Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 городского поселения Терек» Терского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики «РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании МО Терек учителей русского языка и литературы _______2022г. Протокол № ____ от «____» ______2022г. Рук-ль МО_______ Шомахова Л.И. «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР ______________ М.А. Келеметова Директор МКОУ СОШ №2 гп ________ Г.А.Шауцукова Приказ № ____ от Рабочая программа «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» для 6 класса Количество часов: всего – 34, в неделю – 1. Составитель: Шауцукова Г.А., г.п. Терек, 2022г. Рабочая программа «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» Рабочая программа учебного курса «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» для 6 класса 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработан учебный курс № Нормативные акты и учебно-методические документц 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ 2. ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России 3. Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» 4. Устав школы 5. Образовательная программа школы 6. Годовой календарный учебный график на 2022-2023 учебный год 7. Расписание уроков на 2022-2023 учебный год 8. Сборник «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) под ред. Г.Д.Ахметовой. — СПб.: Свое издательство, 2015г. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В. 9. 1.2 Общие цели и задачи программы внеурочной деятельности Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания. Задачи программы: формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству. 1.3 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитан учебный курс В соответствии с учебным планом ФГОС ООО 5-9 классы на 2022-2023 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год, на реализацию программы в 6а, б, в классах отведено 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Класс 6а 6б 6в Название внеурочной деятельности Формирование читательской грамотности Формирование читательской грамотности Формирование читательской грамотности Количество часов (в год) по программе Всего в неделю 34 Количество часов (в год) в рабочей программе 34 34 34 1 34 34 1 1 Обоснование выбора содержания части учебного плана части, формируемой участниками образовательных отношений Отличительные особенности рабочей программы учебного курса для 6а, б, в классов от «Программы курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5– 9 классы» (ФГОС ООО). Авторы: Васильева В. В., Ежова Е. В. из сборника «Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф.» (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) № Раздел Количество часов В примерной программе 1 2 3 4 В рабочей программе 6 кл. 6а, б, в Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 12ч 12ч 14ч 14ч Работа с текстом: оценка информации ИТОГО: 8ч 8ч 34ч 34ч 2. Общая характеристика и содержание программы внеурочной деятельности Программа учебного курса «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» направлена на развитие духовно - нравственного воспитания обучающихся на уровне основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит: − учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст ; − учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы учебного курса. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности: − формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся); − формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации); − формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов; − формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание. ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования. Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. ( В различных её видах вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс. В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Таким образом, констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению. Основная цель учебного курса общекультурного направления «Формирование читательской грамотности» в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности. Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах: 1. Поиск информации и понимание прочитанного; 2. Преобразование и интерпретация информации; 3. Оценка информации. 2.1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 класс Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, на основе содержания текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение информации , содержащейся в разных частях текста. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9ч Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. 2.2 Планируемые результаты изучения учебного курса Содержание деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом » обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику учебного курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на уровне основного общего образования. Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: -определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; -выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -подбирать аргументы, формулировать выводы; -составлять разные виды планов; -объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте; -сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: − определять назначение разных видов текстов; − ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; − различать темы и подтемы специального текста; − выделять не только главную, но и избыточную информацию; − прогнозировать последовательность изложения идей текста; − сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; − выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; − формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; − понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текст: − сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; − обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; − делать выводы из сформулированных посылок; − выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: − связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; − оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; − находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Учебный курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания ,а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Формирование читательской грамотности. Учимся работать с текстом» Количество часов: – 34 часа, в неделю- 1 час. № п/п Наименование разделов Тема занятия Колич-во часов Дано По плану Электронные (цифровые) образовательные ресурсы По факту Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (12) 1 Восприятие на слух и 1 http://festival.1septe mber.ru/subjects/15/ понимание различных видов сообщений. «Русский язык» (№1-5) 2 3 4 5 6 Типология текстов. Речевая ситуация. «Русский язык» (№6-10) Функциональностилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль). «Шахматов» (№1-5) Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. «Шахматов» (№6-10) http://nsc.1septembe r.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореnclas s.ru 1 http://fcior.edu.ru/ http://festival.1septe mber.ru/subjects/15/ http://nsc.1septembe r.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореnclas s.ru/ 1 http://fcior.edu.ru/ http://festival.1septe mber.ru/subjects/15/ http://nsc.1septembe r.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореnclas s.ru/ http://fcior.edu.ru/ 1 http://festival.1septe mber.ru/subjects/15/ http://nsc.1septembe r.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореnclas s.ru/ Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. «Имя числительное» (№1-5) 1 Осознанное 1 http://fcior.edu.ru/ http://festival.1sept ember.ru/subjects/1 5/ http://nsc.1septemb er.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncla ss.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://festival.1sept 7 8 9 чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. «Имя числительное» (№6-10) Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. «Правописание»( №1-5) Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. «Правописание»( № 6-10) ember.ru/subjects/1 5/ http://nsc.1septemb er.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncla ss.ru/ http://fcior.edu.ru/ 1 http://festival.1sep tember.ru/subjects /15/ http://nsc.1septem ber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncl ass.ru/ 1 Смысловые части 1 текста, микротема, абзац, план текста. «Правописание суффиксов имен прилагательных» (№1-5) http://fcior.edu.ru/ http://festival.1sep tember.ru/subjects /15/ http://nsc.1septem ber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncl ass.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://festival.1sep tember.ru/subjects /15/ http://nsc.1septem ber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncl ass.ru/ http://fcior.edu.ru/ 10 Простой, 1 сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. «Правописание суффиксов имен http://festival.1sep tember.ru/subjects /15/ http://nsc.1septem ber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru прилагательных» (№6-10) http://www.ореncl ass.ru/ http://fcior.edu.ru/ 11 12 Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) (№1-5) Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) (№6-10) 1 Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) (№1-5) 1 http://festival.1sep tember.ru/subjects /15/ http://nsc.1septem ber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncl ass.ru/ http://fcior.edu.ru/ 1 http://festival.1sep tember.ru/subjects /15/ http://nsc.1septem ber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореncl ass.ru/ http://fcior.edu.ru/ «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (14) 13 14 Вопросы по содержанию текста. «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) (№6-10) http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 15 16 17 18 19 Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос» (задания типа С) 1 Аргументы, подтверждающие вывод. « Учимся логически мыслить» 1 Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. «Сыроежка» (№1-5) Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка» (№6-10) Преобразование (дополнение) http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje информации из сплошного текста в таблицу. «Необыкновенна я история» (№1-5) 20 21 22 23 Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенна я история» (№610) Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать» (№1-5) Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Добрая книга» (№1-5) cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 Формирование 1 списка используемой литературы и других информационных источников. «Иностранный http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru язык» (№6-10) Создание 1 собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука» (№1-5) Создание 1 небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. «Жизнь на Земле» (№6-10) Выступление 1 перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Лилия» (№1-5) 24 25 26 http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/ Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (8) 27 28 29 30 31 Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. «Конкурс» (№610) Выражение собственного мнения о прочитанном. «Текстовые связи» (№1-5) Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. «Текстовые связи» (№6-10) Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» (№1-5) Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» (№6-10) 1 http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 32 33 34 Пути восполнения недостающей информации. «Белокуриха» Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. «Золотые кони хана Батыя» Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. «Вологда» Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ 1 http://fcior.edu.r u/ http://festival.1se ptember.ru/subje cts/15/ http://nsc.1septe mber.ru/urok/ http://schoolcollection.edu.ru http://www.ореn class.ru/ http://fcior.edu.r u/