Рабочая программа 10 класс по русскому языку

Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы учебного предмета «Русский язык» для 10класса
1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(редакция 2018 года);
2) Приказ МО РФ № 413 от 2.05. 2012 г. «Об утверждении ФГОС СОО» (редакция 2017 года)
3) СанПин 2.4.2821-10 (редакция 2019 г.)
4) Учебный план МКОУ СОШ № 2 г.п. Терек на 2022-2023 учебный год;
Настоящая примерная программа учебного предмета «Русский язык» для 10 классов
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, с учетом содержания примерной основной образовательной
программы среднего общего образования и рабочей программы по русскому языку к УМК Л.
М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.Г. Нарушевича и др. «Русский язык» -10-11 классы.
Базовый уровень/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, А.Г.Нарушевич и др – М.:
«Просвещение», 2019 г.
Цель реализации программы:
-достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной
траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
– способствовать формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
– обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования;
- создать условия для формирования представлений обучающихся о предметной области
«Русский язык»;
Место рабочей программы в ООП:
Согласно учебному плану МКОУ СОШ №2 г.п.Терек на 2021-2022учебный год на изучение русского
языка на уровне среднего общего образования (базовый уровень) отводится в 10 классе -1 час в
неделю, 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение)
и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации,
рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10-11 классах
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Язык и общество. Язык и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные
процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого
общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных
типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях
межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства,
характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной
речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Литературный язык и язык художественной
литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения
наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи.Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности ― чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого
этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной
речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: 5
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их
использование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА КУРСА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ (базовый уровень)
Курс русского языка в 10 классе предусматривает изучение следующих
разделов:
• Язык как знаковая система и общественное явление.
• Язык и общество.
• Язык и речь. Культура речи.
• Речь. Речевое общение.
• Текст. Виды его преобразования.
• Повторение.

Тематическое планирование, 10класс
№ п/п

Тема урока

Количество Дата план
часов

Дата факт

ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (9 ЧАСОВ)

1
2
3-4

Язык как знаковая система. Основные функции языка
Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного
изучения
Язык и культура

5
Русский язык в Российской Федерации
6
Формы существования русского национального языка
7
Словари русского языка
8
Входная контрольная работа
9
Анализ контрольной работы
ЯЗЫК И РЕЧЬ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 часов)
10
11
12-13
14
15-16

Единицы языка. Уровни языковой системы
Фонетика. Орфоэпические нормы. Тесты
Лексикология и фразеология. Лексические нормы.
Контрольная работа
Морфемика и словообразование. Словообразовательные
нормы.
Морфология. Морфологические нормы. Тесты

1
1

07.09
14.09

2

21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
10.11

1
1
1
1
1

1
1
2
1

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.
Правописание гласных в корне.
Правописание приставок. Буквы И иЫ после приставок
Правописание н и нн в словах различных частей речи
Правописание не и ни, правописание предлогов, союзов,
частиц.
22
Контрольная работа по теме «Единицы языка»
23
Анализ контрольной работы
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (2 часа)

1
1
1
1
1

21.12
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02

1
1

15.02
22.02

24
Язык и речь. Речевое общение.
25
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
ТЕКСТ. ВИДЫ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (6 ЧАСОВ)

1
1

01.03
09.03

Признаки текста
Информационная переработка текста. План. Тезисы.
Конспект.
28
Реферат. Аннотация
29
Оценка текста. Рецензия
30
Сочинение-рассуждение
31
Сочинение-рассуждение
ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

1
1

15.03
22.03

1
1
1
1

05.04
12.04
19.04
26.04

1
1
1
1

03.05
10.05
17.05
24.05
Общее количество часов: 35.

17
18
19
20
21

26
27

32
33
34
35

Повторение изученного в 10 классе
Годовая контрольная работа
Анализ контрольной работы
Резервный урок

2

16.11
23.11
30.11
07.12
14.12

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ

ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575785

Владелец

Шауцукова Галина Алексеевна

Действителен

С 11.04.2022 по 11.04.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».