Рабочая программа по химии 11 класс элективный курс

I. Пояснительная записка.
Программа данного курса «« Окислительно-восстановительные
реакции в
курсе химии»
предназначена для учащихся 11 классов (углубленный уровень).
Рассчитана на 34часа (1 час в неделю).
Эта тема, которая имеет огромное практическое значение и пронизывает весь
учебный материал, наиболее трудная и интересная в преподавании химии.
Окислительно-восстановительные
реакции
(ОВР)
чрезвычайно
распространены. С ними связаны природные процессы обмена веществ, брожения,
фотосинтеза, круговорота азота, углерода и кислорода в природе. Эти реакции можно
наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и
выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные
химические вещества. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе
преобразования химической энергии в электрическую в гальванических элементах.
Однако ОВР изучают в обязательном курсе химии недостаточно полно, особенно
недостаточно для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению данной
науки и предполагающих связать свою будущую профессию с химией, биологией,
медициной, строительством, сельским хозяйством и т.д. Изучение темы «Окислительновосстановительные реакции» вызывает у учащихся определенные трудности. И в тоже
время тема « Окислительно-восстановительные реакции» является важным компонентом
знаний выпускников средних школ, проверяемых заданиями ЕГЭ в двух его частях. В
связи с вышеизложенным разработан данный углубленный курс, предназначенный для
учащихся 11-х классов химико-биологического профиля, изучающих или уже изучивших
систематический курс органической химии и владеющих достаточными знаниями о
строении и свойствах органических веществ.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы:





1.Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В.
В. Химия.Углубленный уровень. 11 класс; М.: Дрофа, 2018
И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней
школы. Издательство «Новая Волна». Москва, 2008.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2015.
Еремин В. В., Кузьменко Н. Е. Сборник задач и упражнений по химии:
школьный курс. — М.:: Экзамен, 2008.

Этот курс позволяет отработать не только теоретический материал, но и
практические навыки в прогнозировании свойств веществ, постановке и выполнении
опытов. Он раскрывает перед учащимися глубину применения химических реакций в
производстве, в повседневной жизни, дает более широкое представление о значении
окислительно-восстановительных реакций.
Курс рассматривает вопросы изменения степеней окисления важнейших
окислителей и восстановителей в зависимости от среды химической реакции, дает
возможность применить практически полученные знания при решении задач и тестов.
Более подробно разбираются такие понятия как электроотрицательность, степень
окисления, зависимость окислительно-восстановительных свойств от положения элемента
в периодической таблице, классификация реакций, количественная характеристика
реакций.
Достаточно большое количество часов элективного курса, отведенное на

проведение уроков-практикумов, практические занятия, тренинги помогают учащимся
научиться правильно прогнозировать продукты химических реакций, в зависимости от
среды, участвующих окислителей и восстановителей, уравнивать их. В процессе
реализации данного курса уделяется внимание составлению ОВР двумя методами:
электронного и ионно-электронного баланса, что также способствует более глубокому и
расширенному изучению предмета.
Изучение предложенного курса включает элементы знаний, полученных
учащимися на уроках химии и новые знания, предлагает им выполнение заданий от
простых к более сложным и сложным, что содействует положительной мотивации учения.
На итоговом занятии учащиеся должны свободно составлять окислительновосстановительные реакции в химии, уметь самостоятельно дописывать продукты
реакций, восстанавливать исходные вещества, правильно определять окислители и
восстановители.
Обучение по программе данного курса позволит учащимся проверить свои силы и
возможности для обоснованного выбора сдачи экзамена с целью поступления в ВУЗ.
Цели курса:
1. Систематизировать, углубить и расширить знания учащихся о сущности окислительновосстановительных реакций, их практическом значении, самых известных окислителях и
восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР.
2. Научить правильно классифицировать окислительно-восстановительные реакции,
решать задачи.
3. Составлять любые уравнения ОВР, используя методы: электронного баланса,
электронно-ионный.
4. Сформировать представление у учащихся о процессе электролиза, научить составлять
уравнения анодных и катодных процессов, расширить представления о коррозии металлов.
Задачи курса:
1.Расширять кругозор учащихся
2.Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к науке «химия»,
показать им разнообразие и значение химических знаний в нашей жизни.
3.Углублять и расширить теоретические и практические знания учащихся.
4.Использовать и развивать межпредметные связи с физикой, биологией,
информатикой.
5.Отработать навыки самостоятельной работы, развивать умения анализировать,
обобщать, делать выводы, доказывать их.
создать условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных
и практических умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и
применять знания.
6.Способствовать правильному выбору и хорошей подготовке учащихся к сдаче
единого государственного экзамена по химии.

Формы и методы работы:
Лекции, составление опорных конспектов в виде схем, индивидуальная, парная и
групповая формы обучения, самостоятельное решение уравнений и задач, выполнение
демонстрационных опытов, обобщение полученных знаний в форме тестов, проведение
практикумов.
В проведении занятий предусматривается использовать как учебные пособия для
школы, так и дополнительные источники, а также дидактические разработки учителя.

К данному курсу разработан дидактический
существенную помощь не только педагогу, но и ученику.

материал,

который

окажет

II. Планируемые предметные результаты освоения элективного курса
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения элективного
курса:
Личностные:
 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
 – с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы
на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
 – учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
 Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций,
решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
 Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
 Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной
траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного
образования.
 Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
 Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного
поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные:













Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Подбирать
к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная
литература, компьютер).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы
действий.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для
этого надо сделать»).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.



Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Предметные:
По итогам элективного курса учащиеся должны знать:
 определение, классификацию и типы окислительно-восстановительных
реакций;
 основные окислители и восстановители, применяемые в химической
промышленности;
 изменение степеней окисления марганца и хрома в зависимости от среды
растворов;
 правила по технике безопасности при работе с важнейшими окислителями и
восстановителями, условия их хранения.
По итогам элективного курса учащиеся должны уметь:
 правильно определять окислители и восстановители, изменение их степеней
окисления,
 составлять электронный баланс двумя методами,
 уравнивать химические уравнения и решать задачи с их использованием.
 самостоятельно работать с дополнительной литературой, уметь выделять
главное из общего, аргументировано отвечать на поставленные вопросы,
делать выводы.
Формы контроля:




классные и домашние контрольные работы
самостоятельные работы;
зачеты.

III. Содержание программы элективного курса химии
« Окислительно-восстановительные реакции в курсе химии»
11 класс (34 часа в год)
Программа элективного курса.
Темы
Тема1. Введение. Теория ОВР.

Кол-во

часов.
3

Тема 2. Классификация окислительно- восстановительных
реакций
Тема 3. Методы составления ОВР

2

Тема 4.Прогнозирование продуктов химических реакций

7

Тема 5. Сера и её соединения с точки зрения ОВР

3

Тема 6. Азот и его соединения с точки зрения ОВР

2

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции в
технике и в жизни
Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции в
органической химии
Итого:

8

3

6
34

Содержание программы
Тема1. Введение. Теория ОВР. (3 часа)
Вводная лекция. Цели, задачи и структура
курса. Правила по технике
безопасности. Рассмотреть понятия валентности, степени окисления, электроотрицательности.
Разобрать различные примеры, сравнивая эти понятия. Определение процессов окисления и
восстановления, окислителей и восстановителей. Примеры ОВР. Важнейшие окислители и
восстановители. Определение химических веществ, которые могут быть окислителями и
восстановителями, выяснение причины этого явления; проявление окислительновосстановительных свойств веществ с промежуточной степенью окисления. Алгоритм
составления уравнений ОВР методом электронного баланса. Показать решение тестов по
курсу на классном компьютере. создать условия для формирования и развития у
обучающих
ся интеллектуальных и практических умений, творческих способностей, умения
самостоятельно приобретать и применять знания.
Тема 2. Классификация окислительно- восстановительных реакций (2часа)
Классификация ОВР. Примеры ОВР разных видов.
Определение окислителя, восстановителя в ОВР различных типов.
Тема 3 Методы составления ОВР (3 часа)
Метод электронного баланса. Метод полуреакций или электронно-ионного обмена:
кислая, щелочная, нейтральные среды. Сравнение данных методов. ОВР с несколькими
окислителями
и
восстановителями.Уравнивание
уравнений
ОВР
методами
электронного баланса и полуреакций
Тема 4. Прогнозирование продуктов химических реакций (7часов)
Влияние концентрации реагирующих веществ и характера среды на продукты
ОВР. Важнейшие окислители; перманганат калия и дихромат калия. Определение
причины их окислительной способности. Изучения схемы изменения степеней окисления
марганца и хрома в зависимости от среды растворов при химических реакциях. Примеры
химических реакций.
Составление окислительно-восстановительных реакций с участием перманганата
калия и
дихромата калия в кислой и щелочной среде и нейтральной среде;

прогнозирование продуктов химических реакций согласно схеме изменения степеней
окисления марганца и
хрома. Решение ОВР. Оксокислоты хлора, брома, иода и их соли. Сравнение
окислительных способностей соединений хлора, брома, иода. Окислительновосстановительные свойства соединений воды и пероксида водорода Направление
ОВР с участием воды и пероксида водорода.
Тема 5.
Сера и её соединения с точки зрения ОВР (3 часа)
Растворение концентрированной серной кислоты. Особенности свойств серной
кислоты при взаимодействии ее с металлами. Зависимость продуктов реакции от
активности металла, концентрации кислоты, температуры. Разложение сульфатов при
нагревании.
Уравнения взаимодействия серной кислоты различной концентрации на металлы
разной активности. Уравнения разложения сульфатов.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты при взаимодействии
её с металлами разной активности, кусочком древесного угля.
Практическая работа Окислительно- восстановительные свойства соединений
серы
Тема 6. Азот и его соединения с точки зрения ОВР (2 часа)
Особенности свойств азотной кислоты при взаимодействии ее с металлами.
Зависимость продуктов реакции от активности металла, концентрации кислоты,
температуры. Разложение нитратов при нагревании.
Взаимодействие очень разбавленной, разбавленной, концентрированной азотной
кислот с металлами разной активности Влияние температуры на продукты реакции
Тема7. Окислительно-восстановительные реакции в технике и в жизни
(8часов)
Горение – окислительно–восстановительная реакция, сопровождающаяся
выделением тепла и света. Взрыв – химическая реакция горения, протекающая с большой
скоростью.
Электролиз расплавов и растворов кислородсодержащих солей и
бескислородных солей. Законы Фарадея. Практическое значение электролиза. Коррозия
металлов, виды, защита металлов от коррозии. Получение металлов в промышленности,
синтез аммиака, получение серной и азотной кислот в промышленности. ОВР в живой
природе (гниение, брожение, фотосинтез, окисление органических веществ в организме).
Круговорот элементов в природе( кислорода, углерода..). Практические занятия: 1).
Электролиз-решение задач. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Химические реакции в гальванических элементах. Гальванические элементы,
применяемые в жизни. Коррозия металлов на воздухе, в условиях различной влажности
и в атмосфере разных газов. Защита металлов от коррозии;
Тема 8 Окислительно-восстановительные реакции в органической химии ( 6
часов)
Окисление алканов, алкенов, алкинов, аренов, спиртов, альдегидов, кетонов,
карбоновых кислот, углеводов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание
органических веществ.

IV. Календарно- тематическое планирование занятий элективного
курса « Окислительно-восстановительные реакции в курсе химии»
11 класс
Тема
№
1.

Вводная лекция. Теория ОВР.

Кол-во
часов
1

Дата
план
факт
03.09

2.
3.

4.
5.

6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.

Правила по технике безопасности
Алгоритм составления уравнений ОВР
методом электронного баланса
Важнейшие окислители и восстановители.
Определение химических веществ,
которые могут быть только окислителями
только восстановителями и обладают
окислительно- восстановительной
двойственностью
Различные типы ОВР
Упражнения в составлении ОВР
различных типов. Уравнивание методом
электронного баланса
Уравнивание ОВР методом электронного
баланса, когда степени окисления меняют
несколько элементов
Порядок составления уравнений ОВР
методом полуреакций
Упражнения по составлению ОВР методом
полуреакций
Влияние концентрации реагирующих
веществ и характера среды на продукты
ОВР
Реакции производных марганца в кислой,
щелочной и нейтральной среде
Реакции производных марганца в кислой,
щелочной и нейтральной среде
Реакции производных хрома в кислой,
щелочной и нейтральной среде
Реакции производных хрома в кислой,
щелочной и нейтральной среде
Направление ОВР с участием воды и
пероксида водорода
Окислительно- восстановительные
свойства галогенов и их соединений
Окислительно-восстановительные
возможности серы и её соединений
Особенности концентрированной серной
кислоты
Практическая работа Окислительновосстановительные свойства соединений
серы
Окислительно-восстановительные
возможности азота, аммиака
Реакции азотной кислоты и нитратов
Восстановительные свойства металлов
Электрохимический ряд напряжений
металлов. Гальванические элементы
ОВР в металлургии
Электролиз расплавов и растворов как
ОВР

1

10.09.

1

17.09.

1
1

24.09.
01.10.

1

08.10.

1

15.10.

1

22.10.

1

29.11.

1

12.11.

1

19.11.

1

26.11.

1

03.12.

1

10.12.

1

24.12.

1

27.12.

1

14.01.

1

28.01..

1

04.021

1
1
1

11.02.
18.02.
25.02.

1
1

04.03
11.03.

25.

26.

27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

(катодные процессы)
Электролиз расплавов и растворов как
ОВР
(анодные процессы)
Прикладное значение электролиза
Упражнения по составлению схем и
уравнений электролиза Решение задач
Коррозия металлов. Способы защиты от
коррозии
Решение тестовых заданий, задач, ОВР
(подготовка к ЕГЭ)
Окислительно-восстановительные
свойства алканов, алкенов, алкинов
Окислительно-восстановительные
свойства аренов
Окислительно-восстановительные
свойства различных классов
кислородсодержащих органических
соединений
Решение экспериментальных задач
Решение тестовых заданий, задач, ОВР
(подготовка к ЕГЭ)
Прикладное значение ОВР
(итоговое занятие)

1

18.03.

1

21.03.

1

01.04.

1

08.04.

1

15.04.

1

22.04.

1

29.04

1
1

05.05.
12.05.

1

19.05.

V. Литература
Основная учебная литература для учащихся:
1. 1.Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В.
Химия.Углубленный уровень. 11 класс; М.: Дрофа, 2018

2. И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.
Издательство «Новая Волна». Москва, 2015.
3. А.А.Каверина, «Химия. Типовые экзаменационные варианты», М.,
Национальное образование, 2021г.
Дополнительная литература для учащихся
1. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д,
изд-во «Феникс», 2016. – 768 с.
1. 2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и
поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006.
2. Доронькин В.Н., Бережная А.Г. , Сажнева Т.В. , Фералева В.А.. Химия . Подготовка
к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы : учебно –
методическое пособие \ Под ред. В.Н. Доронькина .- Изд. 3-е. испр. и дополн. –
Ростов н\ Д : Легион , 2018. - ( Готовимся к ЕГЭ)
3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии для школьников и поступающих в
вузы. М.: Дрофа, 2009, с. 121–150.
.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. –
М.: Новая волна, 2015.
Основная учебная литература для учителя:
1. 1.Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Теренин В. И., Дроздов А. А., Лунин В. В.
Химия.Углубленный уровень. 11 класс; М.: Дрофа, 2018
2.Кузьменко М.В., Ерёмин В.В., Попков В.А. Химия. Для школьников старших классов и
поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. М., Дрофа,2007.
3..Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.:
Новая волна, 2015.
4.Еремин В. В., Кузьменко Н. Е. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс.
— М.:: Экзамен, 2008.
4.

Дополнительная литература для учителя:
1. Доронькин В.Н., Бережная А.Г. , Сажнева Т.В. , Фералева В.А.. Химия . Подготовка
к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы : учебно –
методическое пособие \ Под ред. В.Н. Доронькина .- Изд. 3-е. испр. и дополн. –
Ростов н\ Д : Легион , 2018. - ( Готовимся к ЕГЭ)
2.

Хохлова А. И. Методы составления уравнений окислительно- восстановительных
реакций. Химия. № 44 2002г.

3.

Мартыненко Б. М.,Михалева М. В. К характеристике окислительновосстановительных свойств кислоты. Журнал «Химия в школе» № 5 2002г.

4. Медведев Ю.Н. Химия. Типовые тестовые задания\ Ю.Н. Медведев .-М.:
Издательство «Экзамен» , 2018 .- (Серия «ЕГЭ».Типовые тестовые экзамены)
Интернет-ресурсы:
1. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
2. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
3. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».