11 кл

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012г.№273- ФЗ «Закон об образовании в РФ.»
2.Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки РФ
от 05.03.2004 г. №1089
3. Приказа Минобрнауки РФ от 07.06.2017 г. №506 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089;
4.Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
МКОУ СОШ №2 г.п.Терек, №101/2-п от 30.08.2016г
5. Учебного плана МКОУ СОШ №2 гп Терека на 2021 – 2022 учебный год;
6. Авторской программой. «Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10-11
класс», авт. Лебедев Ю.В., «Просвещение», 2017 г.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:
1 Учебник «Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) в 2-х частях, 11 класс»,
под ред. Журавлева В.П., «Просвещение», 2017 г.2. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература:
11 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017.
3. Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс:
Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2010г
Задача литературного образования - наполнение курса таким духовно-нравственным
потенциалом, который обеспечивал бы воспитание на уроках литературы не просто грамотного
читателя, а литературно образованного человека.
Поэтому изучение словесности обеспечивает глубокое погружение ученика в национальную
культуру, освоение ее ценностей, тем самым формируя общенациональные основы его
мироощущения. Именно это является корнем патриотизма и гражданственности, понимаемых не
отвлеченно, а конкретно-исторически. Задача изучения русской литературы - формировать
любовь к России, а не «патриотизм» как таковой, желание служить России, быть ее гражданином,
а не «гражданственность» вообще.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературы в 11
классе предусмотрено 102 часа (3 часа в неделю).
Роль литературы как учебного предмета определяется тем, что литературное образование
выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, является
неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации..Основной формой
организации образовательного процесса при реализации данной рабочей программы является
урок, также предусмотрена система внеурочной работы по предмету: выпуск предметных газет,
участие в литературных конкурсах художественного чтения и т.д.
Цели литературного образования в средней (полной) школе на базовом уровне
определены образовательным стандартом:
воспитание
духовно
развитой
личности,
готовой
к самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
1

аналитического мышления,
литературно-творческих
способностей,
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

читательских

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего
представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях,
о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном
контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных
литературных произведений в их научных, критических и художественных
интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование
необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в
ресурсах Интернета и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:


приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;



овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;



учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых произведений;



научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;



научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам
свободного владения письменной речью;



научиться анализу художественного произведения;



освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенции

2

2 Планируемые результаты освоения предмета
Изучение литературы в 11 классе призвано обеспечить:
 приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой
художественной литературы, формирование их представлений о литературе
как об одном из важнейших достижений культуры;
 формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
 развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки
произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
 воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических
чувств, гражданской позиции;
 воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
 Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных
текстов, в том числе и чтение наизусть.
 Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого
лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) —
небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
 Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя
(в том числе групповая, сравнительная).
 Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское
чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка
сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных
героев (на основе прочитанного).
 Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных
произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
 Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных,
энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
 Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым
художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на
литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с
изученным.
 Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы
героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
 Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную
книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
 Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и
сложного).
 Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления,
сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета
«Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
 прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и
текстуального изучения,
 воспроизвести их конкретное содержание,
3

 дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
 анализировать и оценивать произведение как художественное целое,
характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея
(идейный смысл), основные герои;
 особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их
взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
 род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
 выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению
личностную оценку;
 обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его
написания;
 объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
 пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
 давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о
произведении;
 писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
 писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных
вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие
учащимся;
 писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой
собственного отношения к героям и событиям;
 выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные
наизусть.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
 историко-культурный контекст изучаемых произведений;
 основные теоретико-литературные понятия;
 общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные
литературные направления);
уметь:
 работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать
фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
 определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;
 выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;
 сопоставлять литературные произведения;
 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
4



участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
 писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных
произведениях, сочинения.
 комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
 использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию
автора при анализе и оценке произведения;
 обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе
анализа и обсуждения произведения;
 использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки
художественного текста;
 пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы
энциклопедических изданий;
 активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения
литературы.
Понимать:
 закономерности происхождения литературы;
 жанровые особенности произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для:
 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом
норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня
подготовки по литературе должны стать:
 обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного
произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в
процессе обучения;
 ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или
краткой форме;
 оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно»,
«достаточно» — «недостаточно»;
 ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания
художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как
различные возможные толкования содержания произведения, так и
вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области
литературного образования являются:
 начитанность
учащихся
в
области
художественной
литературы
(разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы,
влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
 глубина освоения
идейно-художественного
содержания произведения
(личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания
и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
 уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из
них к анализу и оценке художественных произведений);
 качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения
литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы
видами речевых высказываний).
При реализации данной рабочей программы используются следующие технологии
обучения:
5

- личностно-ориентированное (дифференцированное) обучение,
- проблемное обучение,
- элементы проектной технологии,
- технология тестовой проверки знаний,
- информационно-коммуникационные технологии,
- технология контекстного обучения (групповой работы),
- здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
- использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального
анализа;
- определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера.
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной
информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно).
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных
выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.).
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения
различных жанров).
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ текстов, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента;
- подготовка рефератов, докладов, мультимедийных презентаций;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
Рабочая программа предусматривает текущую и промежуточную (переводную)
аттестацию обучающихся, а также следующие формы и методы контроля:
-фронтальный опрос, тест, творческие работы разных жанров, индивидуальные задания,
доклады, рефераты, выполнение презентаций по заданной теме, выразительное чтение
художественных произведений и их фрагментов наизусть, письменные ответы на задания
учебника, написание сочинений разных жанров, составление конспектов критических статей,
анализ стихотворных текстов.

3.Содержание рабочей программы
Введение. Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Трагедийное
мироощущение авторов рубежа веков, наслаждение красотой жизни и роковые
предчувствия,
объединяющие
писателей
независимо
от
художественной
индивидуальности и партийной принадлежности. Родство реалистических и
6

модернистских явлений в литературном процессе, их общность в ощущении
катастрофического состояния мира и поиске духовного основания для грядущей новой
жизни.
Реализм в литературе рубежа веков.
Основные модернистские течения в русской литературе конца XIX - начала хх века.
Символизм, акмеизм, футуризм.
Теория литературы: историко- литературный процесс; литературные направления и
течения: романтизм, неоромантизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.
И. А. Бунин. «В лесу, в горе родник, живой и звонкий ... », «Еще и холоден и сыр ... »,
«Густой зеленый ельник у дороги ... », «Первый соловей».
Поэзия и лирическая проза Бунина - наследница традиций русской классики. Острота
поэтического зрения и острое чувство ускользающей жизни в стихотворениях Бунина,
прославляющих «любовь и радость бытия», кипение жизни в борьбе со смертоносными
стихиями времени, революции, забвения.
«Господин из Сан-Франциско». Образ надвигающейся катастрофы, мотив возмездия за
обессмыслившуюся жизнь современного человечества в рассказе.
«Легкое дыхание». Вечно новая история расцвета женской души, прекрасной и
исковерканной жестокостью мира. Трагическая судьба Оли Мещерской и ее неумирающая
красота, разлитая в мире. Чувство вины перед погубленной красотой, юной жизнью «положительный герой» рассказа.
«Темные аллеи». Художественное совершенство рассказа. Точность и краткость пушкинские черты прозы Бунина в сочетании с тонким психологическим рисунком.
Теория литературы: стиль, язык литературного произведения; деталь, подтекст;
психологизм.
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Продолжение традиций русской прозы в творчестве
Куприна. История любви чиновника Желткова к княгине Вере. Черты «маленького
человека» в образе Желткова и новизна трактовки темы в рассказе Куприна. Размышления
героев о сущности любви и ее роли в жизни человека. Авторская позиция. Теория
литературы: проблематика; стиль, язык литературного произведения; деталь, подтекст;
символ.
А. М. Горький. «На дне». Ночлежка и ее обитатели: разные пути с общим итогом.
«Хищные» и смирные: беспросветность жизни тех и других. Странный старик Лука среди
ночлежников. Фольклорные и книжные ассоциации, связанные с его образом. Жизненная
философия Луки, суть его правды. Попытка героев пьесы осмыслить и высказать правду о
человеке. Авторская позиция, ее неоднозначность.
«Макар Чудра», Неоромантические мотивы рассказа Горького, связь его с «цыганской
темой» в русской литературе. Теория литературы: проблематика; идея, авторская позиция
и средства ее выражения.
А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека ... », «В ресторане»,
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво ... », «На железной дороге». «Рожденные в года
глухие ... », «Девушка пела в церковном хоре ... », «О доблестях, о подвигах, о славе ... »,
Прозаическая реальность и ее преображение в символическом свете загадочной поэзии А.
Блока. «Избитые» темы реалистической литературы «<чудное мгновенье», нищая русская
природа и богатая история, «лишний человек», петербургский мир, женская доля,
железная дорога и др.), обновленные мистическим прозрением поэта, заново увиденные в
отблесках приближающейся грозы.
7

Поэма «Двенадцать». Битва стихий, рождение будущего в пожаре и крови прошлого в
поэме Блока. Теория литературы: Символизм; лирический герой, поэма; изобразительновыразительные средства в поэтическом произведении; художественное время и
пространство.
Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты
Н. А. Клюев, В. Хлебников.
Судьба каждого из поэтов, отражение в ней трагических изломов истории. Особенности
творчества. Новаторские черты и традиции классической литературы, индивидуальность
творческой манеры и связь с литературным течением.
Теория литературы: стиль писателя, язык литературного произведения; ритм, рифма,
строфа; дольник, белый стих, верлибр.
В. В. Маяковский. «А вы могли бы? .. », «Нате!», «Послушайте! .. », «Скрипка И
немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». «Необычайное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Разговор с фининспектором о поэзии».
Громкий И тихий Маяковский в своей ранней лирике; бабочка и алый флаг «поэтиного
сердца». Ранимость и беззащитность поэта перед враждебными чудовищами пошлости,
нелюбви, бездушия, безликости, обыденности.
«Облако в штанах». Трансформация поэмы в лирический монолог. Единство
исповедальной и ораторской интонации в поэзии Маяковского. Футуристические черты
поэтики.
Теория литературы: футуризм, ритм, рифма, строфа, акцентный стих.
А. П. Платонов. «Сокровенный человек». Традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина и
Чехова в прозе Платонова. Образы людей, души которых искорежены революционной
смутой, в повести «Сокровенный человек». Талантливость и трудолюбие героя, дар
чувствовать машину и природу как живое существо. Неистребимость «сокровенного»
начала в человеке.
С. А. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная! .. », «Не бродить, не мять в кустах багряных ... » ,
«Мы теперь уходим понемногу ... », «Письмо К матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая
... », «Шаганэ ты моя, Шаганэ ... », «Не жалею, не зову, не плачу ... », «Русь советская»,
«Отговорила роща золотая ... », «Сорокоуст» (отрывок), «Пушкину».
Художественная цельность поэзии Сергея Есенина, во всех отдельных мотивах
подчиненной главной теме Родины-России. Лирическое отражение обретений и утрат
поэта на житейской дороге в стихотворениях разных лет. Народно-песенная стихия
есенинской лирики и отголоски в ней литературных увлечений поэта. Осмысление в
творчестве Есенина перемен в судьбе русской деревни, понимаемых как изменения в
свойствах народной души. Теория литературы: литературный герой, тематика, пафос;
художественное время и пространство.
М. А. Булгаков. «Белая гвардия»(обзор). Роман «Мастер и Маргарита» История
создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа.
Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики.
Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.
Человеческое и божественное в облике Иешуа. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано ... », «Стихи к Блоку», «Кто создан
из камня, кто создан из глины ...», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий
», «Вот опять окно…», «Москва! Какой огромный », Дерзкий талант Марины Цветаевой,
неповторимая интонация, яркая индивидуальность поэтического мира. Теория
литературы: лирический герой, пафос, ритм, рифма, строфа.
8

О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса ... », «За гремучую
доблесть грядуших веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез », «Дано мне тело что мне делать с НИМ ••• », «Петербургские строфы», «Век». Хрупкая красота жизни в
изображении о. Мандельштама, изысканная живописность и музыкальность образов в его
лирике. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Образы античной
культуры, воспоминания золотого века России и трагический опыт современного поэта.
Теория литературы: акмеизм; изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении; деталь.
А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью ... », «Мне
ни К чему одические рати ... », «Мне голос был. Он звал утешно ... », «Родная земля ... »;
по выбору: «Творчество», «Смуглый отрок бродил по аллеям ... », «Мужество», «Я
научилась просто, мудро жить ... », Женская душа, впервые «заговорившая» В полный
голос в лирике Ахматовой. Психологическая точность подробностей и философская
обобщенность в изображении интимных состояний души. Преемственность темы
творчества в лирике Ахматовой по отношению к поэтам прошлого: Горацию, Данте,
Пушкину. Осознание творчества как жертвенного служения. Тема Родины в лирике
Ахматовой.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон» (обзорное изучение).
Продолжение традиций русского романа-эпопеи в романе Шолохова «Тихий Дон».
Единство исторических судеб России и личных судеб героев романа. Отрицание
Шолоховым войны как бессмысленного, жестокого дела вслед за Лермонтовым и Л.
Толстым. Объективность автора в изображении Гражданской войны, гуманизм и
правдивость в освещении трагических страниц истории.
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать! .. », «Определение поэзии», «Во
всем мне хочется дойти ... », «Гамлет», «Зимняя ночь», «Без названия» «<Недотрога,
тихоня В быту ... »), «Свидание» «Засыпет снег дороги ... »), «Быть знаменитым некрасиво
... », Экспрессивность, метафоричность, ассоциативность ранней лирики Пастернака и
«немыслимая простота» его зрелой поэзии. Личное и вечное в их нерасторжимом
единстве. Женщина как непостижимое чудо в любовной лирике Пастернака. Философские
и религиозные мотивы творчества поэта. Размышления о сущности поэтического ремесла.
«Доктор Живаго» (обзор). Теория литературы: лирический герой, мотивы лирики;
психологизм; эволюция творчества.
А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете ... », «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины .. .», «Дробится рваный цоколь монумента ... », «Я убит подо
Ржевом ... », «Жить бы мне век соловьем-одиночкоЙ ... », «Т... дура, смерть: грозишься
людям ... ». Память войны в поэзии Твардовского, чувство ответственности перед
павшими, определившее нравственную позицию поэта в мирной жизниТеория
литературы: лирический герой, мотивы лирики; психологизм; эволюция творчества.
К. М. Симонов. «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », «Тот
самый длинный день в году ... », Война и любовь в стихотворениях К. Симонова. Чувство
кровного родства с Русской землей, сыновней преданности ее лесам и пажитям, боль
солдата, пережившего позор отступления, преклонение перед русской женщиной,
способной выстрадать все и вдохнуть в друга силу и веру.
Теория литературы: поэзия; лирический герой; тематика.

9

Дж. Оруэлл. «Скотный двор». Сатирическая притча Дж. Оруэлла как еще один вариант
антиутопии. Зарождение, расцвет и крах тоталитарной системы в гротескном
изображении Дж. Оруэлла.
Теория литературы: сатира; антиутопия; притча.
В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы»; А. И. Солженицын. «Один день Ивана
Денисовича». Лагерная тема в прозе 50-60-х годов хх века. Необходимость осмыслить
опыт испытания человеческой сущности нечеловеческими условиями лагерного быта.
Попытка найти причины и оценить итоги национальной трагедии, сравнимой с трагедией
войны, но не пробуждающей чувства гордости, а вызывающей мучительные вопросы и
тяжелые раздумья. Обличение сталинского режима и тема ответственности каждого за
происходящее в стране. Особенности трактовки темы в рассказах Шалимова и
Солженицына.
Теория литературы: тематика, проблематика; сюжет, авторская позиция.
Лирика поэтов, прошедших сталинские лагеря (обзор).
Проза второй половины ХХ века Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе
хх века
А. Н. Толстой. «Русский характер»; В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»; Б. Н.
Полевой. «Повесть о настоящем человеке»; В. В. Быков. «Обелиск», «Сотников»,
«Альпийская баллада»; В. Л. Кондратьев. «Сашка»; Ю. В. Бондарев. «Горячий снег»; Б. Л.
Васильев. «А зори здесь тихие ... ».
Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70х годов. Изображение суровых будней войны. Ненависть к фашизму и стремление к
Победе - пафос произведений военных лет. Теория литературы: рассказ, повесть, роман;
проблематика, идея.
Б. Л. Васильев. «Завтра была война». Юность на фоне века. Романтические мечты,
высокие идеалы, споры о поэзии, первая любовь героев повести. Их первое столкновение
с суровым временем и его жестокими вопросами. Учителя истинные и мнимые в повести.
Нравственный выбор героев предвоенного поколения.
В. М. Шукшин. «Как помирал старик», «Чудик», «Микроскоп». Взгляд писателя «во
глубину России», умение рассмотреть под грубоватой обыденностью неугасимую искру
духовного огня, проявляющуюся В затаенной любви, талантливом чудачестве, «необщем
выражении» лица его героев.
В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Матёра как символический образ России:
история и мифы. острова. Судьбы старух и их детей - коллективный образ трех поколений
русских людей. Стремление автора раскрыть сложный порядок передачи вековых
традиций и ценностей от поколения к поколению, обнаружить сбои в этом налаженном
веками процессе.Теория литературы: литература как искусство слова; художественный
образ.
Поэзия второй половины ХХ века
Н. М. Рубцов. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Звезда полей», «Тихая
моя родина». Тихий, окутанный тайной образ России в лирике Н. Рубцова. Неисчерпаемая
глубина русской печали, странническая, бродяжья, есенинская закваска души лирического
героя, сознание утраты древних истоков жизни и чувство вины перед покинутой родиной.
Космический масштаб русского пейзажа в стихотворениях Н. Рубцова.

10

И. А. Бродский. «Ни страны, ни погоста ... », «Прощай, позабудь ... », «Сретенье»,
«Рождественская звезда». Неприятие советской действительности как в масштабных, так
и в бытовых ее проявлениях.
Фактический разрыв поэта с Родиной и поэтическое отстранение от России. Попытка
Бродского сделать мировую культуру своей новой отчизной. Обращение к вечным
библейским образам для осмысления человеческого призвания в мире.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. «Мама», «Журавли» (<<Мне кажется порою, что ДЖИГИТЫ ••• »),
«Разве тот мужчина?»; из цикла «Восьмистишия»: «Двадцатый век сурово хмурит брови
... », «Везде поэты ропщут, что стихов ... » И др. (переводы Н. Гребнева, Я. Козловского).
Национальный колорит и общечеловеческая проблематика стихотворений Р. Гамзатова.
Образное воплощение темы неразрывной связи ушедших и живых в стихотворении
«Журавли». Отличие звучания темы в оригинальном стихотворении и варианте, ставшем популярной песней М. Бернеса.
Теория литературы: лирика, стиль автора, темы, мотивы лирики.
Драматургия второй половины ХХ века
В. С. РОЗОВ. «Вечно живые»; А. В. Вампилов. «Утиная охота». Гражданский долг и
любовь, камерное звучание гражданской ноты, погруженной в атмосферу бытовых,
семейных отношений, в творчестве Розова-драматурга. Развитие традиционных тем и
образов русских интеллигентов в драме «Вечно живые».
Решение сложных нравственных проблем в острых, конфликтных ситуациях на
современном бытовом материале в пьесах Вампилова. Литература последнего десятилетия
(обзор)
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм как
кризисный феномен искусства второй половины :ХХ века. Развитие реалистических
традиций в прозе В. Г. Распутина «В ту же землю», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Изба»),
В. Н. Крупина «Крестный ход», «Слава Богу за всё»),
В. Ф. Потанина «На расстоянии дыхания», «Черемуха милая, вспомни ... ), Б. Екимова
(«Пастушья звезда») и в поэзии В. А. Кострова «Не банкира, не детей Арбата ... »,
«Укрепись, православная вера ... », «Защити, Приснодева Мария! .. », «Полон взгляд тихой
боли и страха ... »), Г. Я. Горбовского «<Любовь к Отчизне - бескорыстна ... », «Россию не
любят: прохладна, огромна ... », Н. А. Мирошниченко «Я шла куда-то бесконечным полем
... », «Уроки французского») и др. Последние публикации в журналах, получившие
общественное признание и положительные отклики в печати.
Учебно-тематический план
№

1

Название раздела
Русская

литература

Кол-во

В том числе:

часов

Уроков

В/Ч

Р/Р

53

2

3

первой 53

половины ХХ века.
2

Проза второй половины ХХ в.

33

32

3

Поэзия второй половины ХХ в.

5

5

4

Драматургия второй половины 3

3
11

2

ХХ в.
Литература

последнего 6

6

десятилетия.
5

№
ур.

1,2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26,2

итого

102

4.Календарно-тематическое планирование по литературе
Тема и краткое содержание урока
Колво
часов
Судьбы русской литературы на
новом историческом этапе.
И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.
Традиции русской классики в поэзии и лирической
прозе И.А. Бунина.
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.
Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Вн.чт.«Чистый понедельник». Искания героев рассказа.
«Легкое дыхание». Трагическая судьба Оли Мещерской
и ее неумирающая красота.
«Темные аллеи». Художественное
совершенство
рассказа.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество писателя.
Продолжение традиций русской прозы в творчестве
Куприна.
«Гранатовый браслет». Изображение любви в рассказе.
Мастерство
Куприна-художника:
многоцветье
и
полнозвучие мира в рассказе. Сочинение по творчеству
И.А. Бунина и А.И. Куприна.
М. Горький. Творческий путь писателя в ХХ веке.
Пьеса «На дне»: система образов.
Ночлежка и ее обитатели.
Лука среди ночлежников. Жизненная философия Луки.
Правда о человеке в пьесе.
Авторская позиция в пьесе М.Горького «На дне».
«Макар Чудра». Неоромантические мотивы в рассказе.
Р/Р Сочинение.
А. Блок. Жизнь и творчество писателя. Основные
мотивы лирики.
Символизм поэзии Блока.
Поэма «Двенадцать» как своеобразный отклик поэта на
революционные события.
Контраст как организующий принцип в художественном
мире поэмы.
Символика в поэме.
Библейские образы и апокалипсическое мотивы в поэме.
Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (Н.
12

Дата проведения
По
плану

2
1
1

06.09
08.09

1

10.09

1
1

13.09
15.09

1

17.09

1

20.09

1
1

22.09
24.09

1
1
1
1
1
1
1
1
1

27.09
29.10
01.10
04.10
06.10
08.10
11.10
13.10
15.10

1
1

18.10
20.10

1

22.10

1
1
2

25.10
27.10
29.10-01.11

По
факту

7
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Клюев, Н. Гумилев).
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Особенности
ранней лирики.
Художественное своеобразие ранней лирики В.
Маяковского.
Футуристические черты поэтики.
Особенности любовной лирики в. Маяковского.
Тема поэзии и призвания поэта в постреволюционной
лирике Маяковского.
А.П. Платонов. Жизнь и творчество писателя.
«Сокровенный человек».
Образы людей, души которых искорежены революцией,
в повести «Сокровенный человек».
С.А. Есенин. Жизнь и творчество писателя.
Художественная цельность поэзии С. Есенина.
Тема родины-России на разных этапах творчества поэта.
Вн.чт.Поэмы С.Есенина (обзор).
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая
гвардия» (обзор).
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История
романа. Жанр и композиция.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита».
Любовь и творчество в романе.
Р/Р Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».
М.И. Цветаева. Жизнь, творчество и личность поэта.
Особенности любовной лирики.
Ощущение бесприютности и тоски по родной земле в
стихотворениях разных лет.
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество поэта.
Акмеизм в поэзии Мандельштама.
А.А.
Ахматова.
Жизнь
и творчество поэта.
Психологическая подробность ранней лирики.
Тема творчества в лирике Ахматовой.
Тема родины в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием» - памятник муке и мужеству.
Образ лирической героини в поэме.
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Роман «Тихий
Дон».
Традиции романа-эпопеи в романе Шолохова «Тихий
Дон».
Единство исторических судеб России и личных судеб
героев романа.
Изображение Гражданской войны в романе. Образ
Григория Мелехова.
Тема любви в романе. Женские образы в романе.
Р/Р Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий
Дон».
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество поэта.
Особенности ранней лирики Пастернака.
Основные мотивы лирики. Размышления о сущности
13

1

01.11

1

12.11

1
1
1

14.11
15.11
19.11

1

21.11

1

22.11

1
1
1
1
1

26.11
28.11
29.11
03.12
05.12

1

06.12

1
1
1
1
1
1

10.12
12.12
13.12
17.12
19.12
20.12

1
1
1

24.12
26.12
27.12

1
1
1
1
1

14.01
16.01
17.01
21.01
23.01

1

24.01

1

28.01

1

30.01

1
1

31.01
04.02

1
1
1

06.02
07.02
11.02

63
64
65
66
67
68
69
70
71

72
73
74
75
76
77
78
79

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

поэтического ремесла.
Женщина как непостижимое чудо в любовной лирике
Пастернака.
Своеобразие поэтики романа «Доктор Живаго».
Образ Юрия Живаго.
Любовная тема в романе.
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема
войны в поэзии.
К. Симонов. Жизнь и творчество поэта. Война и любовь
в стихотворениях Симонова.
Сатирическая притча Д.Оруэла «Скотный двор».
Лагерная тема в прозе 50-60-х годов ХХ века.
Испытание человека нечеловеческими условиями
лагерного быта в прозе
В.Т. Шаламова и А.И.
Солженицына.
Обличение сталинского режима и тема ответственности
каждого за происходящее в стране.
Особенности трактовки темы в «колымских рассказах»
В. Шаламова.
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века.
Эволюция темы от произведений, созданных в годы
войны, к «лейтенантской прозе» 60-70 х годов.
Жизнь и творчество Б. Васильева.
Тема и проблематика повести «Завтра была война».
Отражение времени в повести Б.Васильева. Р/Р
Сочинение «Тема Великой Отечественной войны в
литературе».
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. «Как помирал
старик».
«Чудик», «Микроскоп». Герои рассказов Шукшина.
Художественное своеобразие прозы В. Шукшина.
В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой».
Матера как символический образ России.
Проблематика повести. Авторская позиция.
Открытый финал повести как призыв к восстановлению
связи времен.
Н.Рубцов. Жизнь и творчество поэта. Образ России в
лирике.
Лирический герой стихотворений Н.Рубцова.
И.А. Бродский. Жизнь и творчество.
Обращение к вечным темам и образам в лирике
И.Бродского.
Национальный
колорит
и
общечеловеческая
проблематика стихотворений Р. Гамзатова.
Гражданский долг и любовь в творчестве Розовадраматурга. «Вечно живые».
Трагедия нравственной деградации личности в пьесе
Вампилова «Утиная охота».
Основные тенденции современного литературного
процесса.
14

1

13.02

1
1
1
1

14.02
18.02
20.02
21.02

1

25.02

1
1
1

27.02
28.02
04.03

1

06.03

1

07.03

1
1
1

11.03
13.03
14.03

1
1
1

18.03
20.03
21.03

1

01.04

1
1
1
1
1
1

03.04
05.04
08.04
10.04
11.04
15.04

1

17.04

1
1
1

18.04
22.04
24.04

1

25.04

1

29.04

1

02.05

1

03.05

95
9697
98102

Постмодернизм как кризисный феномен искусства 1
второй половины ХХ века.
Размышление о прошлом, настоящем и
будущем 1
родной литературы.
Литература последнего десятилетия.(по выбору)
6

06.05
08.05
10.05
15.05
17.05
19.05
23.05

5. Список литературы (основной и дополнительной)
Основная литература для учащихся
1.учебник «Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) в 2-х частях, 11 класс»,
авт. Лебедев Ю.В., «Просвещение», 2017 г.
2. В мире литературы. 11 класс: Учебник для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г. Кутузов,
А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2016.
3.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие /А.Б. Есин. – М.:
Флинта : Наука, - 2017
Дополнительная литература для учащихся:
1.Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры.
Терминологический словарь / В.П. москвин. – Ростовн/Д: Феникс, 2017.
2.Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа,
3Русский язык. Литература. 5-11 классы : уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты,
викторины./ сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011.

Основная литература для учителя
1учебник «Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) в 2-х частях, 11
класс», авт. Лебедев Ю.В., «Просвещение», 2017 г.
2.Беляева Н.В. Литература. 10-11 класс. Проверочные работы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
3.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ в. 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. –
4.Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. I полугодие / авт.сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012.
Дополнительная литература для учителя:

1.Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
2-учебник «Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) в 2-х частях, 11
класс», авт. Лебедев Ю.В., «Просвещение», 2017 г.
3Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе XX века.; 11 класс, 1 полугодие. –
М.: ВАКО, 2005.
4.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе XX века.; 11 класс, II полугодие. –
М.: ВАКО, 2005.
Электронные ресурсы:
•
http://www.lib.ru/ – Электронная библиотека;
•
www.virlib.ru – Виртуальная библиотека;
•
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека;
•
www.litera.ru/ – электронные тексты литературных произведений (поэзия)

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».