Пояснительная записка к учебному плану МКОУ СОШ №2 г.п.Терек на 2024/2025учебный год Общие положения 1. Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план составлен на основе следующих документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО 2021); приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г.№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.№ 286»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО 2021); приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО 2010); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС СОО); приказа Министерств просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования»; письма Министерства просвещения Российской Федерации от 04.12.2019 № 04- 1375 «Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО); Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего и среднего общего образования»; Устава МКОУ СОШ №2 г.п.Терек Учебный план разработан на основе варианта № 5 федерального учебного плана Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом от от 19.03.2024 № 171. 1.1. Реализуемые основные общеобразовательные программы. МКОУ СОШ №2 г.п.Терек, (согласно Лицензии на право ведения образовательной деятельности) имеет право образовательной деятельности по следующим уровням общегообразования): Общее образование № Уровень образования Нормативный срок освоения образовательной программы 4 года 5 лет 2 года 1 Начальное общее образование (I-IV кл.) 2 Основное общее образование (V–IX кл.) 3 Среднее общее образование (X-XI кл.) 1.2. Режим работы общеобразовательного учреждения: Учебный план МКОУ СОШ №2 г.п.Терек, на 2024 - 2025 учебный год обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21 и предусматривает для учащихся I–lV классов продолжительность учебной недели – 6 дней. ДляV-XI классов продолжительность учебной недели – 6 дней. Организация обучения в условиях пятидневной рабочей недели в 1-4 классах и шестидневной рабочей недели в 5-XI классах осуществляется при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой МКОУ СОШ №2 г.п.Терек. Время работы МКОУ СОШ №2 г.п.Терек с 02 сентября по 26 мая, пн.– сб. с 7:30 до 18:30. 1.3. Продолжительность учебного года: В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: –I класс– 33 учебные недели; – II – IVклассы –34 учебные недели; – V-VIIIклассы – 34 учебные недели; - X классы – не менее 34 учебных недель (не включая, проведение учебных сборов по основамвоенной службы); – IX,XI классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационныйпериод в IX,XI класс). Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МКОУ СОШ №2 г.п.Терек, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: – для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, засчет урока физической культуры; – для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6 уроков за счет урокафизической культуры; – для обучающихся V-VI классов – не более 6 уроков; – для обучающихся VII-XI классов – не более 7 уроков. 1.4. Продолжительность учебной недели: Учебный план МКОУ СОШ №2 г.п.Терек: – определяет максимально допустимую недельную нагрузку при 5-дневной учебной неделе дляобучающихся начальной школы: I кл. – 21 ч., II-IV кл. – 23 ч.; при 6–дневной учебной неделе для V-XI классов: V кл. – 32 ч., VIкл. – 303 ч., VII кл. – 35 ч., VIII-IX кл. – 36 ч., X-XI кл. – 37 ч.; – предусматривает рациональный баланс между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Расписание занятий составляется для обязательных уроков, внеурочной деятельности (I-XI кл.) ифакультативных занятий (консультаций). 1.5. Требования к объему домашних заданий: Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в I классах – 1 ч., во II-III классах – 1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч., в VI-VIII классах –2,5 ч., в IX-XI классах – 3,5 ч. 1.6. Дополнительные требования при организации обучения в I классе: Обучение в I классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительныхтребований: – учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; – используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябреоктябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый; – в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 60 минут (прогулка и обед); – обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; – предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти с19.02.2024 г. по 25.02.2024г. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом: – в сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводятся внетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, уроки-игры; – содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие и совершенствование движенияобучающихся; – уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в томчисле: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения); – уроки физической культуры компенсируются во время проведения игр и соревнований для всей семьи, проводимых по субботам в течение года. 1.7. Дополнительные требования при проведении учебного предмета «Физическая культура»: Учебный предмет «Физическая культура» реализован образовательной организацией за счет часов обязательной части. Количество часов на физическую культуру составляет 2, дополнительная физическая подготовка осуществляется в рамках внеурочной деятельности и за счет посещения учащимися спортивных секций. При планировании содержания занятий учитываются: состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы – основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2014 №08-888 «Об аттестации обучающихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»). Для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы используется пришкольная спортивная площадка (стадион) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.09.2010 №ИК-1374/19 и письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №ЮН-0209/4912). 1.8. Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений. Специфика учебного плана МКОУ СОШ №2 г.п.Терек определяется целями и задачами реализуемых образовательных программ. В МКОУ СОШ №2 г.п.Терек обеспечено право обучающихся на изучение родного языка. Реализация этого права достигается путем создания в школе условий для изучения кабардинского, балкарского и русского (родного) языков по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приёме (переводе) на обучение по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования. Имеются две линии обучения родным языкам: кабардинский / для носителей языка (владеющих языком), русский (родной) язык. Обязательная часть основной образовательной программы: НОО – составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 20% от общего объема основной образовательной программы; ООО – составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объема основной образовательной программы; СОО – составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40% от общего объема основной образовательной программы. Достижение этого соотношения обеспечивается сочетанием учебных занятий и внеурочной деятельности в учебном процессе. 1.9. Деление классов на группы. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой МКОУ СОШ №2 г.п.Терек осуществляется деление классов при наполняемости класса 25 и более человек на: - две группы при проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» (английский язык) во II– XI классах, «Технология» в V– IX классах; - три и более группы при проведении учебных занятий по предметам «Родной язык и родная литература» в XI классах. 1.10. Организация промежуточной аттестации. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом школы и локальным актом о порядке промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация распределяется на: текущую, включающую в себя поурочное, тематическое оценивание результатов учебыобучающихся; рубежную, включающую в себя оценивание обучающихся по итогам четвертей, полугодий; годовую по итогам учебного года. Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 2-11 классов школы. Обучающиеся 2-9 классов аттестуются по четвертям, 10-11 классов – по полугодиям. Промежуточная аттестация во 2 - 8-х, 10-х классах проводится в мае в соответствии с Уставом школы и Положением о промежуточной аттестации. По решению педагогического совета промежуточная аттестация может проводиться в форме письменных контрольных работ, устных экзаменов по билетам, зачётов, тестирования, защиты проекта, собеседования и т.д. Классы Предметы/формы промежуточной аттестации 2-4 2- е: русский язык - контрольный диктант, математика - письменная контрольная работа, чтение-техника чтения (устно, письменно) 3- е: русский язык - контрольный диктант, математика - письменная контрольная работа, чтение-техника чтения (устно, письменно) 4- е: русский язык - контрольный диктант, математика -письменная контрольная работа, чтение-техника чтения (устно, письменно), ВПР 5-8 5- е: русский язык – контрольный диктант, математика - письменная контрольная работа, ВПР; 6- е: русский язык – контрольный диктант, математика - письменная контрольная работа, ВПР; 7- е: русский язык – контрольный диктант, математика - письменная контрольная работа, ВПР; 8- е: русский язык - письменная контрольная работа, математика - письменная контрольная работа, ВПР; 10 10-е - русский язык – письменная контрольная работа, математика - письменная контрольная работа, защита индивидуальных проектов по выбранному направлению. Обучающиеся, пропустившие более 50% учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации данной категории обучающихся решается в индивидуальном порядке педагогическим советом МКОУ СОШ №2 г.п.Терек по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся. Итоговая аттестация в 9-х, 11-х классах проводится в соответствии со сроками, установленным Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики на 2023-2024 учебный год. 1.11. Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек организуется в форме кружков, секций и клубов с различными видами деятельности, позволяющими в полной мере реализовать требования ФГОС, с распределением в 1–11х классах часов между направлениями с учетом региональных рекомендаций. Занятия проводятся на базе школы в специально приспособленных помещениях, с использованием необходимой материальнотехнической базы, программного оснащения и информационнотехнологического обеспечения. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для организации внеурочной деятельности, ориентированной на индивидуализацию образования, используются вторая половина дня и нелинейное расписание. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04). Для организации внеурочной деятельности на 2023-24 учебный год был разработан и утвержден план внеурочной деятельности для 1–11х классов. План внеурочной деятельности включает в себя: внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессиональнопроизводственном окружении; внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций ит. д.; внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагоговпсихологов); внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности для ее реализации школой была выбрана оптимизационная модель организации внеурочной деятельности – на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Данная модель предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагогорганизатор, учитель физической культуры, педагогпсихолог, учительлогопед, учитель музыки и др.). При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Системные курсы реализуются по всем направлениям в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы классного руководителя и учителей по предметам с применением модульной системы. 1.12. Обеспечение реализации учебного плана МКОУ СОШ №2 г.п.Терек Реализация учебного плана обеспечена педагогическими кадрами соответствующей квалификации. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой МКОУ СОШ №2 г.п.Терек. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Учебный план обеспечен предметно методическими комплексами: учебными программами, учебниками, методическими рекомендациями. МКОУ СОШ №2 г.п.Терек при реализации образовательных программ выбраны для использования учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858) Библиотечный фонд МКОУ СОШ №2 г.п.Терек при реализации основной образовательной программы укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета: - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ; - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ Выбор программно методического обеспечения и учебно методических комплектов не противоречит федеральному законодательству. Реализация учебного плана обеспечена оборудованием: 1. Оборудование, полученное по федеральной программе - оборудованы кабинеты в начальной школе, кабинет информатики. 2. Автоматизированные рабочие места педагогов – 96% (локальная сеть, доступ к системе «Электронная школа»). 3. Мобильные компьютерные классы: ноутбуки. 4. В наличии – мультимедийные установки, интерактивные доски. 5. Оборудована локальная сеть. 6. Имеются точки доступа к сети Интернет. Таким образом, реализация учебного плана обеспечена методически, а также кадровыми иматериальнотехническими ресурсами. 1.13. Финансирование учебного плана. Учебный план МКОУ СОШ №2 г.п.Терек на 2024-25 учебный год выполняет образовательный государственный стандарт по базовым дисциплинам, расширяет и превышает стандарт образования по предметам приоритетных направлений работы МКОУ СОШ №2 г.п.Терек ориентирует учащихся на самостоятельную исследовательскую работу, обеспечивает условия для самоопределения учащихся, готовит их к поступлению в высшие учебные заведения. При строгом выполнении учебного плана МКОУ СОШ №2 г.п.Терек предполагает в целом получить высокий уровень знаний, обеспечить максимальный учет интеллектуальных возможностей учащихся, укрепить здоровье, подготовить учащихся к продолжению образования. Среднее общее образование В 2024-2025 учебном году в МКОУ СОШ №2 г.п.Терек продолжает реализацию ФГОС СОО третьего поколения. Учебный план среднего общего образования разработан на основе Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 371, вариантов учебных планов профильного обучения с изучением родных языков при 6-дневной учебной неделе. Учебный план составлен с учетом возможностей образовательной организации, образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). С учетом образовательных запросов обучающихся существует возможность формирования индивидуальных учебных планов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек`` Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики языком обучения является Русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. Учебный план по ФОП СОО ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки определённого профиля, составлен на основе примерного распределения часов для последующего выбора предметов, изучаемых на базовом уровне. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать элективные курсы и факультативы по учебным предметам из части, формируемой участниками образовательных отношений, которые учитывают разные возможности образовательной организации как в удовлетворении индивидуальных интересов обучающихся, так и в расширении и углублении знаний по отдельным учебным предметам. Среднее общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Для достижения указанных целей на завершающей ступени общего образования вводится профильное обучение. Обучение в 10 – 11 классах позволяет учащимся реализовать свой личностный потенциал и осуществить образовательную подготовку в соответствии со своими склонностями и интересами. Принципы построения учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) изучения учебных предметов. Базовые общеобразовательные предметы – учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются «Русский язык», «Литература», Родной (кабардино-черкесский) язык, Родная (кабардино-черкесская литература), «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физика», «Химия», «Биология», «Культура народов КБР», «Физическая культура», «ОБЖ», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание» (включая «Экономику» и «Право»). Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных курсов, которые предполагают дифференцированное изучение математики и русского языка, а также расширенное или углублённое изучение предметов по выбору обучающегося. Каждый обучающийся обеспечен возможностью выбора элективных курсов из не менее чем из трех предложенных курсов (предметов), имеющих различную профильную направленность.. Для учебных курсов применяются, как правило, современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося, технологии учебных проектов и учебного исследования. Учебные курсы обязательны для изучения и включаются в обязательную учебную нагрузку Распределение часов обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. 1. Предметная область «Русский язык и литература» предусматривает изучение предмета «Русский язык» в объеме 1 час в неделю на базовом уровне. Изучение литературы на базовом уровне – 3 часа в неделю. 2. «Родной язык и родная литература» данная предметная область предусматривает изучение «Родного языка и родной литературы» на основании заявления родителей могут изучаться Родной русский язык в объеме 3 часа в неделю, Родной ( кабардино-черкесский) язык – 2 часа в неделю и Родная ( кабардино-черкесская) литература - 1 час в неделю. 3. Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет «Иностранный язык» (английский) на базовом уровне в объеме 3 часа в неделю. 4. «Общественные науки» Включает в себя учебные предметы: «История», «Обществознание», «География», изучение которых предусматривает на базовом уровне. Учебный предмет «История» представлен в объеме 2 часа в неделю на базовом уровне и 4 часа в неделю на углубленном уровне Учебный предмет «Обществознание» представлен в объеме 2 часа в неделю. на базовом уровне и 4 часа в неделю на углубленном уровне Учебный предмет «География» представлен в объеме 2 часа в неделю. 5. Предметная область «Математика и информатика» Включает в себя учебный предмет: «Математика» состоящего из учебных курсов алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика, а также предмет «Информатика». Учебный предмет «Математика» изучается на базовом уровне и представлен в объеме 5 часов в неделю и углубленном в объеме 6 часов в неделю. Учебный предмет «Информатика» изучается на базовом уровне в объеме 1 час в неделю. 6.Предметная область «Естественные науки» Включает в себя учебные предметы: «Биология», «Физика», «Химия». Учебный предмет «Физика» изучается на базовом уровне в объеме 2 часа в неделю в 10-11 классе Учебный предмет «Биология» изучается на базовом уровне в объеме 1 час в неделю в 10-11классе и в объеме 3 часов неделю на углубленном уровне Учебный предмет «Химия» изучается на базовом уровне в объёме 1 час в неделю в 10-11 классе и объеме 3 часов неделю на углубленном уровне 7. Предметная область «Физическая культура» включает учебный предмет «Физическая культура» в объёме 2 часов в неделю в 10-11 классе 8. В учебных планах ООО и СОО с 1 сентября 2024 года появился новый учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины». ОБЗР не просто заменит ОБЖ. Предмет выведен в отдельную предметную область, сформулированы предметные результаты. «Индивидуальный проект» является метапредметным курсом помогающим развивать у обучающихся опыт самостоятельной проектной и исследовательской деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки от 17.05.2012г №413 ФГОС СОО) изучается в объёме 1 час в неделю в 10 классе, предусматривающий защиту индивидуального проекта учащимися не позднее марта месяца текущего года. Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена курсами по выбору, которые могут проводиться как для всего класса, так и по подгруппам, учитывая интересы участников образовательных отношений. Учебный план 10А класса социально – экономический профиль ориентирует на профессии связанные с социальной сферой, финансами, экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбраны учебные предметы преимущественно из образовательных областей «Математика и информатика», «Общественно – научные предметы». Учебный план 10 А класса социально - экономического профиля обучения содержит два учебных предмета, изучаемых на углубленном уровне (математика, обществознание). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебными предметами и элективными курсами, расширяющими и углубляющими образовательное пространство профильного класса ФГОС СОО. Обучающие 10-а (социальноэкономический профиль) класса выбрали для изучения следующие учебные предметы и элективные курсы: 1. Культура народов КБР (1 ч.); 2. Основы финансовой грамотности. Финансовая культура - 1ч. Региональный компонент представлен предметами: Родной (кабардино-черкесский) язык - 2 часа и Родная (кабардино-черкесская) литература-1 час. В 10 Б классе реализуется естественно-научный профиль с углубленным изучением предметов: «Химии» и «Биологии». Для реализации естественно-научного профиля из компонента образовательной организации выделен 1 час для прохождения учебных курсов : 1.«Решение задач молекулярной биологии и цитологии» (0,5 часа); 2.«Решение химических задач» (0,5 часа); 3.«Культура народов КБР» (1час). Региональный компонент представлен предметами: Родной (кабардино-черкесский) язык - 2 часа и Родная (кабардино-черкесская) литература-1 час.. В 10 В классе реализуется универсальный учебный профиль класса психологопедагогической направленности, предусматривающий изучение основ педагогики, психологии. На изучение элективных курсов «Основы педагогики» и «Основы психологии» отводится по одному часу в неделю (68 часов год) из компонента ОУ. Эти дисциплины необходимы для более успешной подготовки будущих педагогических кадров и позволяют наиболее полно реализовать программу психолого-педагогических классов. Их изучение предусмотрено «О направлении Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования» (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 марта 2021г. № ВБ-511/08). В классах психолого-педагогической направленности на углубленном уровне изучается «Математика» - 6 часов в неделю, «История» - 4 часа в неделю, элективный курс по русскому языку и обществознанию. Дополнительное изучение этих дисциплин позволяет повысить финансовую и правовую грамотность будущих педагогов, удовлетворяет запросам родительской общественности и требованиям педагогических ВУЗов. В 11 А классе реализуется социально – экономический профиль ориентирует на профессии связанные с социальной сферой, финансами, экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбраны учебные предметы преимущественно из образовательных областей «Математика и информатика», «Общественно – научные предметы». Учебный план 11 А класса социально - экономического профиля обучения содержит два учебных предмета, изучаемых на углубленном уровне (математика, обществознание). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебными предметами и элективными курсами, расширяющими и углубляющими образовательное пространство профильного класса ФГОС СОО. Обучающие 10-а (социальноэкономический профиль) класса выбрали для изучения следующие учебные предметы и элективные курсы: 1. Культура народов КБР (1ч.); 2. Человек и общество (1ч.); 3. Основы финансовой грамотности. Финансовая культура - 1ч. В 11 Б классе реализуется естественно-научный профиль с углубленным изучением предметов: «Химии» и «Биологии». Региональный компонент представлен предметами – Родной (кабардино-черкесский язык) - 2 часа и Родная (кабардино-черкесская) литература-1 час. Один час выделен на Индивидуальные проекты учащихся. Для реализации химикобиологического профиля из компонента образовательной организации выделено 2 часа для прохождения учебных курсов: 1. «Решение генетических задач» (1 час), 2. «Окислительно-восстановительные реакции в курсе химии» (1 час) 3. «Культура народов КБР»(1 час) 4. «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»(1час) Региональный компонент представлен предметами Родной (кабардино-черкесский язык) - 2 часа и Родная (кабардино-черкесская) литература-1 час. На Индивидуальные проекты передан 1 час. Формы промежуточной аттестации учащихся Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся за год, проводимой в формах: диктант с грамматическим заданием, контрольная работа, самостоятельная работа, изложение, сочинение, тестовая работа, собеседование, проектная работа, ВПР. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций обучающихся, Приказами и инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ. В случае необходимости предусматривается реализация учебного плана с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; для каждого класса устанавливается собственное время начала уроков и перемен. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек`` Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики. Освоение основной образовательной программы среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования составляет 2 года. НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек» Кабардино – Балкарской Республики на 2024/2025 учебный год Учебный план социально-экономического профиля Предметная область Учебный предмет/курс Количество часов в неделю 10А 11А 2 3 2 2 3 2 1 1 3 4 3 4 3 3 1 1 1 2 4 1 2 4 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Русский язык Литература Родной (кабардиночеркесский) язык Родная (кабардиночеркесская) литература Английский язык Алгебра (углубленный уровень) Геометрия (углубленный уровень) Вероятность и статистика (углубленный уровень) Информатика История Обществознание (углубленный уровень) География Физика Химия Биология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины ----1 Итого 35 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Культура народов КБР 1 Основы финансовой грамотности. Финансовая культура. 1 Человек и общество 0 Итого 2 ИТОГО недельная нагрузка 37 Количество учебных недель 34 Всего часов в год 1258 0 34 1 1 1 3 37 34 1258 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек`` Терского муниципального района КабардиноБалкарской Республики Учебные курсы Количество часов в неделю 10А 11А Разговоры о важном 1 1 Россия-мои горизонты Волейбол ДЮП Историко-краеведческий музей ИТОГО недельная нагрузка 1 1 1 1 5 1 1 1 1 5 Учебный план естественно-научного профиля Предметная область Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Учебный предмет/курс Количество часов в неделю 10Б 11Б Русский язык Литература Родной (кабардиночеркесский) язык Родная (кабардиночеркесская) литература Английский язык Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия (углубленный уровень) Биология (углубленный уровень) Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект 2 3 2 2 3 2 1 1 3 2 2 1 1 2 2 1 2 3 3 3 3 1 1 1 2 2 1 2 3 3 Физическая культура 2 Основы безопасности и 1 защиты Родины ----1 Итого 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Культура народов КБР 1 Решение химических задач 1 Решение задач по молекулярной биологии и цитологии 1 Решение генетических задач 0 Окислительно-восстановительные реакции в курсе химии 0 Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ 0 Итого 3 ИТОГО недельная нагрузка 37 Количество учебных недель 34 Всего часов в год 1258 2 1 0 33 1 0 0 1 1 1 4 37 34 1258 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек`` Терского муниципального района КабардиноБалкарской Республики Учебные курсы Количество часов в неделю 10Б 11Б Разговоры о важном 1 1 Россия-мои горизонты 1 1 Историко-краеведческий музей 1 1 ДЮП Волейбол ИТОГО недельная нагрузка 1 1 5 1 1 5 Учебный план универсального профиля Предметная область Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Учебный предмет/курс Количество часов в неделю 10В Русский язык Литература Родной (кабардино-черкесский) язык Родная (кабардино-черкесская) литература Английский язык Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины 2 3 2 1 Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины ----Индивидуальный проект Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Культура народов КБР Основы педагогики и психологии История в лицах Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 3 4 1 1 1 4 2 1 3 1 1 3 1 1 34 1 1 1 3 37 34 1258 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ``Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек`` Терского муниципального района КабардиноБалкарской Республики Учебные курсы Количество часов в неделю 10В Историко-краеведческий музей 1 ДЮП 1 Волейбол 1 Разговоры о важном 1 Россия-мои горизонты 1 ИТОГО недельная нагрузка 5