ДООП Волшебные краски 2023

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата
в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство
имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты».
Платон говорил, что: «… от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых
мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству–
залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребята из
реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая,
позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение
к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется
созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок
формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и
навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и
анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и
способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту
природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к
окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для
всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне,
обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность
каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю
растущего человека, обогащает его духовный мир.
Направленность программы: Художественная
Уровень программы: Стартовый
Вид программы: Модифицированный

Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
- Национальный проект «Образование»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года от 31.03.2022 г. № 678-р (далее - Концепция);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года»;
- Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное
дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом
заседания президиума при Президенте Российской Федерации;
- Паспорт Федерального проекта от 24.12.2018 г. № 16 «Успех
каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного
комитета по национальному проекту «Образование»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(вступает в силу с 01.09.2022г. и действует до 01.09.2028г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ 196);
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 29.03.2016 г.
№ ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»;

- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г.
№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г.
№ АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по независимой
оценке качества образования»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г.
№ ВК-1232/09, включающая «Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»;
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
- Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от
17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к
регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
- Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
- Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от
06.08.2020 г. № 22-01-05/7221 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в КБР».
-Устав МКОУ СОШ №2 г.п.Терек
Направленность программы – Художественная
Актуальность данной программы в том, что она направлена на основные
направленияразвитияличности:личностнуюкультуру,семейнуюкультуру,социальнуюкультуру.
Широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещей, явлений, слова,
связьнароднойхудожественнойкультурысобщечеловеческимиценностями,чтоявляетсяосновойху
дожественногоизображения.Изображениедетьмиисторическихисовременныхсюжетныхкомпози
цийпомогаетвформированиигражданственностиличности.Занятия
изобразительнымискусствомявляютсяэффективнымсредствомприобщенияучащихсякизучениюн
ародныхтрадиций.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки,
рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства,
красоте природы и человеческих чувств.
Отличительные особенности программы.
Изобразительная деятельность детей является одним из наиболее эффективных способов
развития творческой личности. Занятия по изобразительному искусству формируют личностные

качества ребенка такие, как: усидчивость, внимательность, старательность, усердие, развивается
нестандартное мышление, которое способствует развитию творческой деятельности.
Отличительные особенности программы состоят в том, что в процессе обучения, учащиеся
получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, цветоведении, композиции, а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. В данной программе
рассматриваются вопросы, связанные с художественным проектированием или моделированием
плоскости, так как плоские поверхности окружают нас повсюду и принимают активное участие в
формообразовании среды обитания человека.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Педагогическая целесообразность программы
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в
рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов
передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного
развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные
техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую
активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей
свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит
детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами .
Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт
фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается
уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Адресат программы. Данная программа составлена для учащихся 7-14 лет (1-7 классов
общеобразовательной школы), занимающихся в системе дополнительного образования.
Срок реализации – 1год, 36 часов
Режим занятий – 1 раз в неделю по учебному 1 часу.
Наполняемость - не более 15 человек
Форма обучения – очная.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Уровень освоения программы –стартовый.
Объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная краски»
рассчитана на год обучения - 36 часов
Форма занятий:
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся разного возраста.
Состав группы обучающихся постоянный – не более 15 человек.

Цель программы: создание условий для формирования у детей способности к
художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире.
Задачи:
Личностные:
1. Cформировать у детей устойчивый интерес к искусству и к художественному творчеству,
уважительное отношение к искусству разных стран и народов.
2. Воспитывать трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.
3. Воспитывать гражданскую позиция и чувство патриотизма.
Предметные:
1. Ознакомить с:
- жанрами изобразительного искусства,
- с различными художественными материалами и техниками;
- научеными основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- научены грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
2. Научить составлять сложные цвета путем смешивания красок;
3. Научить последовательности ведения творческой работы;
4. Обучить правильному владению карандашом, кистью в технике акварели, гуаши,
аппликации;
5. Обучить основам изобразительного и декоративного творчества.
Метапредметные:
1.
Развивать у детей:
- чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение,
видения колористического решения;
- художественный вкус, мышление, воображение, фантазию;
- гибкость руки точность глазомера;
2.
Сформировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою
деятельность, определять ее проблемы и их причины, содержать в порядке свое рабочее
место);
3.
Развить коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие совместную деятельность в
группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения
других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.

№
Название раздела, темы
занятия

1.

2-3.

Учебный план
Количество часов
Всего
Теория Практика
Раздел1. Радужный мир-30

«Знакомство с королевой
Кисточкой». Урок-игра.
Условия безопасной работы.
(Введение в образовательную
программу.)
«Что могут краски?»

1

1

2

1

Форма аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдение
Собеседование
Тестирование

1

Наблюдение

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Изобразительные свойства
акварели. Основные цвета.
Смешение красок. Радуга.
«Изображать можно пятном».
Акварель, отработка приёма
рисования кругов в разных
направлениях. Плавное
движение. Раскрасить
приёмом «размыть пятно».
«Изображать можно пятном».
Кляксография в чёрном цвете.
Превратить пятно в зверушку.
«Осень. Листопад».
Смешение теплых цветов.
Акварель. Отработка приёма:
примакивание кисти боком,
от светлого к тёмному. Беседа
на тему «Осень» с
использованием
иллюстративного материала.
Творчество великих
художников.
«Силуэт дерева». Передача в
рисунках формы, очертания и
цвета изображаемых
предметов. Изображение
дерева с натуры.
«Грустный дождик». Образ
дождя, ограниченная палитра.
Акварель. Беседа о передаче
чувств через иллюстративный
материал.
«Изображать можно в
объёме». Превратить комок
пластилина в птицу. Лепка.

Собеседование
Тестирование
1

Беседа
Тестирование

1

Беседа
Наблюдение

1

Беседа
Наблюдение
Собеседование

1

Беседа
Наблюдение
Собеседование

1

Беседа
Наблюдение
Собеседование

1

Беседа
Наблюдение
Собеседование

10.

Обзорная экскурсия
«Здравствуй, мир!»

1

Беседа
Наблюдение
Собеседование

11.

«Красоту нужно уметь
замечать». Изображение
спинки ящерки. Красота
фактуры и рисунка.
Знакомство с техникой

1

Собеседование
Тестирование

12.

13.

14.

15.

16.

17-18.

19-20.

21.

22.

23.

одноцветной монотипии.
«Узоры снежинок». Ритм.
Орнамент в круге. Гуашь.
Отработка приёма: смешение
цвета с белилами.
Рисуем дерево тампованием.
Создание творческие работы
на основе собственного
замысла с использованием
художественных материалов.
«Зимний лес». Характер
деревьев. Ограниченная
палитра. Изобразительные
свойства гуаши.
«Портрет Снегурочки».
Пропорции человеческого
лица. Холодные цвета.
Урок – игра: общение по
телефону.
«К нам едет Дед Мороз».
Фигура человека в одежде.
Контраст тёплых и холодных
цветов. Урок – игра: общение
по телефону.
«Снежная птица зимы».
Холодная гамма цветов.
Гуашь. Орнаментальная
композиция.
«Дом снежной птицы». Ритм
геометрических пятен.
Отработка приема в декоре
дома – линия зигзаг.
«Ёлочка – красавица».
Впечатления о прошедшем
празднике. Творческая работа.
Свободный выбор материала.
«Кто живёт под снегом».
Урок – игра на развитие
воображения. Холодные и
тёплые цвета. Гуашь,
акварель (по выбору).
«Красивые рыбы». Гуашь.
Отработка приёма –
волнистые линии.
Закрепление навыка –

1

Беседа
Наблюдение

1

Беседа
е
Тестирование

1

Беседа
Наблюдение

1

Собеседование
Тестирование

1

Беседа
Собеседование
Тестирование

2

Беседа
Наблюдение

2

Беседа
Наблюдение
Собеседование
Тестирование
Беседа

1

Беседа
Наблюдение
Собеседование

1

1

1

Беседа
Наблюдение

24-25.

26.

27-28.

29-30.

31-32.

33-34

35-36

примакивание кистью. Беседа
с показом иллюстративного и
природного материала.
«Мы в цирке». Ритм цветовых 2
Беседа
геометрических пятен. Гуашь.
Наблюдение
Основные цвета. Рисуем и
играем.
«Волшебная птица весны».
1
Тестирование
Тёплая палитра. Гуашь.
Пятно, линия, точка.
«Моя мама». Творческая
1
Наблюдение
работа. Беседа с показом
Собеседование
детских работ, иллюстраций
по иконописи.
«Цветы и травы».
2
Собеседование
Изобразительные свойства
Тестирование
графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм
пятен и линий. Игра «Мы –
гномики».
«Цветы и бабочки».
2
Наблюдение
Декоративное . Композиция в
Собеседование
круге. Гуашь.
Разде2. Выставки, экскурсии, рисование на воздухе. Конкурсы, фестивали- 3
«Орнамент из цветов, листьев 2
Наблюдение
и бабочек для украшения
Тестирование
коврика». Понятие
«стилизация», переработка
природных форм в
декоративно-обобщенные.
Заключительное занятие:
1
Беседа
выставка работ, награждение
Наблюдение
активных кружковцев
Собеседование
Всего часов:

36

Содержание учебного плана
Раздел1. Радужный мир-30
Тема:1 «Знакомство с королевой Кисточкой».
Практика -игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
Теория: «Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной работы.
(Введение в образовательную программу.)
Тема: 2-3 «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение
красок. Радуга.

Практика: «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение
красок. Радуга
Тема:4 «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных
направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
Практика: «Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных
направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
Тема:5 «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в
зверушку.
Практика: «Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в
зверушку
Тема: 6 «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: 10
Практика: «Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма:
Тема:7 «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых
предметов. Изображение дерева с натуры.
Практика: «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых
предметов. Изображение дерева с натуры.
Тема:8 «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал.
Практика: «Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче
чувств через иллюстративный материал.
Тема:9 «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»
Практика: «Изображать можно в объёме». Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»
Тема:10 «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и
рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Практика: «Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и
рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Тема:11 «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета
с белилами.
Практика: «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение
цвета с белилами.
Тема: 12 Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного
замысла с использованием художественных материалов.
Практика: Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного
замысла с использованием художественных материалов
Тема:13 «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства
гуаши.
Практика: «Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства
гуаши.
Тема:14 «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Практика: «Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Тема:15 Урок – игра: общение по телефону.
Практика: Урок – игра: общение по телефону.
Теория: Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Тема:16 «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных
цветов. Урок – игра: общение по телефону.
Практика: «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных
цветов. Урок – игра: общение по телефону.
Тема:17-18 «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная
композиция.
Практика: «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.
Тема:19-20 «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома
– линия зигзаг.
Практика: «Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома –
линия зигзаг
Тема:21 «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа.
Свободный выбор материала.
Практика: «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа.
Свободный выбор материала.
Тема:22 «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые
цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
Практика: 22 «Кто живёт под снегом». Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые
цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
Тема:23 «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка –
примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
Практика: «Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка
– примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
Теория: Беседа с показом иллюстративного и природного материала
Тема:24-25 «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем
и играем.
Практика: «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем
и играем.
Тема:26 «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
Практика: «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
Теория «Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
Тема:27-28 «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по
иконописи.
Практика: «Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по
иконописи.
Тема: 29-30 «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров,
мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
Практика: «Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров,
мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
Тема:31-32 «Цветы и бабочки». Декоративное . Композиция в круге. Гуашь.
Практика: «Цветы и бабочки». Декоративное . Композиция в круге. Гуашь.
Тема:33-34 «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие
«стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Практика: «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие
«стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные
Тема: 35-36 Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

Практика: Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев
Планируемые результаты
По итогам года обучения будут достигнуты следующие результаты
Личностные:
1. Cформированы у детей устойчивый интерес к искусству и к художественному
творчеству.
2. Сформировано уважительное отношение к искусству разных стран и народов.
3.Воспитаны трудолюбие, аккуратность, терпение.
4. Воспитаны гражданская позиция и чувство патриотизма.
Предметные:
1.
Ознакомлены с жанрами изобразительного искусства;
2.
Ознакомлены с различными художественными материалами и техниками;
3.
Научены основам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
4.
Научены грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
5.
Научены составлять сложные цвета путем смешивания красок;
6.
Научены последовательности ведения творческой работы;
7.
Обучены правильному владению карандашом, кистью в технике акварели, гуаши,
аппликации;
8.
Обучены основам изобразительного и декоративного творчества.
Метапредметные:
1. Развиты у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия,
воображение;
2. Развиты видения колористического решения;
3. Развиты художественный вкус, мышление, воображение, фантазию;
4. Развиты гибкость руки точность глазомера;
5. Сформированы организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою
деятельность, определять ее проблемы и их причины, содержать в порядке свое рабочее
место);
6. Развиты коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие совместную деятельность в
группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения
других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

Стартовый 1
год обучения

Дата начала
обучения по
программе
1 сентября
2023

Дата
окончания
обучения по
программе
31 мая 2024

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

Режим занятий

36

36

1 раз в неделю
по 1 часа

Условия реализации программы:

Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно
возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и
потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям: стол, стул,
мольберт или
наклонная доска; стенды для демонстрации наглядных пособий
и детских рисунков; доска, столик для натурных постановок,
технические средства: видеоаппаратура, аудиоаппаратура; натурный материал: предметы быта,
драпировки для постановок; муляжи фруктов и овощей.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Материально-технические обеспечение Программы
Для освоения программы требуется:
Учебная аудитория.
Компьютер.
Доска обычная.
Магнитофон или колонки для прослушивания музыки.
Муляжи фруктов, овощей, грибов.
Таблицы, плакаты, наглядные изображения.
Репродукции картин, книги и учебники, справочники по
изобразительному искусству.
Парты, стулья для каждого учащегося.
Краски, кисти, стаканчик, тряпочка, бумага для рисования, карандаши,
фломастеры, ластик, точилка в расчете на каждого учащегося.
Методы работы

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные
(беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту
восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой
работы.
Учебно- методическое и информационное обеспечение Программы
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения
занятий и новые педагогические технологии, различные типы занятий: комбинированное
занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие, диалог и постановка творческих
задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя
теоретическую, практическую и аналитическую части.
Содержание программы строится как восхождение по ступенькам познания ребёнком
огромного и увлекательного мира искусства. Шаг за шагом ребенок постигает образный
язык изобразительного искусства и знакомится с возможностями различных
художественных материалов. Каждое занятие — новый шаг в познании. А познание это
происходит как через восприятие искусства, так и через практическую творческую
деятельность ребёнка. Для достижения цели и задач данной программы предусматривается
в рамках учебно-воспитательного процесса проведение следующих видов занятий:
теоретические и практические занятия, индивидуально-групповая работа, творческие
занятия, открытые занятия, участие в конкурсах.
Методы обучения и приемы:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Практические – упражнения, игры.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
Педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение,
педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца.
Все методы используются в комплексе.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу
для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений,
внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить
в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных
приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и
линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие
превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи
разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и
творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии,
творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет
располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей
оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание
придумывать новые композиции. В процессе рисования, дети
вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во

всех типах коммуникативных высказываний.
Теоретическая часть содержит основные знания и умения, приёмы рисования, лепки,
аппликации и излагается в следующих формах: игра, беседа. Практическая часть состоит
из занятий формирующих систему умений и навыков, необходимых детям для
осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:
изобразительноисследовательской (работа с гуашью, акварелью, тестом, бумагой).
Формы организации образовательного процесса: творческие группы, в парах,
индивидуальная работа, учебное занятие, культурно-досуговое мероприятие.
Формы организации учебного занятия – учебное (учебно-тренировочное) занятие,
комбинированное занятие, открытое учебное занятие.

Формы аттестации и виды контроля
На протяжении всего периода обучения отслеживается результативность программы. Для
оценки знаний обучающихся используются: вводный контроль, текущий контроль и итоговый
контроль. При наборе учащихся, на начальном этапе формирования коллектива проводится
входной контроль с помощью собеседования, прослушивания, для выявления интересов ребенка,
его знаний и умений, творческих способностей.
Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки для обучающихся
первого года обучения и определения уровня знаний второго года обучения.
Текущий контроль - это систематическая проверка учебных достижений на каждом
занятии обучающихся, проводимая в течение учебного года. Текущий контроль может
проводиться в формах: творческих работ, выставок, вопросников, тестирований, соревнований.
Итоговый контроль - умения и навыки обучающихся демонстрируются на итоговой
выставке творческих работ или защиты проекта и итоговым тестированием.
№
1

Формы выявления
результатов
Беседа
Наблюдение
Собеседование
Тестирование

Формы фиксации
результатов
Готовые работы
Журнал
Фото
Отзыв

Формы предъявления
результатов
Выставка
Готовые изделия
Защита творческих
работ
Демонстрация моделей

Оценочные материалы

 тесты;
 карточки-задания;
 карты (индивидуальные, диагностические).
Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных обучающимся за
учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и результаты мониторинга находится в
папке у педагога).
Критерии оценки:

Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт учащийся может
набрать по 1 баллу.
6-7 баллов – работа выполнена безупречно,
4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, но имеется
маленький изъян,
3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в схеме плетения, не
качественная скрутка проволоки.
Параметры
развития

Высокий уровень
развития

Средний уровень
развития

Низкий уровень
развития

Овладение
техническими
навыками и
умениями.

Полностью владеет
техническими
навыками и
умениями.

Испытывает
затруднения в
применении
технических навыков и
умений.
Использует всю
цветовую гамму.

Пользуется помощью
педагога.

Испытывает
затруднения в
композиционном
решении.

Изображает предметы
не объединяя их
единым содержанием.

Видит красоту
окружающего мира,
художественных
произведений,
народного декоративно
- прикладного
творчества. Испытывает
затруднения в передаче
своего эмоционального
состояния через образы.

Чувствует красоту
окружающего мира,
художественных
произведений,
народного
декоративно прикладного
творчества. Но не
может самостоятельно
выразить свое
эмоциональное
состояние через образ,
цвет.

Развитие цветового
восприятия.

Использует всю
цветовую гамму.
Самостоятельно
работает с оттенками.
Развитие
Самостоятельно
композиционных
составляет и
умений
выполняет
композиционный
замысел.
Развитие эмоционально Видит красоту
– художественного
окружающего мира,
восприятии,
художественных
творческого
произведений,
воображения.
народного
декоративно прикладного
творчества, отражает
свое эмоциональное
состояние в работе.
Увлечен выполнением
работы, создает
образы
самостоятельно,
использует в полной
мере приобретенные
навыки.

Использует не более
2-3 цветов.

 тесты;
 карточки-задания;
 карты (индивидуальные, диагностические).
Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится в папке у педагога).
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт
учащийся может набрать по 1 баллу.
6-7 баллов – работа выполнена безупречно,
4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, но
имеется маленький изъян,
3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в схеме
плетения, не качественная скрутка проволоки.

1.

2.

Список литературы для педагогов
Изобразительноеискусство.Программадляобщеобразовательныхучреждений.59классы. /Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.:
Дрофа,2010г.
Изобразительноеискусство.1класс: система уроков по учебнику В.С.Кузина,
Э.И,Кубышкиной/авт. Сост. О.В.Павлова

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам
изобразительного искусства/И.А. Апилина.– Волгоград:учитель,2010.
Беда, Г. В, Основы изобразительной грамоты/ Г. В, Беда – М., Просвещение,
1989.6.КузинВ.С,Изобразительноеискусствовначальнойшколе/В.С.Кузин.–М.,2005
Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе/ М.,1981
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись.–М.,2007.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. – 2е изд. –М.,2007
Ломов С.П, Русские живописцы XVIII-XIXвеков.М.,2009.
Литература для обучающихся
Дизайн.Иллюстрированныйсловарь-справочник, М.,Архитектура-С,2010
МиклтуэйтЛ.,Мирискусства:Великиекартиныипервыеслова,Лондон,2011
Мэри ЭннФ. Коль, Искусство для дошкольников. Рисование,АСТ,2011
СоколоваО.Ю.,Секреты композиции для начинающих художников, Астрель, 2007
5.
ФуррьеЖ.-Л.,Краткая история живописи от Ренессанса до наших дней в
30картинках, Рипол-Классика,2006.
1.
2.
3.
4.

Интернет ресурсы
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».