
№ 84/6-п
от 28.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МКОУ СОШ №2 г.п. Терек
Терского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
СОО (10-11 классы)
2025-2026 учебный год
2025
1
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические
и другие работники МКОУ СОШ №2 г.п.Терек, обучающиеся, их родители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие
в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством Российской Федерации, локальными актами МКОУ
СОШ №2 г.п.Терек. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ
СОШ №2 г.п.Терек определяется содержанием российских базовых
(гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных
и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания
обучающихся в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек: развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской
2
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)
использовать в воспитании детей возможности школьного
урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
5)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции,
походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
6)
развивать предметно-эстетическую, пространственную среду
школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
7)
организовать работу с семьями школьников, их родителями
или законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей;
8)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление –
как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
9)
организовать работу по сохранению жизни и здоровья
учащихся и окружающих, формировать навыки безопасности;
10)
организовать взаимодействие МКОУ СОШ №2 г.п.Терек с
учреждениями
социальной,
культурной,
профилактической,
оздоровительной, профориентационной направленности;
11) организовывать профориентационную работу со школьниками;
12) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
13) организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
14) использование музейного материала для формирования
позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой
деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея;
15) организовать работу по патриотическому воспитанию, на
основе исторических традиций России, родного края, казачества,
формирование стремления сохранять и приумножать богатое культурное
наследие Донского края;
16) формирование у обучающихся системы нравственноценностного отношения к природе и окружающей среде, навыков
осознанного поведения в природе, личной ответственности за сохранение
окружающей среды.
3
Личностные результаты освоения обучающимися
общеобразовательных программ включают осознание российской
гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МКОУ СОШ №2 г.п.Терек по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду,
4
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение
в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и
общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего
общего образования. (СОО)
Гражданское воспитание: Осознанно выражающий свою российскую
гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с
Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и
будущем на основе исторического просвещения, сформированного
российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе
уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным
признакам,
проявлений
экстремизма,
терроризма,
коррупции,
антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении,
экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях,
программах).
Патриотическое воспитание:
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу
Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную
идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому
5
и культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране —
России.
Проявляющий
уважение
к
соотечественникам,
проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их
интересов в сохранении российской культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
Проявляющий
приверженность
традиционным
духовнонравственным ценностям, культуре народов России с учётом
мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий
поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека,
свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межрелигиозного, межнационального согласия людей, народов в России,
способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной
принадлежности, находить общие цели исотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе
российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как
союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в
семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и
значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы
народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как
средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание:
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость
к разным видам искусства,
понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на
поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение,
реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом
6
российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
Понимающий и выражающий в практической деятельности
ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в
том числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния
(физического,эмоционального, психологического), состояния других
людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим
эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к
стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание:
Уважающий
труд,
результаты
труда,
трудовые
и
профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего
поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному
социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях
самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности
разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности,
в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом
соблюдения законодательства.
Выражающий
осознанную
готовность
к
получению
профессионального образования, к непрерывному образованию в течение
жизни как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе,
готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
7
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание:
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для
разумного, бережливого природопользования в быту, общественном
пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания:
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учётом своих интересов, способностей,
достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине
мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий
понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении
его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии
России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной
областях
познания,
исследовательской
деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное казённое
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек»
расположена в центре города. Своих первых учеников она приняла в 1988
году. Уникальная история школы состоит в ее семейности, за свою более
чем 37 летнюю историю многие поколения являлись ее учениками.
В МКОУ СОШ №2 г.п.Терек обучение осуществляется по трем
уровням образования (начальное общее образование, основное общее
образование, среднее общее образование). Проектная мощность школы
составляет 900 мест, обучается 955 человек. Обучение проходит в одну
смену.
Система воспитательных практик в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек
выстраивается в тесном сотрудничестве с родителями.
8
Источниками, оказывающими положительное влияние на
воспитательный процесс в школе, являются педагоги:
высококвалифицированный коллектив, способный замотивировать
учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и
социальной деятельностях;
службы
школы,
специалисты
социально-психологической
обеспечивающие
педагогическую
обучающихся;
педагоги-организаторы,
поддержку
использующие
в
особым
работе
категориям
с
учащимися
современные формы и виды деятельности, собственным
примером демонстрирующие активную гражданскую позицию.
Социальными партнёрами МКОУ СОШ №2 г.п.Терек являются:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
колледж КБАДК.
Кабардино-Балкарский государственный университет
Совет Ветеранов Терского муниципального района
КДНиЗП Терского муниципального района
ОПДН ОМВД РФ по КБР
МКУ ДОД ЦДТ
Библиотечно-информационный центр
Дворец творчества детей и молодёжи
МКУ ДО «Детская школа искусств» ГП Терек, Терский район
Структурное подразделение «Терек» ГБОУ «ДАТ «Солнечный
город».
СДЛЮСШОР г. Терек
Основные принципы воспитания:
принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и
возможности любого ребенка к совершенствованию;
– принцип доверия обучающимся при принятии решений,
реализации дел, отнесенных к их зоне ответственности;
– принцип гуманизации межличностных отношений,
недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления
жестокости;
– принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;
– принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;
– принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся,
родителей при принятии управленческих решений.
Основными традициями воспитания в МКОУ СОШ №2
г.п.Терек являются следующие:
– выстраивание системы воспитательных мероприятий на основе
общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах
реализации являются сами обучающиеся;
9
– реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства.
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления,
волонтерского движения, включение в деятельность детских
объединений;
– важной чертой каждого общешкольного дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере
взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная
активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия,
составляющие основу воспитательной системы МКОУ СОШ №2
г.п.Терек.
Акции, посвящённые значимым датам страны.
Торжественная линейка «Первый звонок»
Мероприятия, посвященные Дню города
День Учителя (концертная программа, подготовленная обучающимися)
Мероприятия посвященные освобождению Терского района от
немецко-фашистских захватчиков
Мероприятия недели Воинской Славы
День Памяти Героев
Новогодние праздники, 8 Марта, День защитника Отечества, День
Победы
Торжественная линейка «Последний звонок»
Выпускной вечер
Предметные недели
Мероприятия экологической направленности
Военно-спортивная эстафета «А ну-ка, парни!»
10
«Прощание с Азбукой»
«Прощание с начальной школой»
«Посвящение первоклассников в пешеходы»
Торжественная церемония вручения аттестатов
Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного
спортивного клуба «Олимп» (ГТО, проведение соревнований по
волейболу, настольному теннису, мини-футболу, баскетболу, гандболу).
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах,
включённых в систему воспитательной деятельности:
Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»
Федеральный проект «Орлята России»
Проблемные зоны, дефициты по достижению
эффективных результатов в воспитательной деятельности:
Проблемы применения современных методик и технологий
воспитания в деятельности классных руководителей, преобладания
мероприятийного, а не деятельностного подхода.
Для решения обозначенной проблемы планируются следующие
мероприятия:
2.2 Разработка и внедрение программы обучения классных
руководителей эффективным технологиям, методам и приёмам
работы
с
обучающимися,
родителями
(законными
представителями). Виды, формы и содержание воспитательной
деятельности
2.2.1. Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
ежегодные мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными, муниципальными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы: мероприятия в рамках календаря
знаменательных дат;
федеральные, региональные и муниципальные проекты,
направленные на достижение целевых ориентиров воспитания:
проекты «Орлята России», «Билет в будущее», конкурс «Большая
перемена»;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым
событиям в России, мире: акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы»,
«Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти»;
общешкольные праздники, ежегодные творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия,
связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы: торжественная линейка
«Первый звонок», мероприятия, посвященные Дню города, День Учителя
(концертная программа, подготовленная обучающимися), мероприятия
посвященные освобождению Кабардино-Балкарской республики от
11
немецко-фашистских захватчиков, мероприятия недели Воинской Славы,
День Памяти Героев, Новогодние мероприятия, 8 Марта, День
защитника Отечества, День Победы, предметные недели, спортивные
мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного клуба
«Олимп» (ГТО, проведение соревнований по волейболу, настольному
теннису, мини-футболу, баскетболу, гандболу), мероприятия
экологической направленности, военно - спортивная эстафета «А ну-ка,
парни!»;
торжественные мероприятия, связанные с завершением
образования, переходом
на
следующий
уровень
образования,
символизирующие приобретение новых социальных статусов в
общеобразовательной организации, обществе: торжественная линейка
«Последний звонок», выпускной вечер, Прощание с Азбукой, Прощание с
начальной школой, Посвящение в первоклассников в пешеходы;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад
в развитие общеобразовательной организации, своей местности;
социальные проекты в общеобразовательной организации,
совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами,
в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др.
направленности: благотворительная акция «72 часа добра», культурноэкологическая акция «Покормите птиц!», благотворительная акция
«Помоги пойти учиться», патриотическая акция «Удели внимание,
ветерану», весенний и осенний «Посади дерево»;
проводимые для жителей района и города и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления
в связи с памятными датами, значимыми событиями: Спортивные
праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», поздравление жителей
микрорайона с праздниками (День Города, День пожилого человека, День
Матери, 9 мая), акция «Ветеран живет рядом» (адресная помощь
ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым жителям
микрорайона);
разновозрастные сборы, выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной и др. направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные
дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
12
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях
подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий,
их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и
другими взрослыми с последующей корректировкой организации
взаимодействия с обучающимися.
2.2.2. Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала
урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с
возрастными особенностями учащихся и обеспечивает:
максимальное использование воспитательных возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным
предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов
воспитания, их учёт в определении воспитательных задач уроков,
занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
выбор
методов,
методик,
технологий,
оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами
результатов
воспитания;
реализацию
приоритета
воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы —
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
внутреннего распорядка, правила общения со сверстниками и педагогами,
соответствующие
укладу
общеобразовательной
организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
13
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
организация предметных образовательных событий (проведение
предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной
и творческой активности, инициативности в различных сферах
предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий
(викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков
и др.);
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
2.2.3. Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности
в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий,
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Уровень среднего общего образования:
Направление внеурочной деятельности
Целевая
аудитория
Курс/программа
Количество
часов
в
неделю
Информационно- просветительские
занятия патриотической,
нравственной и экологической
направленности «Разговоры о
важном».
10-11 класс
«Разговоры о важном»
1
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся.
10-11 класс
«Основы
финансовой
грамотности»
1
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся.
10-11 класс
«Профориентация
самоопределение»
1
Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
и
10 класс
«Психология и
педагогика»
и
1
интеллектуальных
социокультурных
потребностей обучающихся
14
Занятия, направленные на
удовлетворение обучающихся в
творческом и в физическом развитии,
помощь в
самореализации и развитии
способностей и талантов.
10-11 класс
«Баскетбол»
«Волейбол»
«Юнармия»
«Азимут»
1
1
1
1
2.2.4. Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
деятельности педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в качестве особого вида педагогической деятельности,
направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой
воспитательной, тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
еженедельное
проведение
информационно-просветительских
занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
инициирование и поддержку участия класса в общешкольных
делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них
обучающихся с разными потребностями, способностями, давать
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога),
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии,
празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего
распорядка для обучающихся;
изучение особенностей личностного развития обучающихся
путём наблюдения за их поведением в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
с родителями, учителями, а также (при необходимости) со
школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками, родителями
или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений
проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися
15
класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению
личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения (по желанию);
регулярные
консультации
с
учителями-предметниками,
направленные на формирование единства требований по вопросам
воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
инициирование / проведение мини-педсоветов для решения
конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний
педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний (не
реже 1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и
проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом,
помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
регулярное
информирование
родителей
по
вопросам
ответственности за воспитание детей, обеспечения безопасности,
соблюдения правил дорожной безопасности, правил пожарной
безопасности и др. через классные чаты в мессенджерах;
создание и организацию работы родительского актива класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, в
МКОУ СОШ №2 г.п.Терек;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек;
организацию участия родителей (законных представителей) в
общешкольных родительских собраниях, конференциях по актуальным
темам воспитания и обучения;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
2.2.5. Внешкольные мероприятия
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами МКОУ СОШ №2 г.п.Терек;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
МКОУ СОШ №2 г.п.Терек учебным предметам, курсам,
модулям;
экскурсии, походы выходного дня (Парки города, в музеи,
военно - исторический музейный комплекс Великой Отечественной
16
войны
«КУРПСКИЕ
ВЫСОТЫ»,
на
предприятия
ОАО
«ТЕРЕКАЛМАЗ», профориентационные экскурсии учащихся в ССУЗы,
Дни открытых дверей в ВУЗы, ССУЗы г. Нальчик), организуемые в
классах классными руководителями, в том числе совместно с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке
мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том
числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий,
биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
2.2.6. Организация предметно-пространственной среды
Реализация
воспитательного
потенциала
предметнопространственной среды предусматривает совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений
по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой
Российской Федерации;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том
числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями
значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных мест почитания, портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры,
науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
исполнение гимна Российской Федерации;
использование в воспитательном процессе «мест гражданского
почитания»;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(лестничный пролёт, рекреации), сообщества школы в ВК и сайта
школы,
17
содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций
творческих работ обучающихся в разных предметных областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех
помещений в общеобразовательной организации, доступных и
безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при
общеобразовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению классных кабинетов,
пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
публикацию тематических постов в сообществе школы в ВК,
Телеграмм (новости, полезная информация, информация патриотической
и гражданской направленности);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях,
правилах,
традициях,
укладе
общеобразовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная
среда строится как
максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
2.2.7. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек и классах
представительных органов родительского сообщества (Совет школы,
родительские активы классных коллективов), участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения;
деятельность представителей родительского сообщества в комиссии
по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений (делегаты от Родительского совета);
тематические родительские собрания в классах согласно
утвержденной циклограмме, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
условий обучения и воспитания, либо направленные на обсуждение
18
актуальных вопросов, решение острых школьных проблем;
организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских
родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
информирование родителей (законных представителей) о жизни
школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за
воспитание через - сообщество МКОУ СОШ №2 г.п.Терек в
социальной сети «ВКонтакте» и «Телеграмм», чаты в
мессенджерах;
обсуждение в классных мессенджерах с участием педагога
интересующих
родителей
вопросов,
согласование
совместной
деятельности;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных Положением о психолого-педагогическом
консилиуме МКОУ СОШ №2 г.п.Терек в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
участие в деятельности Родительского патруля, Совета отцов,
комиссии родительского контроля организации и качества питания
обучающихся;
организацию встреч по запросу родителей с педагогомпсихологом, социальным педагогом; проведение индивидуальных
консультаций для родителей с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей;
целевое взаимодействие с законными представителями детейсирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей.
2.2.8. Самоуправление
Реализация
воспитательного
потенциала ученического
самоуправления в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек предусматривает:
организацию и деятельность органов классного
самоуправления, органа
школьного
самоуправления
учащихся,
«Выборы Председатели Школьного парламента»;
представление обучающихся в коллегиальном органе
самоуправления «МКОУ СОШ №2 г.п.Терек
защиту органами ученического самоуправления законных
интересов и прав обучающихся;
участие ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы;
реализацию и развитие деятельности Российского движения детей и
молодежи.
19
2.2.9. Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и
комфортнойсреды в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по
созданию в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек эффективной профилактической
среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности через участие во Всероссийских
неделях и акциях безопасности,
мероприятиях в рамках декад
безопасности дорожного движения, организацию участия обучающихся
в социально-психологическом тестировании, мероприятия в рамках
деятельности социально- психологической службы, школьной службы
медиации, профилактические мероприятия с участием сотрудников ПДН,
КДНиЗП, индивидуальную работу с обучающимися и их родителями
(законными представителями) в рамках работы Совета профилактики,
инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное
информирование родителей об ответственности за безопасность и
здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях, связанных с
риском для здоровья и безопасности обучающихся, тематические
классные часы и родительские собрания по вопросам профилактики
деструктивного поведения, правонарушений несовершеннолетних
(согласно планам ВР классных руководителей), в том числе с
использование материалов Всероссийского проекта «Здоровая Россия –
общее дело»;
психолого-педагогическое
сопровождение
групп
риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение,
зависимости, суицидальное поведение и др.).
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие
занятия с обучающимися групп риска, консультаций с их родителями
(законными представителями), в т. ч. с привлечением специалистов
учреждений системы профилактики;
разработку и реализацию профилактических программ,
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением; организацию межведомственного взаимодействия (в том
числе комплексных индивидуальных программ сопровождения
обучающихся из категории «СОП»);
профилактические занятия, направленные на формирование
социально одобряемого поведения, развитие навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
включение обучающихся в деятельность, альтернативную
девиантному поведению, а также в различные профилактические
программы (антинаркотические, антиалкогольные, против курения;
безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в
20
деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры;
безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность
на транспорте; противопожарная безопасность;
гражданская
оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.
д.);
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания
(путешествия), испытания себя (спорт), значимого общения, творчества,
деятельности (в том числе профессиональной, религиозно - духовной,
благотворительной, художественной и др.);
включение обучающихся в занятия объединений дополнительного
образования;
организация психолого-педагогического просвещения родителей
(законных представителей) в целях профилактики расширения групп
семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической
поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
2.2.10. Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
участие представителей организаций-партнёров в проведении
отдельных
уроков,
внеурочных
занятий,
внешкольных
мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий,
внешкольных
мероприятий,
акций
воспитательной
направленности;
открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические,
родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров
для
обсуждений
актуальных
проблем,
касающихся
жизни
общеобразовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрам
и
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.
направленности, ориентированные на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Социальными партнерами МКОУ СОШ №2 г.п.Терек являются:
21
КБГУ
КБСХА им. Кокова В.М.
КБАДК
Совет Ветеранов Терского муниципального района
КДНиЗП Терского муниципального района
ПДН
ООиП Терского муниципального района
Библиотечно-информационный центр
МКУ ДОД ЦДТ
МКУ «ДШИ»
2.2.11. Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной
работы МКОУ СОШ №2 г.п.Терек :
проведение
профориентационных
классных
часов
и
психологических занятий, направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
дней открытых дверей ворганизациях профессионального, высшего
образования;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернетресурсов, посвящённых выбору профессий (такими ресурсами могут
быть:
Атлас новых профессий http://atlas100.ru,
Банк интерактивных профессиограмм http://prof.eduprof.ru;
Мой ориентир http://мой-ориентир.рф,
Навигатум https://www.navigatum.ru/czn.html,
ПрофВыбор.ру (http://www.profvibor.ru) прохождение
профориентационного онлайн-тестирования Совместно с Городским
Центром Занятости населения, на сайте https://proforientator.ru/tests/.
https://www.profguide.io/test/category/proforient/ , онлайн-курсов по
интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов:
«Билет в будущее», «ПроеКториЯ», «Шоу профессий», «Абилимпикс»;
индивидуальное
консультирование
педагогомпсихологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по
вопросам
склонностей,
способностей,
иных
индивидуальных
22
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими
будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной
программы, в рамках компонента об участниках образовательных
отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного
образования;
оформление тематических стендов, ведение тематической рубрики
в сообществе школы в Вконтакте и Телеграмм.
2.2.12. Детские общественные объединения
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное,
самоуправляемое,
некоммерческое
формирование,
созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе
общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения.
В школе существуют:
Отряд «Юнармия»
Школьный спортивный клуб (ШСК) «Олимп»
Дружина юных пожарных
помощников инспекторов дорожного движения
Совет историко-краеведческого музея.
На внешкольном уровне:
– участие школьников в организации культурных, спортивных,
гражданско-патриотических мероприятий районного и городского
уровня;
– участие школьников в организации культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том
числе районного, городского характера);
– участие в традиционных благотворительных акциях
– участие школьников (с согласия родителей или законных
представителей) к сбору помощи для нуждающихся
–
у
частие в акциях РДШ Орленок на уровне школы:
– участие школьников в организации праздников, торжественных
мероприятий, встреч с гостями школы;
– участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение
для них физкультурно-оздоровительных мероприятий, праздников,
утренников, тематических мероприятий
2.2.13. Школьные медиа
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) – развитие коммуникативной культуры школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Разновозрастная группа
23
школьного актива, включающая в себя пресс- центр, видеостудию,
дизайн-бюро, техподдержку, осуществляющую информационную
поддержку в продвижении, рекламе, подготовке и проведению
мероприятий, освещении деятельности школы. В процессе работы в
группе происходит обучение навыкам проведения интервью, опросов
общественного мнения, написания статей в разных медиа - ресурсах,
изучение особенностей представления информации на разных
платформах (сайт, инстаграм, соц.сети, презентации и т.п.), работа с
фото- и видео- материалами, компьютерная верстка.
Участвует в планировании и организации продвижения и
освещения школьных событий в школьных СМИ и соцсетях,
оформления школьных мероприятий, Осуществляет мультимедийное
сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов,
спектаклей, капустников, вечеров, дискотек, а также во время
репетиций классов к ключевым общешкольным делам.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
разновозрастный актив пресс-центра школы, целью которого
является освещение (через школьную газету, соцсети) наиболее
интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел
школьная газета, на страницах которой размещаются материалы
о школьных событиях, печатаются литературные произведения
учеников
школьный пресс-центр – созданная из заинтересованных
добровольцев группа информационно-технической поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая
видеосъемку
и
мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей,
школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество
школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и
соответствующую группу в социальных сетях с целью
освещения
деятельности
образовательной
организации
в
информационном
пространстве,
привлечения
внимания
общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться
значимые для школы вопросы;
- участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
2.2.14. Школьный музей
Школьный музей сегодня является эффективным средством воспитания
подрастающего поколения. Он становится средством творческой
самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и
24
образование, является маленьким исследовательским центром по
сохранению, возрождению и развитию локальных культурноисторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Воспитательный потенциал реализуется следующим образом:
На внешкольном уровне
Участие во Всероссийских, региональных и городских конкурсах
– Участие в мероприятиях районного и городского уровней
(виртуальные экскурсии для учащихся образовательных
учреждений города)
На уровне образовательной организации:
– Участие актива музея в организации и проведении уроков
мужества, классных часов, экскурсий, линеек к дням воинской
славы
– Организация и проведение экскурсий для обучающихся МКОУ СОШ
№2 г.п.Терек и старших и подготовительных групп детского сада
«Сказка»
– Участие в поисковой архивной работе, заполнение документации
музея по учету и хранению экспонатов
– Организация встреч с ветеранами
На уровне обучающихся:
– Создание экспонатов вспомогательного фонда – макетов,
иллюстраций, литературно- музыкальных композиций
– Составление экскурсий
– Оформление выставок
– Исследовательские работы
2.2.15. Экология
В рамках экологического воспитания идёт формирование у
подрастающего поколения экологического сознания и навыков
осознанного
поведения
в
окружающей
среде,
содействие
профессиональному самоопределению школьников.
На внешкольном уровне
региональный этап Всероссийского детского экологического
форума «Зелёная планета»
региональный этап Всероссийской детской акции «С любовью к
России мы делами добрыми едины»
республиканский
конкурс проектно-исследовательских работ
учащихся 4-8 классов образовательных учреждений «Первые шаги
в науку»
региональный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд
(уголок) «Эколята – молодые защитники природы»
региональный этап Всероссийского фестиваля «Праздник Эколят –
молодых защитников природы»
Всероссийский экологический субботник «Зелёная Россия»
Всероссийский экомарафон «Сдай макулатуру – спаси дерево!»
25
Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы»
Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы»
На уровне образовательной организации:
мероприятия и проекты и проекты, направленные на
формирование экологической культуры обучающихся
участие в экологических акциях и исследовательские работы
по экологии
выставки творческих работ по экологии
программы
и
проекты,
направленные
на
формирование благоприятной и безопасной среды обитания в
рамках города, двора, школы (экологические акции «Чистый город
– мой город!», «Мусору – вторая жизнь!», «Нет пакетам!» «Зверьё
мое», «Живые родники Терека» «Тереку чистые берега!» «Птичку
жалко!»
викторины, выставки рисунков, экологические субботники,
походы, экскурсии на природу.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Реализацию
рабочей программы
воспитания
обеспечивают следующие педагогические работники образовательной
организации:
Наименование
Кол-во Функционал, связанный с организацией и
должности
реализацией воспитательного процесса
Директор
1
контроль развития системы организации
воспитания обучающихся;
создание
условий,
позволяющих
педагогическому
составу
реализовать
воспитательную деятельность;
формирование мотивации педагогов к участию в
разработке
и
реализации
разнообразных
образовательных
и
социально
значимых
проектов;
- регулирование воспитательной деятельности
МКОУ СОШ №2 г.п.Терек;
– контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в
МКОУ СОШ №2 г.п.Терек;
- стимулирование активной воспитательной
деятельности педагогов.
-
26
Заместитель
директора
2
контроль
реализации
воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности;
организация работы с неуспевающими и
слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными
представителями),
учителямипредметниками;
методическое
сопровождение
и
контроль
учителей-предметников
по
организации
индивидуальной работы с неуспевающими и
слабоуспевающими
обучающимися,
одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей
«группы риска»;
контроль участия обучающихся в районных и
городских, конкурсах;
-развитие сотрудничества с социальными
партнерами.
-
по УВР
-
-
Заместитель
директора
1
по ВР
-
-
-
- организация воспитательной работы в МКОУ СОШ
№2 г.п.Терек
- проведение
анализа
итогов
воспитательной
деятельности в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек
за учебный год;
- планирование воспитательной деятельности в МКОУ
СОШ №2 г.п.Терек
на учебный год, включая календарный план
воспитательной работы на уч. год;
контроль участие обучающихся в районных и
городских, конкурсах и т.д.;
организационно-координационная
работа
при
проведении
общешкольных
воспитательных
мероприятий;
развитие сотрудничества с социальными
партнерами;
координация повышения квалификации
педагогов по направлениям воспитательной
- деятельности.
27
Социальный
педагог
Педагогпсихолог
1
1
-
-
-
Педагогорганизатор
1 -
Педагогдополнительного
образования
8
- организация работы с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
классными
руководителями, учителями- предметниками по
профилактике правонарушений и
безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия
-коррекционно-развивающая работа с учащимися
«группы риска» и их родителями
(законными представителями).
организация
психологическое
сопровождение
воспитательного процесса
коррекционные занятия с учащимися, состоящими
на
различных
видах
учёта;
консультации
родителей
(законных представителей)
по
корректировке детскородительских
отношений,
обучающихся
по
вопросам личностного развития.
занятия с обучающимися, направленные на
профилактику
конфликтов,
профориентацию др.
-анализ психологического состояния школьников;
-разработка
мер
по
социально-педагогической
поддержке детей в процессе образования;
-проектирование программ формирования у учащихся
социальной
компетентности,
социокультурного опыта;
разработка мер по профилактике социальных
девиаций среди детей;
- осуществление комплекса мероприятий,
направленных на воспитание, образование, развитие и
психологического здоровья личности
организация и проведение школьных мероприятий,
обеспечивает участие обучающихся в муниципальных,
региональных и федеральных мероприятиях.
обеспечивает
проведение
школьных
мероприятий и организацию участия в мероприятиях
внешкольного уровня.
Разрабатывает и обеспечивает реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
28
Классный
руководитель
37
Учительпредметник
58
- организация воспитательной работы с обучающимися
и родителями на уровне классного коллектива;
– формирование и развитие коллектива класса;
–
создание
благоприятных
психологопедагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей;
– формирование здорового образа жизни;
–
организация
системы
отношений
через
разнообразные
формы
воспитывающей
деятельности коллектива класса;
–
защита прав и интересов обучающихся; –
организация системной работы с обучающимися в
классе;
–
гуманизация отношений между обучающимися,
между
обучающимися
и
педагогическими
работниками;
– формирование у обучающихся нравственных
смыслов и духовных ориентиров;
– организация социально-значимой творческой
деятельности обучающихся
- реализация воспитательного потенциала урока с
учетом программы воспитания школы
осуществление
обучения
и
воспитания
обучающихся с учетом их психолого- физиологических
особенностей и специфики преподаваемого предмета, и
требований ФГОС;
формирование
общей
культуры
личности,
социализации, осознанного выбора и освоения
образовательных программ;
-осуществление комплекса мероприятий по развитию
у обучающихся познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих способностей, формированию гражданской
позиции, способности к труду и жизни в условиях
современного
мира,
формированию
культуры
здорового
и
безопасного образа жизни
29
Советник
воспитанию
Учительлогопед
по
Организует
взаимодействие
общественными объединениями.
1
1
-
с
детскими
проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционно-развивающих занятий с обучающимися
консультации
родителей
(законных
представителей)
в
рамках
своей
компетентности.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
- Воспитательная работа в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек осуществляется на
основе Устава школы, ООП СОО и отражена в должностных инструкциях
сотрудников МКОУ СОШ №2 г.п.Терек, договорах с социальными
партнерами, локальных актах, размещенных на официальном сайте ОУ
3.3
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с
инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением,
созданы особые условия:
Категория
Условия
Обучающиеся с
Разработаны
инвалидностью,
ОВЗ
общеобразовательные программы для детей с ОВЗ. Педагогомпсихологом,
учителем-логопедом, учителемдефектологом
проводятся
регулярные
индивидуальные
и
групповые
коррекционноразвивающие занятия.
Обучение,
при
необходимости,
осуществляется
индивидуально на дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ для
образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы).
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).
Социально-психологическое сопровождение. Организация
педагогической поддержки.
Консультации родителей (законных представителей) педагогапсихолога, социального педагога.
Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Консультации педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Обучающиеся с
отклоняющимс
я поведением
Одаренные дети
адаптированные
основные
30
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
МКОУ СОШ №2 г.п.Терек;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и
их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При
организации
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными
потребностями
педагогический
коллектив
ориентируется на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов,
учителей- логопедов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного
образования;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4
Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
публичности, открытости поощрений - информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся;
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу МКОУ СОШ
№2 г.п.Терек
- , качеству воспитывающей среды, символике МКОУ СОШ №2 г.п.Терек,
прозрачности правил поощрения - наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом
31
документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
регулирования
частоты
награждений
недопущение
избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т.
п.;
сочетания индивидуального и коллективного поощрения использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими и не получившими награды;
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций,
их статусных представителей.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её
организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению)
артефактов,
фиксирующих
и
символизирующих
достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение имен обучающихся, названий групп или
классов в последовательности, определяемой их успешностью,
достижениями в чём- либо.
- Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов
и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в МКОУ
СОШ №2 г.п. Терек воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности
воспитательной
направленности,
в
индивидуальной
поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических
работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию
благотворителей и их деятельности.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми
ориентирами
результатов
воспитания,
личностными
результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования,
установленными
32
соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в
общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует
на изучение прежде всего не количественных, а качественных
показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной
организации, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогами, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности
с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного
развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное
развитие — это результат как организованного социального воспитания, в
котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется
данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с
заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на
совещании классных руководителей при заместителе директора по ВР
или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является
педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на
вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие
33
проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые
проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом), классными руководителями с привлечением
актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета
обучающихся. Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их
родителями
(законными
представителями),
педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся. Результаты
обсуждаются на заседании классных руководителей или педагогическом
совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с
советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года,
рассматриваются педагогическим советом или иным коллегиальным
органом управления в общеобразовательной организации.
34
Приложение
Перечень основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны,
День солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День Учителя;
Третье воскресенье октября: День отца;
30 октября: День памяти жертв политических
репрессий.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства.
Декабрь:
3 декабря: Международный день инвалидов;
5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
6 декабря: День Александра Невского;
9 декабря: День Героев Отечества;
10 декабря: День прав человека;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
27 декабря: День спасателя.
Январь:
1 января: Новый год;
7 января: Рождество Христово;
25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
27 января: День снятия блокады
Ленинграда.
Февраль:
2 февраля: День воинской славы России;
8 февраля: День русской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
35
9 мая: День Победы;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: Международный день защиты детей;
5 июня: День эколога;
6 июня: Пушкинский день России;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодёжи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и
верности. Август:
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
25 августа: День воинской славы России.
36