Пояснительная записка. Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся 10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Курс рассчитан на 1 час в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 34 часа. Цели и задачи изучения курса. Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачи курса: обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ; подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В); формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С). Ученики должны иметь представление о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку; знать сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету; содержание заданий ЕГЭ; уметь применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм; применять приёмы сжатия текста; понимать и интерпретировать текст; создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста; аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт. Программа Введение Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Повторение основных сведений о тексте. Что такое текст? Связь предложений в тексте. Стили текста: публицистический стиль. Стили текста: художественный стиль. Типы текста. Подготовка к сочинению уровня С. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Комплексная подготовка к ЕГЭ Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Тематическое планирование Раздел программы Тема Количество часов 1. Введение Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. 1 2. Повторение основных сведений о тексте. 1. Что такое текст? Связь предложений в тексте. 2. Стили текста: публицистический стиль. 3. Стили текста: художественный стиль. 4. Типы текста. 5. Зачетная работа №1 1 1 1 1 1 3. Подготовка к сочинению 1. Тема, идея текста. уровня С. 2. Проблематика текстов. Способы формулировки проблемы текста. 3. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 4. Выявление и формулировка авторской позиции. 5. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации. 6. Отработка навыков аргументации. 7. Зачетная работа №2. 8. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. 9. Практикум по написанию сочинения. 10. Анализ сочинений. 11. Зачетная работа №3. 1 3 2 2 3 4 1 2 3 2 1 4. Комплексная подготовка 1. Тренинг в формате ЕГЭ. к ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Список рекомендуемой литературы 4 Всего 34 часа 1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008. 2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009. 3. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008 4.Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Лекция №8 www.1september.ru 5. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007 6. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009