Рабочая программа по химии 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания,
представленных в Универсальном кодификаторе по химии, а также на основе Примерной программы
воспитания обучающихся при получении основного общего образования и с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением Коллегии
Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен
во многом значением химической науки в познании законов природы, в развитии производительных
сил общества и создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области
человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым компонентом
мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химии служит основой для
формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира; важную
роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции
веществ в природе; современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого
развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем
здравоохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль
химического образования. В плане социализации оно является одним из условий формирования
интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного
уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной
жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью
других, к окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании различных
материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего
химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему
химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и
индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».
Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования
культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит вклад в формирование
мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной
деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной
жизни, так и в профессиональной деятельности; 3) знакомит со спецификой научного мышления,

закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным
этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков; 4) способствует
формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку,
вносит свой вклад в экологическое образование школьников.
Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета,
который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом
этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической
химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению.
Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий
о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного
развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня: атомно-молекулярного
учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как
основного закона химии, учения о строении атома и химической связи, представлений об
электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на
основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного
уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и
возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей
научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность
формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в
науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из
ранее изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета
«Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов
мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний —
важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений
мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и
химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных
с планированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых
приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой
признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её
интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование
самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие
цели, как:
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству,
самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям
жизни;

направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной
познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие
способностей к химии;
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной
деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности;
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и
опыта, полученных при изучении химии;
формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических
знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в
целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе
усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности
дальнейшего обучения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение
атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия,
кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств
вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и тривиальная).
Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений,
генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в
реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов,
по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических
реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о химическом равновесии.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной
реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и не- электролиты. Катионы, анионы.
Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации.
Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые
ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об
электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических
веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия);
исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов;
исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей
(возможно использование видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки
протекания реакций ионного обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы;
решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — галогенов. Химические свойства на примере
хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм
человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.

Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени
окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации
кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и химические
свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и
химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические
реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение. Соли
серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени
окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе.
Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их
физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная
кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид
фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использование
фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени
окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические
свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и химические
свойства, действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект.
Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение.
Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан,
этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и химическое строение. Понятие о
биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека.
Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в
природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их
использование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика,
стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных материалов
в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты;
проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания; опыты,
отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами
серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса
обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты; изучение химических
свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и

наблюдение признака её протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их
соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных
удобрений; получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания,
взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование
видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена;
ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством
противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа; проведение
качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания;
ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение
металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения
металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь,
чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и
калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические
свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость
воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные
свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение
атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли
железа(II) и железа(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими
свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов),
особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды; процесса горения железа в кислороде
(возможно использование видеоматериалов); признаков протекания качественных реакций на ионы
(магния, кальция, алюминия, цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание
процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование
видеоматериалов); исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».

Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Химия и
здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при
химических ожогах и отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК). Роль химии в решении
экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки, их
роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные
материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через
использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для
отдельных предметов естественно-научного цикла. Реализация межпредметных связей при изучении
химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез,
классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель,
явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность,
молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество,
тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка,
сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды,
Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы,
макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо,
водные ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение химии в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе
обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития
и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции,
соответствующихсовременному уровню развития науки и составляющих основу для понимания
сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,
взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых
дляобъяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе
навыковсамостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности
ксамообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый
образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;

Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по
химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом
личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе
еёсуществования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью
и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанныхс окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной
исоциальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения
общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.),
которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из
этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают
формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение
универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать
смыслхимических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания
и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать
причинноследственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения
(индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные),символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая
формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых
объектов — химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности,
причинноследственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать
критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев);

Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также
вкачестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять
отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
формпредставления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации
исоответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач опре
делённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных
технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их
комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельностиинформацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой
темы,формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента
(лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и
исследовательскойдеятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих
интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять,контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие
полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной
примерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и
способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и
новых ситуациях.

Предметные результаты представлены отражают сформированность у обучающихся следующих
умений:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион,
катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень
окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём,
раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена,
катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции,
окислительновосстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление,
аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного
состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической
связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической
формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической
решётки конкретного вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических
элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)»,
малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в
изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с
учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по
числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и
сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и
сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих
существование генетической связи между веществами различных классов;
9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления
электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания
химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю
химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить
расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению

лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и
углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать
опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы,
катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств
веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды деятельности
изучения

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Вещество и химические реакции
1.1. Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса

5

1

0

02.0914.09

Характеризовать
химические элементы
первых трёх периодов,
калия и кальция по их
положению в
Периодической
системе Д. И.
Менделеева;
Классифицировать и
называть
неорганические
вещества изученных
классов;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;

http://him.1september.ru/
http://www.alhimik.ru/teleclass/glava1/gl-10.shtm.Начальный курс химии
http://fcior.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР

1.2. Основные
закономерности
химических
реакций

45

0

1

16.09

Классифицировать
химические реакции
по различным
признакам;
Устанавливать
зависимость скорости
химической реакции
от различных
факторов;
Определять
окислитель и
восстановитель в ОВР;
Составлять
электронный баланс
реакции;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

Презентации к урокам и внеклассным
мероприятиям, химия
http://900igr.net/prezentatsii/khimija/khimijavzhizni.html
Начальный курс
химии:http://www.alhimik.ru/teleclass/glava1/gl1-0.shtml

28.09

1.3. Электролитическая 8
диссоциация.
Химические
реакции в
растворах

Итого по разделу

1

1

30.09
26.10

Составлять уравнения
диссоциации кислот,
щелочей и солей,
полные и
сокращённые ионные
уравнения химических
реакций ионного
обмена; Планировать
и осуществлять на
практике химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать
выводы по
результатам
эксперимента;
Следовать правилам
безопасной работы в
лаборатории при
использовании
химической посуды и
оборудования;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;

Единая коллекция ЦОР http://fcior.edu.ru/
Виртуальная химическая школа
http://maratakm.narod.ru/
Портал "Сеть творческих учителей"
http://itn.ru/default.aspx

Характеризовать
физические и
химические свойства
простых веществ
галогенов (на примере
хлора) и сложных
веществ
(хлороводорода,
хлорида натрия),
способы их получения,
применение и
значение в природе и

Устный
АЛХИМИК http://www.alhimik.ru/
опрос;
WebElements: онлайн-справочник химических
Практическая элементов http://webelements.narod.ru/
работа;

1718

Раздел 2. Неметаллы и их соединения
2.1. Общая
характеристика
химических
элементов VIIАгруппы. Галогены

4

0

1

28.10
16.11

жизни человека;
Определять галогенидионы в растворе;
2.2. Общая
характеристика
химических
элементов VIА
группы. Сера и её
соединения

2.3. Общая
характеристика
химических
элементов
VАгруппы. Азот,
фосфор и их
соединения

57

1

1

18.11
02.12

79

0

1

07.12
28.12

Объяснять общие
закономерности в
изменении свойств
элементов
VIА-группы и их
соединений с учётом
строения их атомов;
Определять наличие
сульфат-ионов в
растворе;
Планировать и
осуществлять на
практике химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать
выводы по
результатам
эксперимента;
Характеризовать
физические и
химические свойства
простых веществ азота
и фосфора и их
соединений (аммиака,
солей аммония,
азотной кислоты,
нитратов, оксида
фосфора(V) и
фосфорной кислоты,
фосфатов), способы их
получения,
применение и

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

Презентации к урокам химии
http://900igr.net/prezentatsii/khimija/khimijavzhizni.html
Начальный курс
химии:http://www.alhimik.ru/teleclass/glava1/gl1-0.shtml

Устный
опрос;
Зачет;
Практическая
работа;

Начальный курс
химии:http://www.alhimik.ru/teleclass/glava1/gl1-0.shtml сайт для учителя "Я иду на урок
химии" http://him.1september.ru/

значение в природе и
жизни человека;
Определять ионы
аммония и фосфатионы в растворе;
Планировать и
осуществлять на
практике химические
эксперименты,
проводить
наблюдения, делать
выводы по
результатам экспери
мента;
2.4. Общая
810
характеристика
химических
элементов
IVАгруппы.
Углерод и кремний
и их соединения

Итого по разделу

1

1

11.01
03.02

Определять карбонат- и силикат-ионы в
растворе;
Иллюстрировать взаимосвязь
неорганических соединений углерода и
органических веществ;
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты, проводить
наблюдения, делать выводы по
результатам эксперимента;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

http://him.1september.ru/
Единая коллекция ЦОР http://fcior.edu.ru/
Виртуальная химическая школа
http://maratakm.narod.ru/

2430

Раздел 3. Металлы и их соединения
3.1. Общие свойства
металлов

4

0

0

08.02
17.02

Объяснять общие закономерности в
Устный
изменении свойств элементовметаллов и
опрос;
их соединений с учётом строения их
атомов;
Характеризовать строение металлов,
общие физические и химические свойства
металлов;

http://chemistry- chemists.com/index.html
Электронный журнал «Химики и химия»
www.periodictable.ru Сборник статей о
химических элементах, иллюстрированный
экспериментом.

3.2. Важнейшие
металлы и их
соединения

16
13

Итого по разделу:

2017

1

1

22.02
28.04

Распознавать с помощью качественных
реакций ионы металлов
(магния, алюминия, цинка, железа, меди);
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

http://www.hij.ru Журнал «Химия и жизнь»
www.periodictable.ru Сборник статей о
химических элементах, иллюстрированный
экспериментом.

Раздел 4. Химия и окружающая среда
4.1. Вещества и
материалы в
жизни человека

3

Итого по разделу:

3

Резервное время

40

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0

03.05
12.05

4

7

Характеризовать роль химии в различных Устный
сферах деятельности людей, основные
опрос;
вещества и материалы, применяемые в
жизни современного человека;
Анализировать и критически оценивать
информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства, транспорта и др. на
состояние окружающей среды;

сайт для учителя "Я иду на урок химии"
http://him.1september.ru/
Презентации к урокам и внеклассным
мероприятиям, химия
http://900igr.net/prezentatsii/khimija/khimijavzhizni.html
http://www.hij.ru Журнал «Химия и жизнь»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Периодический закон. Периодическая
система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх
периодов, калия, кальция и их соединений в
соответствии с положением элементов в
Периодической системе и строением их
атомов.

1

0

0

06.09.2022 Устный
опрос;

2.

Строение вещества: виды химической связи. 1
Типы кристаллических решёток, зависимость
свойств вещества от типа кристаллической
решётки и вида химической связи.

0

0

08.09.2022 Устный
опрос;

3.

Классификация и номенклатура
неорганических веществ (международная и
тривиальная).

1

0

0

13.09.2022 Устный
опрос;

4.

Химические свойства веществ, относящихся
к различным классам неорганических
соединений, генетическая связь
неорганических веществ.

1

0

0

15.09.2022 Тестирование;

5.

Классификация химических реакций по
различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по
обратимости, по участию катализатора).

1

0

0

22.09.2022 Устный
опрос;

6.

Окислительно – восстановительные реакции, 1
электронный баланс окислительновосстановительной реакции.

0

0

27.09.2022 Письменный
контроль;

7.

Экзо- и эндотермические реакции,
термохимические уравнения.

1

0

0

29.09.2022 Устный
опрос;

8.

1
Понятие о скорости химической реакции.
Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных
и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Факторы,
влияющие на скорость химической реакции и
положение химического равновесия.

0

0

04.10.2022 Устный
опрос;

9.

Практическая работа 1.Изучение влияния
условий проведения химической реакции на
ее скорость.

0

0

06.10.2022 Практическая
работа;

1

10. Теория электролитической диссоциации.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации веществ
сразличными видами химической связи

1

0

0

11.10.2022 Устный
опрос;

11. Диссоциация кислот, оснований и солей

1

0

0

13.10.2022 Устный
опрос;

12. Сильные и слабые электролиты. Степень
диссоциации

1

0

0

18.10.2022 Устный
опрос;

13. Реакции ионного обмена и условия их
протекания.
Лабораторный опыт 1: Реакции обмена
между растворами электролитов

1

0

0

20.10.2022 Письменный
контроль;

14. Химические свойства основных классов
неорганических соединений в свете
представлений об электролитической
диссоциации

1

0

0

25.10.2022 Устный
опрос;

15. Гидролиз солей

1

0

0

27.10.2022 Письменный
контроль;

16. Практическая работа №2 по теме «Решение 1
экспериментальных задач по теме «Свойства
кислот, оснований и солей как электролитов»

0

1

10.11.2022 Практическая
работа;

17. Контрольная работа 1 по теме "Вещество и
химическая реакция"

1

1

0

15.11.2022 Контрольная
работа;

18. Общая характеристика галогенов.
Особенности строения атомов, характерные
степени окисления

1

0

0

17.11.2022 Устный
опрос;

19. Хлор. Свойства и применение хлора

1

0

0

22.11.2022 Устный
опрос;

20. Хлороводород: получение и
свойства.Соляная кислота и ее соли.
Важнейшие хлориды и их нахождение
в природе.Лабораторный опыт:
Распознавание хлорид-ионов.

1

0

0

24.11.2022 Тестирование;

21. Практическая работа: № 2. Получение
соляной кислоты, изучение её свойств

1

0

1

29.11.2022 Практическая
работа;

22. Общая характеристика элементов VIАгруппы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.Строение и
физические свойства простых веществ —
кислорода и серы. Аллотропные
модификации кислорода. и серы

1

0

0

01.12.2022 Устный
опрос;

23. Химические свойства серы. Нахождение
1
серы и её соединений в природе. Химическое
загрязнение окружающей среды
соединениями серы (кислотные дожди,
загряз- нение воздуха и водоёмов), способы
его предотвращения

0

0

06.12.2022 Устный
опрос;

24. Сероводород, строение, физические и
химические свойства.

1

0

0

08.12.2022 Устный
опрос;

25. Оксиды серы как представители кислотных
оксидов.

1

0

0

13.12.2022 Устный
опрос;

26. Серная кислота и ее соли. Химические
реакции, лежащие в основе промышленного
способа получения серной кислоты.
Применение. Лабораторные опыты:
Обнаружение сульфат-ионов.
Взаимодействие разбавленной серной
кислоты с цинком.

1

0

0

15.12.2022 Письменный
контроль;

27. Положение азота и фосфора в периодической 1
системе химических элементов, строение их
атомов. Азот : свойства и применение

0

0

20.12.2022 Устный
опрос;

28. Аммиак. Физические и химические свойства. 1
Получение, применение.

0

0

22.12.2022 Устный
опрос;

1

0

1

27.12.2022 Практическая
работа;

30. Соли аммония., их физические и химические 1
свойства, применение. Качественная реакция
на ионы аммония.Лабораторные опыты:
Взаимодействие солей аммония с щёлочью

0

0

10.01.2023 Устный
опрос;

31. Азотная кислота, её физические и
химические свойства (общие как
представителя класса кислот и
специфические). Соли азотной кислоты.
Азотные удобрения.

1

0

0

12.01.2023 Устный
опрос;

32. Фосфор, аллотропные модификации
1
фосфора, физические и химические свойства.

0

0

17.01.2023 Устный
опрос;

33. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота
и ее соли. Фосфорные удобрения.
Л.Р. Ознакомление с образцами азотных и
фосфорных удобрений.

1

0

0

19.01.2023 Тестирование;

34. Углерод, аллотропные модифика- ции,
распространение в природе, физические и
химические свойства. Адсорбция.
Круговорот углерода в природе.

1

0

0

24.01.2023 Устный
опрос;

35. Оксиды углерода, их физические и
химические свойства, их действие на живые
организмы, получение и применение.
Экологические пробле- мы, связанные с
оксидом углеро- да(IV); гипотеза
глобального потепле- ния климата;
парниковый эффект

1

0

0

26.01.2023 Письменный
контроль;

29.

Практическая работа: № 3. Получение
аммиака, изучение его свойств.

36. Угольная кислота и её соли, их физические и
химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы. Лабораторный опыт:
Качественная реакция на карбонат-ион.

1

0

0

31.01.2023 Устный
опрос;

37. Первоначальные понятия об органических
веществах как о соединениях углерода:
особенности состава и строения. Понятие о
биологически важных веществах: жирах,
белках,углеводах. Материальное единство
органических и неорганических соединений

1

0

0

02.02.2023 Устный
опрос;

38. Кремний. Оксид кремния(IV).Кремниевая
кислота и её соли.. Стекло.
Цемент.Проблемы безопасного
использования строительных материалов в
повседневной жизни.

1

0

0

07.02.2023 Устный
опрос;

39. Практические работы: № 4. Получение
углекислого газа. Качественная реакция на
карбонат-ион.

1

0

1

09.02.2023 Практическая
работа;

40. Практическая работа 6. Решение
экспериментальных задач по теме
«Неметаллы».

1

0

1

14.02.2023 Практическая
работа;

41. Контрольная работа №2 по теме
«Неметаллы».

1

1

0

16.02.2023 Контрольная
работа;

42. Общая характеристика химических
элементов — металлов на основании их
положения в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева и
строения атомов. Строение металлов.
Металлическая связь и металлическая
кристалличе- ская решётка.

1

0

0

21.02.2023 Устный
опрос;

43. Электрохимический ряд напряжений
металлов. Физиче- ские и химические
свойства металлов.

1

0

0

28.02.2023 Устный
опрос;

Общие способы получения металлов.

1

0

0

02.03.2023 Устный
опрос;

45. Понятие о коррозии металлов и основные
1
способы защиты от коррозии. Сплавы (сталь,
чугун, дюралюминий, бронза), их
применение в быту и
промышленности. Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами сплавов
металлов.

0

0

07.03.2023 Устный
опрос;

46. Щелочные металлы. Положение в
Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева, строение
атомов. Нахождение в природе

0

0

09.03.2023 Тестирование;

44.

1

47. Оксиды и гидроксиды щелочных
металлов.Применение щелочных металлов

1

0

0

14.03.2023 Устный
опрос;

48. Щелочноземельные металлы.Магний.
Положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева

1

0

0

16.03.2023 Устный
опрос;

49. Щелочноземельные металлы.Кальций и его
соединения

1

0

0

21.03.2023 Устный
опрос;

50. Жёсткость воды и способы её устранения.

1

0

0

23.03.2023 Письменный
контроль;

51. Алюминий:физические и химические
свойства. Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами алюминия и его
сплавов.

1

0

0

04.04.2023 Тестирование;

52. Амфотерные свойства оксида и
гидроксида. Лабораторные
опыты: Амфотерные свойства гидроксида
алюминия.

1

0

0

06.03.2023 Письменный
контроль;

53. Железо. Положение в Периодической
системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение атома. Нахождение в
природе.

1

0

0

11.04.2023 Устный
опрос;

54. Железо. Положение в Периодической
системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение атома. Нахождение в
природе

1

0

0

13.04.2023 Устный
опрос;

55. Физические и химические свойства железа.

1

0

0

18.04.2023 Устный
опрос;

56. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II).
Лабораторные опыты: Качественные
реакции на ионы железа.

1

0

0

20.04.2023 Письменный
контроль;

57. Оксиды, гидроксиды и соли железа(III).

1

0

0

25.04.2023 Устный
опрос;

58. Повторение и обобщение темы "Металлы"

1

0

0

27.04.2023 Письменный
контроль;

59. Практическая работа 6. Жёсткость воды и
методы её устранения

1

0

1

29.04.2023 Практическая
работа;

60. Практическая работа 7. Решение
экспериментальных задач по теме
«Металлы».

1

0

1

02.05.2023 Практическая
работа;

61. Контрольная работа 3 по теме «Металлы и
их соединения»

1

1

0

04.05.2023 Контрольная
работа;

62. Новые материалы и технологии. Вещества и
материалы в повседневной жизни
человека.Химия и здоровье. Безопасное
использование веществ и химических
реакций в быту

1

0

0

11.05.2023 Устный
опрос;

63. Природные источники углеводородов (уголь, 1
природный газ, нефть), продукты их
переработки, их роль в быту и
промышленности.

0

0

16.05.2023 Устный
опрос;

64. Основы экологической грамотности.
Химическое загрязнение окружаю щей
среды (предельно допустимая концентрация
веществ — ПДК). Роль химии в решении
экологических проблем

1

0

0

18.05.2023 Тестирование;

65. Итоговая контрольная работа.

1

1

0

23.05.2023 Контрольная
работа;

66. Резервное время

1

0

0

67. Резервное время

1

0

0

68. Резервное время

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Химия. 9 класс/Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. Издательство «Новая
волна» М.,2017 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, «Химия 9 класс. ФГОС» учебник для 9 класса – М.:
Просвещение,2019 г.
2.
Радецкий А.М.. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы. М.: Просвещение, 2018 г.
3.
Гара Н.Н. Рабочие программы. Химия. Предметная линия
учебниковГ.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана.8-9 классы. М.: Просвещение, 2013 г.
4.
Гара Н.Н. Химия: Уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
3. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
4. http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.
5. http://experiment.edu.ru/
6. https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа

7.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебно-наглядные пособия:
Стенды:
1.
ПСХЭ Д.И. Менделеева
2.
Таблица растворимости
3.
Ряд активности металлов Таблицы:
4.
Серия инструктивных таблиц по химии. 5.Серия таблиц по неорганической химии.
Наборы и коллекции:
1.
Набор кристаллических решеток
2.
Набор для моделирования строения атомов и молекул 3. Набор для
моделирования строения неорганических веществ
Приборы, оборудование и реактивы:
1. Весы технические с разновесами
2. Набор посуды и принадлежностей для демонстрации опытов
3. Комплект термометров (0-30 С);
4. Прибор для иллюстрации зависимости скорости реакции.
5. Приборы для получения газов
6. Штативы для пробирок
7. Держатели для пробирок
8. Стаканы химические, цилиндры измерительные
9. Весы учебные лабораторные
10. Набор №14 ВС Сульфаты, сульфиты, сульфиды
11. Набор №17 С Нитраты
12. Набор Кислоты
13. Набор Оксиды
14. Набор Гидроксиды
15. Набор Сульфаты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
1.
Ноутбук
2.
Мультимедийный проектор, экран
3.
Мультимедийные пособия "Неорганическая химия " 8- 9 класс
4.
Лотки для проведения практикума, штативы для пробирок, штативы для сбора приборов,
необходимых при проведении практических и лабораторных работ по химии
5.
Спиртовки
6.
Посуда для демонстрационных и лабораторных опытов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».