Рабочая программа по географии 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МКОУ СОШ №2 г.п. Терек

Федеральная рабочая программа
ID 1603251
ID 2884302

учебного предмета «География»
для обучающихся 8 классов

г.п. Терек 2023-2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной
программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его
по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у
обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит
с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится в 8 классе - 2 часа в
неделю, всего – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Географическое пространство России
Тема 1. История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной России в XI—
XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские
первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение
Крыма с Россией.
Практическая работа
1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России
на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.
Тема 2. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды.
Государственная граница России. Морские и сухопутные границы,
воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная
экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение
России. Виды географического положения. Страны — соседи России.
Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России.
Тема 3. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России.
Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по
карте часовых зон.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их
равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской
Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических
исследований и территориального управления. Виды районирования
территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и
Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические
районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России,
Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал,
Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных
округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей
географического положения.

Раздел 2. Природа России
Тема 1. Природные условия и ресурсы России
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных
ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России.
Принципы рационального природопользования и методы их реализации.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих
Россию.
Практическая работа
1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам
и статистическим материалам.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России.
Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и
плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные
формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением
основных групп полезных ископаемых по территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное
оледенения. Опасные геологические природные явления и их
распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием
деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности
рельефа своего края.
Практические работы
1. Объяснение распространения по территории России опасных
геологических явлений.
2. Объяснение особенностей рельефа своего края.
Тема 3. Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического
положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на
климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы
воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение
температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России.
Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики.
Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и
регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение
климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние
климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые

климатические изменения на территории России и их возможные следствия.
Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на
территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и
неблагоприятные метеорологи­ческие явления. Наблюдаемые климатические
изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности
кли­мата своего края.
Практические работы
1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, средних температур января и июля, годового
количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны.
3. Оценка влияния основных климатических показателей своего края на
жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам
океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические
природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в
жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных
ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества
водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных
регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей
местности.
Практические работы
1. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек
России.
2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных
явлений на территории страны.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны
Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв.
Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии.
Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в
ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия
почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое
разнообразие, факторы, его определяющие. Особенности растительного и
животного мира различных природно-хозяйственных зон России.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и
взаимообусловленность их компонентов.
Высотная поясность в горах на территории России.

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование,
экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата
для разных природно-хозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края.
Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные,
занесённые в Красную книгу России.
Практические работы
1. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных
системах.
2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических
изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на
основе анализа нескольких источников информации.
Раздел 3. Население России
Тема 1. Численность населения России
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы,
определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение
населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения
России и их географические различия в пределах разных регионов России.
Геодемографическое положение России. Основные меры современной
демографической политики государства. Общий прирост населения.
Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние
миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения.
Причины миграций и основные направления миграционных потоков.
Причины миграций и основные направления миграционных потоков России
в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика
Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения
численности населения России.
Практическая работа
1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или)
миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных
округов) Российской Федерации или своего региона.
Тема 2. Территориальные особенности размещения населения
России
Географические особенности размещения населения: их
обусловленность природными, историческими и социально-экономическими
факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как
показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в
географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и
сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов.
Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации.

Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни
страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская
местность и современные тенденции сельского расселения.
Тема 3. Народы и религии России
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как
специфический фактор формирования и развития России. Языковая
классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение.
Титульные этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного
наследия ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа
1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности
населения республик и автономных округов РФ».
Тема 4. Половой и возрастной состав населения России
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная
структура населения России в географических районах и субъектах
Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные
пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая)
продолжительность жиз­ни мужского и женского населения России.
Практическая работа
1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на
основе анализа половозрастных пирамид.
Тема 5. Человеческий капитал России
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила.
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории
страны. Географические различия в уровне занятости населения России и
факторы, их определяющие. Качество населения и показатели,
характеризующие его. ИЧР и его географические различия.
Практическая работа
1. Классификация Федеральных округов по особенностям
естественного и механического движения населения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой

родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих

вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации
географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учётом предложенной географической
задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении
географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей

и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе
гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического
проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



















Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения
территории России;
находить в различных источниках информации факты, позволяющие
определить вклад российских учёных и путешественников в освоение
страны;
характеризовать географическое положение России с
использованием информации из различных источников;
различать федеральные округа, крупные географические районы и
макрорегионы России;
приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов
и показывать их на географической карте;
оценивать влияние географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
использовать знания о государственной территории и
исключительной экономической зоне, континентальном шельфе
России, о мировом, поясном и зональном времени для решения
практико-ориентированных задач;
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород
и основных тектонических структур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: объяснять закономерности
распространения гидрологических, геологических и
метеорологических опасных природных явлений на территории
страны;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных
территорий страны;

























объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий
страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России
и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий для решения
практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
называть географические процессы и явления, определяющие
особенности природы страны, отдельных регионов и своей
местности;
объяснять распространение по территории страны областей
современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи
лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда
температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент
увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный
фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий
с помощью карт погоды;
проводить классификацию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей
среды;
показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные
формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России;
крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей,
природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны,
южной границы распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики
семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
приводить примеры рационального и нерационального
природопользования;
приводить примеры особо охраняемых природных территорий
России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную
книгу России;














выбирать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным
условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России
с мировыми показателями и показателями других стран;
различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России, её отдельных регионов и
своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении
населения, половозрастной структуре и размещении населения,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном составе населения для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный
прирост населения», «миграционный прирост населения», «общий
прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона)
расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок
городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя
прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы»,
«трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок
труда», «качество населения» для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
представлять в различных формах (таблица, график, географическое
описание) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Географическое пространство России
1.1

История формирования и освоения
территории России

4

1.2

Географическое положение и границы
России

2

1.3

Время на территории России

2

1.4

Административно территориальное
устройство России. Районирование
территории

3

Итого по разделу
Раздел 2. Природа России
2.1
Природные условия и ресурсы России

0.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://m.edsoo.ru/7f418d72

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://m.edsoo.ru/7f418d72

11

4

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

2.2

Геологическое строение, рельеф и
полезные ископаемые

8

1.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72

2.3

Климат и климатические условия

7

1.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72

2.4

Моря России. Внутренние воды и водные
ресурсы

6

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

2.5

Природнохозяйственные зоны

15

1

https://m.edsoo.ru/7f418d72

Итого по разделу
Раздел 3. Население России

40

3.1

Численность населения России

3

3.2

Территориальные особенности размещения
населения России

3

3.3

Народы и религии России

2

0.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72

3.4

Половой и возрастной состав населения
России

2

0.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72

3.5

Человеческий капитал

1

0.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72

https://m.edsoo.ru/7f418d72

0.5

https://m.edsoo.ru/7f418d72
https://m.edsoo.ru/7f418d72

Итого по разделу

11

Резервное время

6

2

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

10.5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрол
ьные
работы

Практическ
ие работы

Дата
изуче
ния
8 «А»

Дата
изуче
ния
8 «Г»

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

07.09.
2023

https://m.edsoo.ru/8865dc28

1

История освоения и заселения
территории современной России в
XI—XVI вв.

1

04.09.
2023

2

Расширение территории России в
XVI—XIX вв. Русские
первопроходцы.

1

07.09.
2023

3

Изменения внешних границ России
в ХХ в.

1

11.09.
2023

14.09.
2023

https://m.edsoo.ru/8865e254

4

Воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа
"Представление в виде таблицы
сведений об изменении границ
России на разных исторических
этапах на основе анализа
географических карт".

1

14.09.
2023

16.09.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865e3da

5

Государственная территория
России. Территориальные воды.
Государственная граница России.
Географическое положение России.

1

18.09.
2023

21.09.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865e506

6

Границы Российской Федерации.

1

0.5

09.09.
2023

https://m.edsoo.ru/8865e088

.https://m.edsoo.ru/8865e68c

Страны — соседи России. Моря,
омывающие территорию России

21.09.
2023

23.09.
2023

7

Резервный урок. Обобщающее
повторение по темам "История
формирования и освоения
территории России" и "
Географическое положение и
границы России".

1

25.09.
2023

28.09.
2023

8

Россия на карте часовых поясов
мира. Карта часовых зон России.

1

28.09.
2023

30.09.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865e876

9

Практическая работа
"Определение различия во времени
для разных городов России по карте
часовых зон".

1

02.10.
2023

05.10.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865ebe6

10

Федеративное устройство России.
Субъекты Российской Федерации,
их равноправие и разнообразие.

1

05.10.
2023

07.10.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865ed94

11

Федеральные округа.
Районирование. Виды
районирования территории.

1

09.10.
2023

12

Макрорегионы России. Крупные
географические районы России.
Практическая работа "Обозначение
на контурной карте и сравнение
границ федеральных округов и
макрорегионов с целью выявления
состава и особенностей
географического положения".

1

12.10.
2023

1

12.10.
2023

14.10.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865f140

13

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Географическое пространство
России".

1

14

Природные условия и природные
ресурсы. Классификации
природных ресурсов.

1

16.10.
2023

19.10.
2023

.https://m.edsoo.ru/8865f2b2

1

19.10.
2023

21.10.
2023

https://m.edsoo.ru/8865f410

15

Природно-ресурсный капитал и
экологический потенциал России.
Принципы рационального
природопользования и методы их
реализации.

1

23.10.
2023

26.10.
2023

https://m.edsoo.ru/8865f5b4

16

Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального
использования. Основные
ресурсные базы.

1

26.10.
2023

28.10.
2023

https://m.edsoo.ru/8865f6e0

17

Практическая работа
"Характеристика природноресурсного капитала своего края по
картам и статистическим
материалам".

1

09.11.
2023

09.11.
2023

https://m.edsoo.ru/8865f7f8

18

Основные этапы формирования
земной коры на территории России.
Платформы и плиты. Пояса
горообразования.
Геохронологическая таблица.

1

13.11.
2023

11.11.
2023

https://m.edsoo.ru/8865f91a

19

Основные формы рельефа и
особенности их распространения на
территории России

1

16.11.
2023

14.11.
2023

https://m.edsoo.ru/8865fcf8

1

20

Зависимость между тектоническим
строением, рельефом и
размещением основных групп
полезных ископаемых по
территории страны.

1

20.11.
2023

18.11.
2023

https://m.edsoo.ru/8865fe4c

21

Современные процессы,
формирующие рельеф. Области
современного горообразования,
землетрясений и вулканизма.

1

23.11.
2023

23.11.
2023

https://m.edsoo.ru/8865ff6e

22

Влияние внешних процессов на
формирование рельефа. Древнее и
современное оледенения.

1

27.11.
2023

25.11.
2023

https://m.edsoo.ru/886600e0

23

Практическая работа
"Объяснение распространения по
территории России опасных
геологических явлений".

1

30.11.
2023

30.11.
2023

https://m.edsoo.ru/88660284

24

Изменение рельефа под влиянием
деятельности человека.
Антропогенные формы рельефа

1

04.12.
2023

02.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88660414

25

Особенности рельефа своего края.
Практическая работа
"Объяснение особенностей рельефа
своего края".

1

07.12.
2023

07.12.
2023

26

Факторы, определяющие климат
России.

1

11.12.
2023

09.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88660554

27

Основные типы воздушных масс и
их циркуляция на территории
России. Атмосферные фронты,

1

14.12.
2023

14.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88660888

1

0.5

0.5

циклоны и антициклоны. Карты
погоды. Практическая работа
"Описание и прогнозирование
погоды территории по карте
погоды".
28

Распределение температуры
воздуха по территории России

1

29

Распределение атмосферных
осадков по территории России.
Коэффициент увлажнения.
Практическая работа
"Определение и объяснение по
картам закономерностей
распределения солнечной
радиации, средних температур
января и июля, годового количества
атмосферных осадков,
испаряемости по территории
страны".

1

30

Климатические пояса и типы
климатов России, их
характеристики.

31

Изменение климата под влиянием
естественных и антропогенных
факторов. Влияние климата на
жизнь и хозяйственную
деятельность населения.
Агроклиматические ресурсы.

18.12.
2023

16.12.
2023

https://m.edsoo.ru/886609c8

21.12.
2023

23.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88660b58

1

25.12.
2023

25.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88660d06

1

28.12.
2023

28.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88660e64

0.5

Опасные и неблагоприятные
метеорологические явления.

32

Особенности климата своего края.
Практическая работа "Оценка
влияния основных климатических
показателей своего края на жизнь и
хозяйственную деятельность
населения".

1

33

Моря как аквальные ПК.

1

34

Реки России. Распределение рек по
бассейнам океанов. Практическая
работа "Объяснение
распространения опасных
гидрологических природных
явлений на территории страны".

1

35

Роль рек в жизни населения и
развитии хозяйства России.
Практическая работа "Сравнение
особенностей режима и характера
течения двух рек России".

1

36

Крупнейшие озёра, их
происхождение. Болота. Подземные
воды.

37
38

0.5

11.01.
2024

30.12.
2023

https://m.edsoo.ru/88661030

15.01.
2024

11.01.
2024

https://m.edsoo.ru/88661184

0.5

18.01.
2024

13.01.
2024

https://m.edsoo.ru/886612d8

0.5

22.01.
2024

18.01.
2024

https://m.edsoo.ru/886614ae

1

18.01.
2024

20.01.
2024

https://m.edsoo.ru/88661602

Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

22.01.
2024

25.01.
2024

https://m.edsoo.ru/88661774

Неравномерность распределения

1

https://m.edsoo.ru/886618dc

водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути
сохранения качества водных
ресурсов. Внутренние воды и
водные ресурсы своего региона и
своей местности.

25.01.
2024

27.01.
2024

29.01.
2024

01.02.
2024

39

Резервный урок. Контрольная
работа по разделу "Природа
России". Обобщающее повторение
по темам: "Геологическое строение,
рельеф и полезные ископаемые",
"Климат и климатические ресурсы",
"Моря России и внутренние воды".

1

40

Почва — особый компонент
природы. Факторы образования
почв.

1

01.02.
2024

03.02.
2024

https://m.edsoo.ru/88661b48

41

Основные зональные типы почв, их
свойства, различия в плодородии

1

05.02.
2024

08.02.
2024

https://m.edsoo.ru/88661c6a

42

Почвенные ресурсы России. Меры
по сохранению плодородия почв:
мелиорация земель, борьба с
эрозией почв и их загрязнением.

1

08.02.
2024

10.02.
2024

https://m.edsoo.ru/88661d82

43

Богатство растительного и
животного мира России: видовое
разнообразие, факторы, его
определяющие.

1

12.02.
2024

15.02.
2024

https://m.edsoo.ru/88661f3a

44

Особенности растительного и
животного мира различных

1

1

15.02.

17.02.

природно-хозяйственных зон
России.

2024

2024

45

Природно-хозяйственные зоны
России: взаимосвязь и
взаимообусловленность их
компонентов.

1

19.02.
2024

22.02.
2024

https://m.edsoo.ru/8866219c

46

Природно-хозяйственные зоны
России. Арктическая пустыня,
тундра и лесотундра.

1

22.02.
2024

24.02.
2024

https://m.edsoo.ru/886622d2

47

Природно-хозяйственные зоны
России. Тайга

1

26.02.
2024

29.02.
2024

https://m.edsoo.ru/88662462

48

Природно-хозяйственные зоны
России. Смешанные и
широколиственные леса.

1

29.02.
2024

02.03.
2024

https://m.edsoo.ru/886625ac

49

Природно-хозяйственные зоны
России. Степи и лесостепи.

1

04.03.
2024

07.03.
2024

https://m.edsoo.ru/886626ce

50

Природно-хозяйственные зоны
России. Пустыни и полупустыни.

1

07.03.
2024

09.03.
2024

https://m.edsoo.ru/88662868

51

Высотная поясность в горах на
территории России. Горные
системы европейской части России
(Крымские горы, Кавказ, Урал).

1

11.03.
2024

14.03.
2024

https://m.edsoo.ru/886629bc

52

Горные системы азиатской части
России. Практическая работа
"Объяснение различий структуры

1

14.03.
2024

16.03.
2024

https://m.edsoo.ru/88662af2

0.5

высотной поясности в горных
системах".

53

Природные ресурсы природнохозяйственных зон и их
использование, экологические
проблемы. Практическая работа
"Анализ различных точек зрения о
влиянии глобальных
климатических изменений на
природу, на жизнь и хозяйственную
деятельность населения на основе
анализа нескольких источников
информации".

1

54

Особо охраняемые природные
территории России и своего края.
Объекты Всемирного природного
наследия ЮНЕСКО; растения и
животные, занесённые в Красную
книгу России.

0.5

18.03.
2024

21.04.
2024

https://m.edsoo.ru/88662f20

1

21.03.
2024

23.04.
2024

https://m.edsoo.ru/88663182

55

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Природнохозяйственные зоны"

1

01.04.
2024

04.04.
2024

56

Динамика численности населения
России в XX—XXI вв. и факторы,
определяющие её. Переписи
населения России. Основные меры
современной демографической
политики государства.

1

04.04.
2024

06.04.
2024

57

Естественное движение населения.

1

https://m.edsoo.ru/88663358

https://m.edsoo.ru/8866348e

Географические различия в
пределах разных регионов России.

08.04.
2024

11.04.
2024

11.04.
2024

13.04.
2024

https://m.edsoo.ru/886635c4

58

Миграции. Государственная
миграционная политика Российской
Федерации. Практическая работа
«Определение по статистическим
данным общего, естественного
(или) миграционного прироста
населения отдельных субъектов
(федеральных округов) Российской
Федерации или своего региона».

1

59

Географические особенности
размещения населения. Основная
полоса расселения. Плотность
населения.

1

15.04.
2024

18.04.
2024

https://m.edsoo.ru/886636dc

60

Городское и сельское население.
Виды городских и сельских
населённых пунктов. Урбанизация
в России. Крупнейшие города и
городские агломерации. Роль
городов в жизни страны.

1

18.04.
2024

20.04.
2024

https://m.edsoo.ru/886637f4

61

Сельская местность и современные
тенденции сельского расселения.

1

22.04.
2024

25.04.
2024

https://m.edsoo.ru/8866393e

62

Резервный урок. Контрольная
работа по темам "Численность
населения России" и
"Территориальные особенности
размещения населения России".

1

25.04.
2024

27.02.
2024

0.5

1

63

Россия — многонациональное
государство. Крупнейшие народы
России и их расселение. Титульные
этносы. Практическая работа
"Построение картограммы «Доля
титульных этносов в численности
населения республик и автономных
округов РФ».

1

64

География религий. Объекты
Всемирного культурного наследия
ЮНЕСКО на территории России.

65

0.5

29.04.
2024

02.05.
2024

https://m.edsoo.ru/88663a60

1

02.05.
2024

04.05.
2024

https://m.edsoo.ru/88663b96

Половой и возрастной состав
населения России

1

06.05.
2024

11.05.
2024

https://m.edsoo.ru/88663ede

66

Половозрастные пирамиды.
Средняя прогнозируемая
продолжительность жизни
населения России. Практическая
работа "Объяснение динамики
половозрастного состава населения
России на основе анализа
половозрастных пирамид".

1

13.05.
2024

16.05.
2024

https://m.edsoo.ru/88664014

67

Резервный урок. Обобщающее
повторение по темам "Народы и
религии России" и "Половой и
возрастной состав населения
России".

1

16.05.
2024

18.05.
2024

68

Понятие человеческого капитала.
Трудовые ресурсы, рабочая сила.

1

20.05.

23.05.

0.5

0.5

https://m.edsoo.ru/8866450a

Качество населения и показатели,
характеризующие его. ИЧР и его
географические различия.
Практическая работа
"Классификация Федеральных
округов по особенностям
естественного и механического
движения населения".
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2024

68

2

10.5

2024

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

География,8 класс Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. География. 8 класс. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина,

Е.К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2023.
2. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии
«Полярная звезда». 5—11 классы.— 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение,
2020.
3. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва,
Просвещение, 2014-15 4. В.В Николина. Пособие для учителей
общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2014
4. 5. Атлас с комплектом контурных карт с новыми территориями. География
России 8класс
5. В.В.Николина. География 8 класс. Методические рекомендации к учебнометодическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2014.
6. Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней
школе. М. Просвещение. Е.В. Датская. Контрольные и проверочные
работы по географии.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://m.edsoo.ru/886530d4
https://resh.edu.ru/subject/4
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1707/start/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».