ДООП В мире театра 2023

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в
развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с
другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями
танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа «В мире Театра» учитывает эти особенности общения с
театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру. Она адресована руководителям творческих
объединений школ, педагогам дополнительного образования по
художественно-эстетическому направлению.
Направленность: Художественная
Уровень программы: Стартовый
Вид программы: Модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
- Национальный проект «Образование»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года от 31.03.2022 г. № 678-р (далее - Концепция);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года»;
- Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное
дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом
заседания президиума при Президенте Российской Федерации;
- Паспорт Федерального проекта от 24.12.2018 г. № 16 «Успех
каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного
комитета по национальному проекту «Образование»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

(вступает в силу с 01.09.2022г. и действует до 01.09.2028г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ 196);
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 29.03.2016 г.
№ ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г.
№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г.
№ АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по независимой
оценке качества образования»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г.
№ ВК-1232/09, включающая «Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»;
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
- Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от
17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к
регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»;
- Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»;
- Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от
06.08.2020 г. № 22-01-05/7221 «Об утверждении Правил

персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в КБР».
- Устав МКОУ СОШ №2 г.п. Терек.
Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и
приобщение
детей
к
театральному
искусству
обеспечивается
совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовнонравственной культуры обучающихся.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который,
по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки,
где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам
возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это
направление художественного творчества вызывает вполне закономерный
интерес у детей.
Новизна программы заключается в том, что ее содержание
способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Отличительная особенность программы «Театр, где играют дети» в
том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие
навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре,
которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт
возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Педагогическая целесообразность Внедрение данной программы
помогает решить проблему создания единой среды обучения и воспитания,
определения образовательных и воспитательных возможностей
всех видов деятельности, учащихся в системе дополнительного
образования. Учебные и воспитательные задачи решаются непосредственно в
процессе работы над спектаклем, а теоретические сведения даются в ходе
подготовки над сценическим репертуаром.
Образовательная деятельность театральной студии связана с поиском
модели художественно-творческого развития школьников в условиях
системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств
(сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах
художественной деятельности (восприятие, исполнительство,
творчество).
Психолого-педагогическую основу работы объединения составляют:

● положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова, нашедшие
отражение в Концепции художественного образования (1992 г.) о специфике
художественно-творческого
развития ребёнка и праве каждого ребёнка, независимо от наличного
уровня развития его способностей, на полноценное художественное
образование;
● идеи использования синтеза искусств в художественном образовании
подрастающего поколения (В. Ванслов, Б. Неменский, С. Московская и
др.);
● теоретические и методические разработки в области начального
литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И.
Чуковский, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П.
Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П.
Радынова и др.);
● общепедагогические принципы (последовательность, систематичность,
доступность, эффективность) обучения.
Адресат программы: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте от 11 до 16
лет, разного пола, с любой степенью предварительной подготовки и разным
физическим здоровьем.
Сроки реализации программы: 1 год, 108 часов
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 академических
часа, продолжительность занятий 1 час (40 минут+20 минут)
Наполняемость группы: 12-15 человек
Форма обучения: очная.
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Цель и задачи программы.
Главная цель программы – создать условия для воспитания
нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и
навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем
вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
Личностные.
Формирование у учеников:
 потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
 целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Предметные: Научить учащиеся:

 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Метапредметные:
Научить:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Программа «В мире Театра» включает несколько основных разделов:
1.
История театра. Театр как вид искусства.
2.
Актерская грамота.
3.
Художественное чтение.
4.
Сценическое движение.

5.
Работа над пьесой.
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической
частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве
великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на
получение навыков актерского мастерства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 3 часа в неделю
Количество часов
№ Название разделов и тем
1 Организация детского
литературного творчества
1.1. Жанр, стиль, характер
литературного произведения.
1.2. Сочинение сказки

Теория
2

1.3. Сочинение загадки

-

3

3

1.4. Игры в рифмы и основы
стихосложения

-

15

15

Организация художественноречевой и театрализованной
деятельности
2.1. Техника и интонационная
выразительность речи

2

40

42

1

7

8

2.2. Основы сценической пластики, 1
сценического движения и
сценического танца
2.3. Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения
2.4. Исполнение диалоговых текстов -

8

9

7

7

2

2

2

2
-

Форма
аттестации
/контроля

Практика Всего
30
32
Тренинги.
анкетирование
2
4
Творческие
задания
10
10
Открытое
занятие
Индивидуальн
ое
прослушивани
е
Индивидуальн
ое
прослушивани
е
Отчетный
концерт
Индивидуальн
ое
прослушивани
е
Общешкольно
е мероприятие
Общешкольно
е мероприятие
Общешкольно
е мероприятие

2.5. Работа над концертной
сценической программой
2.6. Работа по постановке спектакля -

2

3

14

14

Основы вокального искусства и
организация вокального
ансамбля
3.1. Упражнения на развитие слуха,
чувства ритма, интонирования,
голосовых данных, певческого
дыхания
3.2. Развитие навыков фразировки,
тембровой и динамической
выразительности вокального
исполнительства
3.3. Развитие навыков
исполнительства в ансамбле

4

30

34

1

9

10

Отчетный
концерт

1

6

7

Театральная
постановка

1

6

7

3.4. Работа над концертной
сценической программой
3.5. Работа над спектаклем

-

2

2

1

7

8

Спектакль
МКОУ СОШ
№2 г.п.Терек
Театральная
постановка
Спектакль
МКОУ СОШ
№2 г.п.Терек

8

100

108

3

Итого:

Составление
сценария
Составление
сценария
Отчетный
концерт

Содержание программы
1.Организация детского литературного творчества (32)
Тема 1.1. Жанр, стиль, характер литературного произведения (4).
1. Знакомство с основами структурного и содержательного анализа
литературного произведения.
2. Виды жанров.
3. Стилевые особенности различных жанров.
4. Характер литературного произведения и его проявление в стилевых
особенностях.
Тема 1.2. Сочинение сказки (10) .
1-4.Сказка как жанр литературы.
5-6. Виды сказок.
7-8. Особенности композиции и языка сказки.
9-10. Сочинение сказок на заданные сюжеты и в заданном стиле.
Тема 1.3. Сочинение загадки (3).
1. Жанр загадок, отражение в них традиционных народных
представлений.
2. Композиция загадки, особенности её языка.

3. Сочинение загадок на заданные сюжеты.
Тема 1.4. Игра в рифмы и стихосложение (15).
1-4. Рифма, её ключевая роль в построении поэтического произведения.
5-9. Виды рифм, особенности их построения.
10-12. Смысл стихотворение и рифма.
13-14. Рифма как инструмент поэтической выразительности.
15. Сочинение небольших стихотворений на заданные рифмы.
2. Организация художественно-речевой и театрализованной деятельности
(42).
Тема 2.1. Техника и интонационная выразительность речи (8).
1-4. Понятие о технике и интонационной выразительности.
5-8. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии
речевой выразительности (скороговорки, чистоговорки, «лепка фраз»
заданной интонации и т.д.).
Тема 2.2. Основы сценической пластики, сценического движения и
сценического танца (9).
1. Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса упражнений,
направленных на развитие навыков и приёмов сценической пластики:
Волшебная булавка» (на воображение),
2. «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту
реакции),«Два кота» (на память и воображение);
3. «Перетягивание верёвки» (на воображение и раскрепощение),
«Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение);
4. «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпоритма), «Спасатели» (на
быстроту реакции и мобилизацию);
5. «Тир» (на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на
раскрепощение и воображение);
6. «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит
невидимку» (на воображение и быстроту реакции);
7. «Неприятные ощущения» (на память и воображение);
8. «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение),
9. «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление
энергетического баланса малой группы),
Тема 2.3. Развитие способностей в жанре чтецкого исполнения.
Тренинг чтения различных по жанру литературных произведений (7).
1-3. Отработка дикции;
4-5. Отработка выразительности;
6-7. Отработка интонации.
Тема 2.4. Исполнение диалоговых текстов (2).
1. Тренинг сценического исполнения диалоговых текстов.
2. Отработка умения взаимодействовать с партнёром в ходе диалога,
используя различные выразительные средства.
Тема 2.5. Работа над концертной сценической программой (3).
1. Знакомство с концертной программой, определение структурных частей
и исполнителей. Содержание отдельных номеров концертной программы;

2. Тренинг индивидуальных и коллективных номеров. Репетиции на
сцене: индивидуальные и коллективные;
3. Репетиция сводного варианта сценической программы. Генеральная
репетиция.
Тема 2.6. Работа по постановке спектакля (14).
1-2. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям.
3. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями
ролей, работа над коллективными мизансценами.
4. Построение мизансцен, работа с подгруппами и индивидуальная работа
с исполнителями ролей.
5. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной
выразительностью.
6. Работа над выразительностью целостного художественного образа
спектакля.
7. Репетиция в условиях, приближенных с сценическим.
8. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций и
реквизитом и т.д.).
9. Сводная репетиция на сцене - соединение всех видов сценической
работы. Индивидуальная работа.
10-12. Генеральная репетиция - прогон спектакля, просмотр композиции
и анализ результата работы с детьми.
13-14. Индивидуальная работа Показ сценического представления. Анализ
работы.
3.Основы вокального искусства и организация вокального ансамбля (40).
Тема 3.1. Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования,
голосовых данных, певческого дыхания (10).
1-3. Выполнение комплекса упражнений, развивающих слух и чувство
ритма;
4- 6. Выполнение комплекса упражнений, обеспечивающих чистоту
интонирования, укрепляющих голосовые данные;
7-10. Выполнение комплекса упражнений, тренирующие певческое
дыхание.
Тема 3.2. Развитие навыков фразировки, тембровой и динамической
выразительности вокального исполнительства (7).
1-9. Отработка навыков фразировки, тембровой и динамической
выразительности при исполнении вокальных номеров (или отрывков)
различных жанров и стилей исполнения.
Тема 3.3. Развитие навыков исполнительства в ансамбле (7).
1-9. Тренинг исполнения в ансамбле различных вокальных номеров.
Тема 3.4. Работа над концертной сценической программой (2).
1. Знакомство с концертной программой, определение отдельных
вокальных номеров и музыкальной композиции в целом.
1. Подбор исполнителей. Индивидуальная работа по подготовке номеров.
2. Репетиции отдельных номеров и композиции в целом. Репетиции на
сцене. Работа над точностью пластической, интонационной и

певческой выразительности. Генеральная репетиция. Исполнение
композиции и его анализ.
Тема 3.5. Работа над музыкальным спектаклем (8).
1-2. Тематический и сюжетный выбор музыкального спектакля.
3-4. Разбор композиции спектакля, подбор исполнителей.
5-6. Индивидуальная работа по разучиванию партий спектакля.
7. Индивидуальные и групповые репетиции отдельных составных частей
спектакля.
8. Репетиции на сцене.
9. Генеральная репетиция.
10. Исполнение спектакля и его анализ.
Планируемые результаты:
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД.
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Календарно-учебный учебный график
Год
обучения

Стартовый
(1 год)

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
окончания
учебного
года
31.05.

Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
36

108

Режим
занятий

2 раза в
неделю по
1,5 часов
(3 часа в
неделю)

Условия реализации программы
При организации образовательного процесса по программе
дополнительного образования «в мире Театра» в целях реализации
компетентностного подхода используются интерактивные технологии,
ориентированные на овладение обучающимися способов самостоятельной
деятельности, личностно-ориентированные технологи, способствующие
развитию активности личности обучающегося в учебном процессе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация программы «В мире Театра» обеспечена педагогическими
кадрами, имеющими высшее педагогическое образование и опыт работы в
общеобразовательных организациях, кружковой деятельности по данному
направлению.
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и
стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы.
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена
санитарно-эпидемиологическим условиям.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Музыкальные альбомы;
5. ПО для интерактивной доски;
6. Пакет офисных программ;
7. Методические пособия;

8. Видео уроки и презентации: театральное и сценическое искусство.
9. Декорации.
10. Сценический реквизит.
11. Костюмы.
К работе в театральном кружке обучающиеся приступают после
проведения соответствующего инструктажа по правилам техники
безопасности.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются
следующие учебно-методическое и информационное обеспечение;
дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
 иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;
 иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
 иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим»,
«Сценография».
 таблицы, схемы «Изготовление декораций», раздаточный материал:
 карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
 карточки с заданиями к разделу «История театра»;
 вспомогательные таблицы.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты,
конкурсы, проводимые в школе;

итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка,
раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают
возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи
являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать
развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное
представление.

Учебно-методическое и информационное обеспечение
№
п/п

Методы
приемы

1

Метод
игрового
содержания,
наглядный,
объяснительноиллюстративный,
метод импровизации,
репродуктивный,

2

Метод
полных
нагрузок,
метод
игрового
содержания, метод
импровизации.

Актерская
грамота

3

Метод ступенчатого
повышения нагрузок,
метод
игрового
содержания, метод
импровизации
Метод ступенчатого
повышения нагрузок,
метод
плотных
нагрузок,
метод
взаимообучения

Художест
венное
чтение

Групповые,
игровые,
занятие-зачёт.

Сценическ
ое
движение

Групповые

Метод ступенчатого
повышения нагрузок,
метод
игрового
содержания, метод
импровизации,
эвристический,
проблемный,
объяснительноиллюстративный,

Работа над
пьесой

Практические
, творческие
лаборатории,
репетиции.

4

5

и

Раздел
(тема
учебного
плана)
История
театра.

Форма занятия

Методические
пособия, ЭОР

Формы
контроля

Групповые
занятия
по
усвоению
новых знаний,
игровые
групповые
занятия,
практические
занятия,
творческая
лаборатория,
заочная
экскурсия,
беседы,
игровые
формы,
занятие-зачёт

Рубина Ю.И.
Игры на
Театральная
сцене
самодеятельнос
ть школьников

Руднева С.Д.,
Зачет
Фиш Э.М.
Ритмика.
Музыкальное
движение. - М.,
1972
Рубина Ю.И.
Зачет
Театральная
самодеятельнос
ть школьников
Руднева С.Д.,
Фиш Э.М.
Ритмика.
Музыкальное
движение. - М.,
1972
Руднева С.Д.,
Фиш Э.М.
Ритмика.
Музыкальное
движение. - М.,
1972

Танцеваль
ные
движения

Ролевые
игры

6

метод импровизации,
метод
полных
нагрузок.
Эвристический,
метод
полных
нагрузок

Мероприя
тия
и
психологи
ческие
практикум
ы

Вечера,
праздники,
конкурсы,
практикумы.

Рубина Ю.И.
Игры на
Театральная
сцене
самодеятельнос
ть школьников

Критерии оценивания результативности обучения по программе
дополнительного образования Театральной студии «В мире Театра»
Уровень
Социальное Форма
Уровень Теоретические
развития
Технические взаимодействие представления
знания (А) мыслительной
умения,
и
индивидуальных
деятельности(
навыки
коммуникабель достижений (Д)
Б)
(В)
ность (Г)
Владение
Высокий
театральной
уровень
Творческий терминологией, образного
умение
мышления:
(7-10
анализировать самостоятельн
баллов)
художественное ое
произведение. создание
Знание жанров ярких
искусства.
выразительны
х
оригинальных
образов.
Высокая
творческая
активность,
фантазия.
Наличие
художественн
ого
творческого
мышления.
Продуктив Знание жанров. Средний

Свободное Умеет
владение
выполнять
разнообразны различные
ми жанрами. социальные
Умение
роли
импровизиро в работе
вать
команды,
Способность находит общий
к яркому
язык, способен
индивидуаль к
ному
партнерскому
творческому взаимодействи
самовыражен ю.
ию.
Способность
принимать
ответственные
решения, быть
лидером.

Владение

Участие в
окружных,
городских,
всероссийских,
международных
фестиваля
хи
конкурсах.
Победы и
участие.
Творчески
е
мастерски
е.

Находит общий Победы и

Умение
ный
(3-6 баллов) анализировать
Репродукти произведение.
Частичное
вный
(1-2 баллов) знание жанров.

уровень
более
язык со
образного
широким
сверстниками,
мышления:
спектром
способен к
Наличие
художествен партнерскому
творческой
ных
взаимодействи
активности,
материалов. ю,
фантазии.
Владение
умеет работать
Нет
элементарны в команде.
самостоятельн ми навыками Находит общий
ости в
импровизаци язык со
создании
и простых
сверстниками,
новых
художествен способен к
оригинальных ных
партнерскому
образов. Слабо произведений взаимодействи
развита
ю,
фантазия
способен
и образное
выполнять
мышление.
определенную
задачу в
командной
работе
Возникают
Не владеет Находит общий
Посредстве Нет
представлений сложности с элементарны язык со
нный (0
о
образным
ми навыками сверстниками,
баллов)
жанрах.
мышлением на импровизаци способен к
заданную
и
партнерскому
тему,
художествен взаимодействи
слабо развита ных
ю.
фантазия
произведений

участие в
районных,
окружных.
Участие в
районных
конкурсах
детского
творчества
Участие в
школьных
мероприятиях.

Не
участвует
в
мероприятиях

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемый репертуар
1.
«О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный
театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»
2.
«Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова
А.Н. «Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй
школа».
3.
«Сапфиры принцесс» из сборника Давыдовой М., Агаповой И.
Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
4.
«Святочный калейдоскоп» из сборника Давыдовой М., Агаповой И.
Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
5.
«Венок из мертвых цветов» из сборника Давыдовой М., Агаповой И.
Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
6.
«Волшебник Изумрудного города» из сборника Гуркова А.Н.
«Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
7.
«Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные
шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
8.
«Волшебные часы» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр.
Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
9.
Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал краше не было бала»
из сборника «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)Волгоград.Учитель,2004г

Рекомендуемая литература для педагога:
1.
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева,
Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В.
Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. 626 с.
3.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс»
Рольф, 2001 г.-270 с.
4.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для
студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение,
1973.
5.
Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера»,
2001. – 128с.
6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности:
Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко –
Новосибирск, 1992. – 55 с.
7. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
8. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям
театральной студии, Белгород, 2003 г.

9. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3
кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»:
Психология образования.- 608 с.
10. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и
детей»).
11. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей
директоров по воспитанию, классных руководителей и
воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр
“Педагогический поиск” /под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
12. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы».
Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение»,
1995г.
13. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с
подростками: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед.
университета, 1995. -222с.
14. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей
детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного
опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
16. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и
формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М.,
1989.- 347с.

Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый
– звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва
«Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся,
играем» 2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей
школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. – М., 2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и
детей»).
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика
развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
8. У. Шекспир «Собрание сочинений»
9. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.

10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.
Учитель , 2004г
Интернет ресурсы.
1.
2.
3.

http://dramateshka.ru/
http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka20.htm
http://www.solnet.ee/holidays/school.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».