Рабочая программа по географии 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МКОУ СОШ №2 г.п. Терек

Федеральная рабочая программа
ID 1603251
ID 2884302

учебного предмета «География»
для обучающихся 7 классов

г.п. Терек 2023-2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной
программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его
по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у
обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о
размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных
природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым
звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит
с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов - два
часа в неделю

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства.
Целостность, зональность, ритмичность — и их географические следствия.
Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность.
Современные исследования по сохранению важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных
зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение.
Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование
современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы
рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью
выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
2. Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности
распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на
Земле. Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические
(экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы:
географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции
атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер
подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика
основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние
климатических условий на жизнь людей. Влияние современной
хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения
климата и различные точки зрения на их причины. Карты климатических
поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года.
Климатограмма как графическая форма отражения климатических
особенностей территории.
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и
климатограмме.

Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и
Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как
самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические
течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового
океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана.
Географические закономерности изменения солёности — зависимость от
соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего
влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане.
Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия.
Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения.
Основные районы рыболовства. Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы
1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод
Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных
и восточных побережий материков.
2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких
источников географической информации.
Раздел 2. Человечество на Земле
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения
отдельных регионов мира по статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности
населения отдельных стран по разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая
классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География
мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды:
сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на
природные комп­лексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения.
Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные
типы. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.

Раздел 3. Материки и страны
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История
открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека. Антарктида — уникальный
материк на Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных
исследований материка в XX—XXI вв. Современные исследования в
Антарктиде. Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных
материков.
2. Объяснение годового хода температур и режима выпадения
атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и
Австралии по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной
Америки по географическим картам.
5. Объяснение особенностей размещения населения Австралии или
одной из стран Африки или Южной Америки.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних
вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные
комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и
численности населения страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
1. Объяснение распространения зон современного вулканизма и
землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на
одной географической широте, на примере умеренного климатического
пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы
одной из природных зон на основе анализа нескольких источников
информации.

4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме
презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного
образа страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в
использовании природы и её охране. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и
международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели
устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории
одной из стран мира в результате деятельности человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой

родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих

вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации
географических объектов, процессов и явлений, основания для их
сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учётом предложенной географической
задачи;
 выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении
географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей

и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе
гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях
окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и
письменных текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического
проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
























Описывать по географическим картам и глобусу местоположение
изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
называть: строение и свойства (целостность, зональность,
ритмичность) географической оболочки;
распознавать проявления изученных географических явлений,
представляющие собой отражение таких свойств географической
оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
определять природные зоны по их существенным признакам на
основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их
природы;
различать изученные процессы и явления, происходящие в
географической оболочке;
приводить примеры изменений в геосферах в результате
деятельности человека;
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа,
климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах
отдельных территорий с использованием различных источников
географической информации;
называть особенности географических процессов на границах
литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной
коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между
движением литосферных плит и размещением крупных форм
рельефа;
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по
заданным показателям;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических
широт, западных ветров;
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты»,
«западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать климат территории по климатограмме;
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические
особенности территории;
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений
компонентов природы в результате деятельности человека с
использованием разных источников географической информации;



























различать океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового
океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и
органического мира Мирового океана с географической широтой и с
глубиной на основе анализа различных источников географической
информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий
Земли человеком на основе анализа различных источников
географической информации для решения учебных и практикоориентированных задач;
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
сравнивать плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
различать городские и сельские поселения;
приводить примеры крупнейших городов мира;
приводить примеры мировых и национальных религий;
проводить языковую классификацию народов;
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на
различных территориях;
определять страны по их существенным признакам;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и
духовной культуры, особенности адаптации человека к разным
природным условиям регионов и отдельных стран;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных
территорий;
использовать знания о населении материков и стран для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;
выбирать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных
территорий;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях
природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных




территориях, представленную в одном или нескольких источниках,
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
распознавать проявления глобальных проблем человечества
(экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости
стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и
приводить примеры международного сотрудничества по их
преодолению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
1.1

Географическая оболочка

2

0.5

https://m.edsoo.ru/7f416c48

1.2

Литосфера и рельеф Земли

6

1

https://m.edsoo.ru/7f416c48

1.3

Атмосфера и климаты Земли

6

0.5

https://m.edsoo.ru/7f416c48

1.4

Мировой океан — основная часть
гидросферы

6

1

https://m.edsoo.ru/7f416c48

Итого по разделу

20

Раздел 2. Человечество на Земле
2.1

Численность населения

3

1

https://m.edsoo.ru/7f416c48

2.2

Страны и народы мира

4

0.5

https://m.edsoo.ru/7f416c48

4

https://m.edsoo.ru/7f416c48

Итого по разделу

7

Раздел 3. Материки и страны
3.1

Южные материки

16

3.2

Северные материки

17

3

https://m.edsoo.ru/7f416c48

3.3

Взаимодействие природы и общества

3

0.5

https://m.edsoo.ru/7f416c48

1

Итого по разделу

36

Резервное время

5

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

https://m.edsoo.ru/7f416c48

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Географическая оболочка:
особенности строения и свойства.
Целостность, зональность,
ритмичность и их географические
следствия.

1

2

Географическая зональность
(природные зоны) и высотная
поясность. Современные
исследования по сохранению
важнейших биотопов Земли.
Практическая работа
"Выявление проявления широтной
зональности по картам природных
зон".

1

3

История Земли как планеты.

4

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
изучения
7 «В»

Дата
изученя
7 «Г»

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

05.09.2023

04.09.2023

https://m.edsoo.ru/88656630

08.09.2023

07.09.2023

https://m.edsoo.ru/88656874

1

12.09.2023

11.09.2023

https://m.edsoo.ru/886569fa

Литосферные плиты и их
движение.

1

15.09.2023

14.09.2023

https://m.edsoo.ru/88656b1c

5

Материки, океаны и части света.

1

19.09.2023 18.09.2023

https://m.edsoo.ru/88656d60

6

Сейсмические пояса Земли.
Практическая работа
"Объяснение вулканических или
сейсмических событий, о которых

1

22.09.2023

https://m.edsoo.ru/88656e8c

0.5

0.5

21.09.2023

говорится в тексте".

7

Формирование современного
рельефа Земли. Внешние и
внутренние процессы
рельефообразования.
Практическая работа "Анализ
физической карты и карты
строения земной коры с целью
выявления закономерностей
распространения крупных форм
рельефа".

1

8

Полезные ископаемые

0.5

26.09.2023

25.09.2023

https://m.edsoo.ru/88656f9a

1

29.09.2023

28.09.2023

https://m.edsoo.ru/886570b2

9

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Литосфера и
рельеф Земли".

1

03.10.2023

02.10.2023

https://m.edsoo.ru/88657288

10

Закономерности распределения
температуры воздуха.

1

06.10.2023

05.10.2023

https://m.edsoo.ru/88657440

11

Закономерности распределения
атмосферных осадков. Пояса
атмосферного давления на Земле.

1

10.10.2023

09.10.2023

12

Воздушные массы, их типы.
Преобладающие ветры.

1

13.10.2023

12.10.2023

https://m.edsoo.ru/8865759e

13

Разнообразие климата на Земле.
Климатообразующие факторы.
Характеристика климатических
поясов Земли.

1

17.10.2023

16.10.2023

https://m.edsoo.ru/886576de

14

Влияние климатических условий
на жизнь людей. Глобальные

1

20.10.2023

19.10.2023

https://m.edsoo.ru/88657800

изменения климата и различные
точки зрения на их причины.

15

Карты климатических поясов.
Климатограмма. Практическая
работа "Описание климата
территории по климатической
карте и климатограмме".

1

16

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Атмосфера и
Климаты Земли".

17

0.5

24.10.2023

23.10.2023

https://m.edsoo.ru/88657b3e

1

07.11.2023

26.10.2023

https://m.edsoo.ru/88657ca6

Мировой океан и его части

1

10.11.2023

09.11.2023

https://m.edsoo.ru/88658444

18

Система океанических течений.
Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат.

1

14.11.2023

13.11.2023

https://m.edsoo.ru/886586c4

19

Соленость и карта солености
поверхностных вод Мирового
океана. Практическая работа
"Выявление закономерностей
изменения солёности
поверхностных вод Мирового
океана и распространения тёплых
и холодных течений у западных и
восточных побережий материков".

1

17.11.2023

16.11.2023

https://m.edsoo.ru/88657f94

20

Образование льдов в Мировом
океане. Изменения ледовитости и
уровня Мирового океана, их
причины и следствия.

1

21.11.2023

20.11.2023

https://m.edsoo.ru/886587f0

21

Жизнь в океане. Основные районы
рыболовства. Экологические

1

24.11.2023

23.11.2023

https://m.edsoo.ru/88658f52

0.5

0.5

проблемы Мирового океана.
Практическая работа "Сравнение
двух океанов по предложенному
учителем плану с использованием
нескольких источников
географической информации".

22

Обобщающее повторение по
темам: "Атмосфера и климаты
Земли" и "Мировой океан —
основная часть гидросферы".

1

28.11.2023

29.11.2023

https://m.edsoo.ru/886590ce

23

Заселение Земли человеком.
Современная численность
населения мира. Изменение
численности населения во времени

1

01.12.2023

30.11.2023

https://m.edsoo.ru/88659272

24

Методы определения численности
населения, переписи населения.
Практическая работа
"Определение, сравнение темпов
изменения численности населения
отдельных регионов мира по
статистическим материалам".

1

0.5

05.12.2023

04.12.2023

25

Размещение и плотность
населения. Практическая работа
"Определение и сравнение
различий в численности,
плотности населения отдельных
стран по разным источникам"

1

0.5

08.12.2023

09.12.2023

26

Народы и религии мира.
Этнический состав населения

1

12.12.2023

11.12.2023

.
https://m.edsoo.ru/8865939e

https://m.edsoo.ru/88659538

мира. Языковая классификация
народов мира.
27

Мировые и национальные религии.
География мировых религий.

1

15.12.2023

14.12.2023

https://m.edsoo.ru/88659664

28

Хозяйственная деятельность
людей. Города и сельские
поселения. Культурноисторические регионы мира.

1

19.12.2023

18.12.2023

https://m.edsoo.ru/886597ae

29

Комплексные карты.
Многообразие стран. Профессия
менеджер в сфере туризма,
экскурсовод. Практическая
работа "Сравнение занятий
населения двух стран по
комплексным картам".

1

22.12.2023

25.12.2023

https://m.edsoo.ru/886599d4

30

Африка. История открытия.
Географическое положение.

1

26.12.2023

28.12.2023

https://m.edsoo.ru/88659b28

31

Африка. Основные черты рельефа,
климата и внутренних вод.
Природные комплексы.
Практическая работа
"Объяснение годового хода
температур и режима выпадения
атмосферных осадков в
экваториальном климатическом
поясе".

1

29.12.2023

11.01.2024

https://m.edsoo.ru/8865ab2c

32

Африка. Население. Политическая
карта. Изменение природы под
влиянием хозяйственной

1

09.01.2024

15.01.2024

https://m.edsoo.ru/8865a4ce

0.5

0.5

деятельности человека.
33

Африка. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны.

1

12.01.2024

18.01.2024

https://m.edsoo.ru/8865a62c

34

Южная Америка. История
открытия. Географическое
положение.

1

16.01.2024

22.01.2024

https://m.edsoo.ru/8865ab2c

35

Южная Америка. Основные черты
рельефа, климата и внутренних
вод. Зональные и азональные
природные комплексы.

1

19.01.2024

25.01.2024

https://m.edsoo.ru/8865b72a

36

Южная Америка. Население.
Политическая карта. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека.

1

23.01.2024

29.01.2024

https://m.edsoo.ru/8865a79e

37

Южная Америка. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны.

1

26.01.2024

01.02.2024

https://m.edsoo.ru/8865ac76

38

Австралия и Океания. История
открытия. Географическое
положение.

1

30.01.2024

05.02.2024

https://m.edsoo.ru/8865b932

39

Австралия и Океания. Основные
черты рельефа, климата и
внутренних вод. Природные
комплексы. Практическая работа
"Сравнение особенностей климата
Африки, Южной Америки и
Австралии по плану".

1

02.02.2024

08.02.2024

https://m.edsoo.ru/8865a97e

0.5

40

Австралия и Океания. Население.
Политическая карта. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека.

1

41

Практическая работа "Сравнение
географического положения двух
(любых) южных материков".

1

42

Практическая работа
"Объяснение особенностей
размещения населения Австралии
или одной из стран Африки или
Южной Америки".

06.02.2024

12.02.2024

https://m.edsoo.ru/8865ad98

1

09.02.2024

15.02.2024

https://m.edsoo.ru/8865ba86

1

1

13.02.2024

19.02.2024

43

Практическая работа "Описание
Австралии или одной из стран
Африки или Южной Америки по
географическим картам".

1

1

16.02.2024

22.02.2024

44

Антарктида — уникальный
материк. Освоение человеком
Антарктиды. Роль России в
открытиях и исследованиях
ледового континента.

1

20.02.2024

26.02.2024

45

Обобщающее повторение "Южные
материки". Контрольная работа
по теме "Южные материки".

1

27.02.2024

29.02.2024

46

Северная Америка. История
открытия и освоения.

1

01.03.2024

04.03.2024

47

Северная Америка.
Географическое положение

1

05.03.2024

07.03.2024

1

https://m.edsoo.ru/8865bba8

https://m.edsoo.ru/8865be6e

48

Северная Америка. Основные
черты рельефа, климата и
внутренних вод. Зональные и
азональные природные комплексы

1

12.03.2024

11.03.2024

49

Северная Америка. Население.
Политическая карта. Крупнейшие
по территории и численности
населения страны.

1

15.03.2024

14.03.2024

https://m.edsoo.ru/8865c4d6

50

Северная Америка. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека.

1

19.03.2024

18.03.2024

https://m.edsoo.ru/8865ca6c

51

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Северные
материки. Северная Америка".

1

22.03.2024

21.03.2024

52

Евразия. История открытия и
освоения.

1

02.04.2024

01.04.2024

53

Евразия. Географическое
положение.

1

05.04.2024

04.04.2024

https://m.edsoo.ru/8865bfb8

54

Евразия. Основные черты рельефа
и определяющие его факторы.

1

09.04.2024

08.04.2024

https://m.edsoo.ru/8865c0d0

55

Евразия. Основные черты климата.
Практическая работа
"Объяснение климатических
различий территорий,
находящихся на одной
географической широте, на
примере умеренного
климатического пляса".

1

12.04.2024

11.04.2024

https://m.edsoo.ru/8865c620

0.5

56

Евразия. Основные черты
внутренних вод и определяющие
их факторы.

1

57

Евразия. Зональные и азональные
природные комплексы.
Практическая работа
"Представление в виде таблицы
информации о компонентах
природы одной из природных зон
на основе анализа нескольких
источников информации".

1

58

Евразия. Население.

59

16.04.2024

15.04.2024

19.04.2024

18.04.2024

https://m.edsoo.ru/8865c7b0

1

23.04.2024

22.04.2024

https://m.edsoo.ru/8865cbac

Евразия. Политическая карта.

1

26.04.2024

25.04.2024

https://m.edsoo.ru/8865d2e6

60

Евразия. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны.

1

30.04.2024

29.04.2024

61

Евразия. Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека.

1

03.05.2024

02.05.2024

62

Практическая работа
"Объяснение распространения зон
современного вулканизма и
землетрясений на территории
Северной Америки и Евразии".

1

1

07.05.2024

06.05.2024

63

Практическая работа "Описание
одной из стран Северной Америки
или Евразии в форме презентации
(с целью привлечения туристов,
создания положительного образа

1

1

10.05.2024

13.05.2024

0.5

https://m.edsoo.ru/8865cf30

https://m.edsoo.ru/8865d4b2

страны и т. д. )".

64

Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Северные
материки". Обобщающее
повторение по теме "Северные
материки".

1

65

Влияние закономерностей
географической оболочки на жизнь
и деятельность людей.
Практическая работа
"Характеристика изменений
компонентов природы на
территории одной из стран мира в
результате деятельности человека"

1

66

Международное сотрудничество в
охране природе.

14.05.2024

16.05.2024

https://m.edsoo.ru/8865d6ba

17.05.2024

20.05.2024

https://m.edsoo.ru/8865d7fa

1

24.05.2024

23.05.2024

https://m.edsoo.ru/8865d962

67

Глобальные проблемы
человечества. Программа ООН и
цели устойчивого развития.
Всемирное насление ЮНЕСКО:
природные и культурные объекты

1

28.05.2024

27.05.2024

68

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Взаимодействие природы и
человека". Контрольная работа
по теме "Взаимодействие природы
и общества".

1

1

31.05.2024

30.05.2025

68

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0.5

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
• География, 7 класс Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. География. 7 класс. Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина,

Е.К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2023.
2. Бондарева М.В.,Шидловский И.М.География. Проверочные и
контрольные работы по географии. 7 класс
3.Николина В.В., Королева А.А., Кучинова Н.В. и др. Поурочные разработки. 7
класс. УМК "Полярная звезда" А. И. Алексеев, 7 кл.
4.Атлас7класс. Контурные карты.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://ru.wikipedia.org/
https://edso.ru
http:/zemlj.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».